ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-9838/19 от 26.05.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-9838/2019

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 26 мая 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе в составе

Председательствующего Латушкиной С.Б.,

судей Прудентовой Е.В., Раужина Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-395/2019 () по иску ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права на получение меры социальной поддержки как ветерана боевых действий

по кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятии от 26 февраля 2020 г.

Заслушав доклад судьи Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратился в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ к Министерству социальной защиты населения по Республике Бурятия (далее по тексту – министерство) о признании за ним права на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 25 февраля 2003 г.

Требования мотивированы тем, что истец является ветераном боевых действий, с 25 февраля 2003 г. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Советского района г. Улан-Удэ, вставал на учет по общему списку. Удостоверение ветерана боевых действий получил 23 марта 2005 г., до получения удостоверения подтверждением ветерана боевых действий являлась справка, выданная по месту службы. Истец полагает, что право на обеспечение жильем как ветерана боевых действий наступило с даты обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть с 25 февраля 2003 г..

Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 февраля 2019 г. исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятии от 5 июня 2019 г. решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 февраля 2019 г. было отменено. По делу принято новое решение: исковые требования ФИО1 были удовлетворены, за ФИО1 признано право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий - 25 февраля 2003 г.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда от 21 ноября 2019 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятии от 5 июня 2019 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятии от 26 февраля 2020 г. исковые требования ФИО1 были удовлетворены; за ФИО1 признано право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий 1 января 2004 г.

Представителем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ФИО2, действующей на основании доверенности №1-С от 13 января 2020 г. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятии от 26 февраля 2020 г. подана кассационная жалоба.

В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что выводы суда апелляционной инстанции о наличии у ФИО1 статуса ветерана боевых действий и права на меры социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», не основаны на законе и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Также заявителем ставится под сомнение право истца на получение статуса ветерана боевых действий.

ФИО1 представлены возражения на кассационную жалобу.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 в период с 18 ноября 1996 г. по 18 января 1997 г., с 10 декабря 1999 г. по 08 марта 2000 г. участвовал в боевых действиях, в условиях чрезвычайного положения на территории <адрес>.

Факт участия ФИО1 в боевых действиях на территории <адрес> подтверждается справкой МВД России (приказ МВД РФ от 1 декабря 1999 г. ), карточкой учета сотрудника от 5 ноября 2001 г.

Удостоверение ветерана боевых действий получено ФИО1 23 марта 2005 г.

19 февраля 2003 г. ФИО7 – супруга ФИО1 обратилась в Администрацию Советского района г. Улан-Удэ с заявлением о постановке ее на очередь по целевой программе обеспечения жильем молодых специалистов.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Администрации Советского района г. Улан-Удэ от 25 февраля 2003 г. ФИО7 (супруга ФИО1) с 25 февраля 2003 г. принята на учет по улучшению жилищных условий с составом семьи 3 человека: ФИО7, ФИО1 (супруг), ФИО8 (дочь) по общему списку, очередь

25 октября 2006 г. ФИО7 обратилась в Администрацию Советского района г. Улан-Удэ с заявлением об оформлении ее очереди на мужа – ФИО1, оставив себя и дочь в составе семьи.

На основании распоряжения Администрации Советского района г. Улан-Удэ от 6 марта 2008 г. в соответствии с пунктом 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГФИО7 была предоставлена освободившаяся 2-х комнатная неблагоустроенная <адрес> с составом семьи 4 человека: муж - ФИО1, дочь - ФИО8, отец - ФИО9 согласно распоряжению от 7 декабря 2007 г. № 14-55-р «О распределении освободившихся жилых помещений».

Приказом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 1 ноября 2018 г. № ФИО1 исключен из Единого сводного списка граждан, имеющих право на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьей 28 Федерального закона о ветеранах ( списка).

Письмом от 5 декабря 2018 г. администрация Советского района г. Улан-Удэ уведомила ФИО1 об исключении его из Единого сводного списка граждан, имеющих право на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем с даты постановки на учет на основании того, что официальное удостоверение ветерана боевых действий им было получено позднее 1 января 2005 г.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у ФИО1 права на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Поскольку такое право он получил только после получения удостоверения ветерана боевых действий – 23 марта 2005 г. и до 1 февраля 2005 г. не состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений в указанном выше статусе.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что получение ФИО1 удостоверения ветерана боевых действий после 1 января 2005 г. не является основанием для исключения истца из Единого списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, постановка ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения произведена в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 февраля 2019 г. отменил, принял по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1 и признал за ним право на получение меры социальной поддержки как ветерана боевых действий в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1 января 2004 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и находит, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, верно применил законы, подлежащие применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.

В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года (далее также - боевые действия).

Статьей 16 Федерального закона «О ветеранах» определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г., устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону Республики Бурятия от 4 мая 2006 г. № 1639-III «Об определении порядка и формы предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, имеющим право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ» меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета предоставляются категориям граждан, установленным статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 Закона о ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», нуждающимся в улучшении жилищных условий» (статья 2).

Статьей 3 Закона Республики Бурятия № 1639-III установлено, что формой предоставления гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, меры социальной поддержки по обеспечению жильем является предоставление жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья (далее по тесту - субсидии) за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете в виде субвенций.

Порядок предоставления ветеранам жилых помещений предусмотрен статьей 4 указанного Закона Республики Бурятия № 1639-III от 4 мая 2006 г.

Статьей 28 Федерального закона «О ветеранах» определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.

Из анализа указанных положений действующего законодательства, следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 6 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, обращение в компетентные органы до 1 января 2005 г. с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.

Разрешая вопрос о постановке ФИО1 на учет как лица, нуждающегося в жилом помещении, суд апелляционной инстанции, приняв во внимание данные Книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, из которых следует, что ФИО1 был поставлен на учет с 1 апреля 2004 г. как участник боевых действий, а также сведения, предоставленные администрацией Советского района г. Улан – Удэ, из которых следует, что истец был включен в Единый сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие отдельного заявления истца не свидетельствует о нарушении процедуры постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.

Кроме того, основанием для исключения ФИО1 из Единого сводного списка по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в 2018 г. послужило получение удостоверения ветерана боевых действий 23 марта 2005 г., иные нарушения процедуры постановки истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в приказе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 1 ноября 2018 г. в качестве основания для исключения истца из вышеуказанного списка не указаны.

Из анализа указанных положений действующего законодательства, следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 6 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, обращение в компетентные органы до 1 января 2005 г. с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.

Поскольку ФИО1 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник боевых действий до 1 января 2005 г., в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, но при наличии документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях на территории <данные изъяты>, выводы суда апелляционной инстанций о наличии у истца права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О ветеранах» являются правильными и соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела.

Нельзя признать обоснованными суждения в кассационной жалобе о том, что статус ветерана боевых действий подтверждается именно с момента получения соответствующего удостоверения, в отсутствие такого удостоверения у истца не могло возникнуть право на льготы и меры государственной поддержки, предусмотренные для данной категории граждан, равно как и не могло возникнуть право на постановку его на учет на улучшение жилищных условий в рамках Федерального закона «О ветеранах» до момента выдачи удостоверения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 6 декабря 2018 г. N 3107-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.

ФИО1 данным критериям соответствует, что в дальнейшем было подтверждено выдачей удостоверения установленного образца, которое не аннулировано и недействительным не признано.

Доводы кассационной жалобы о наличии сомнений в праве истца на получение статуса ветерана боевых действий не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку правовой статус истца подтвержден удостоверением ветерана боевых действий от 23 марта 2005 г., в установленном порядке выдача удостоверения ФИО1 не оспорена.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных по делу обстоятельствах.

Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.

Кроме того, доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, и им в обжалуемом судебном акте дана правовая оценка.

Поскольку судом апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятии от 26 февраля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи