ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 8а-18811/2021 (88а-22020/2021)
номер дела суда 1-й инстанции 2а-366/2021
КАСАЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Краснодар 26 августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.,
судей Монмаря Д.В., Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу генерального директора ОАО «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» Стецишина М.И., поступившую в суд первой инстанции 16 июня 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ОАО «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, об исправлении технической (кадастровой) ошибки.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснения представителя ООО «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» - Адаркина О.И., представителей ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - Демченко К.В. и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю – Рягузоваой М.В. судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Открытое акционерное общество «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» (далее – ОАО «Краснодарпромжелдортранс») обратилось в суд с административным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Краснодарского краевого суда от 28 августа 2020 года административные исковые требования ОАО «Краснодарпромжелдортранс» удовлетворены. Судом признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, выразившиеся в принятии решения государственным регистратором прав от 28 ноября 2018 года № №; допущенная решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 ноября 2018 года № № техническая (кадастровая) ошибка исправлена путем установления новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, в размере 32 657 000 рублей, определенной на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 декабря 2017 года № 39/23; на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю возложена обязанность внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости в размере 32 657 000 рублей с указанием периода применения – с 31 января 2017 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года отменено решение Краснодарского краевого суда от 28 августа 2020 года. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований ООО «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – отказано.
В кассационной жалобе генеральный директор ОАО «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» ФИО1 выражает несогласие с обжалуемым судебным актом, считает его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права и подлежащим отмене.
До начала рассмотрения дела по существу судья Шелудько В.В. сообщил судебной коллегии и лицам, присутствующим в судебном заседании, о наличии у него родственных связей с работником управления Росреестра по Краснодарскому краю. Обсудив данное обстоятельство, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии препятствий для рассмотрения административного дела в этом составе судей.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ООО «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» - ФИО2 доводы кассационной жалобы поддержал, настаивал на удовлетворении кассационной жалобы.
Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - ФИО3 и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю – ФИО4 доводам кассационной жалобы возражали, просили оставить обжалуемое апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что административным ответчиком доказана достоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении 28 ноября 2018 года кадастровой стоимости земельного участка, и административным истцом не представлено доказательств и обоснованных доводов, свидетельствующих о недостоверности этих сведений.
Использование достоверных сведений при определении государственным органом кадастровой стоимости свидетельствует об объективном отражении налоговой базы по земельному налогу организации.
Так же судом апелляционной инстанции было указано, что заявленные административные исковые требования являются необоснованными, поскольку настоящий спор направлен на установление новых условий налогообложения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что с 25 апреля 2011 года ОАО «Краснодарпромжелдортранс» является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 44012 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года № 2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» по состоянию на 1 января 2016 года утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 55 483 287,68 рублей.
14 декабря 2017 года ОАО «Краснодарпромжелдортранс» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края с заявлением о пересмотре результатов кадастровой оценки объекта.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края от 28 декабря 2017 года № 39/23 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена в размере его рыночной стоимости 32 657 000 рублей и применена с 31 января 2017 года.
12 ноября 2018 года ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об изменении кадастрового квартала, в котором находится земельный участок с кадастровым номером № в связи с новым кадастровым делением территории, установленным федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 9 ноября 2017 года № П/447.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 ноября 2018 года № № «Об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях» кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере 55 483 287, 68 рублей с применением удельного показателя кадастровой стоимости, равного 1 260,64 рублей за 1 кв. м., установленного для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале № 23:43:0412001, относящихся к тринадцатой группе видов разрешенного использования, указанных в приложении № 2 к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года № 2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» с учетом вида разрешенного использования земельного участка «Для эксплуатации линейных объектов (железнодорожных путей)», на основании абзаца 1 пункта 2.1.3. Методических указаний № 222.
Согласно данному решению на основании рассмотрения представленных документов от 27 ноября 2018 года № 23/ТО/18-62109 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в ходе проведения анализа сведений об экономических характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0413001:54 выявлено, что при обработке документа о верификации сведений от 12 ноября 2018 года № № и внесении сведений о номере кадастрового квартала сотрудником филиала учреждения не было пересчитано значение кадастровой стоимости участка, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для земельных участков с видом разрешенного использования «Для эксплуатации линейных объектов (железнодорожных путей)» в кадастровом квартале № №
17 февраля 2020 года ОАО «Краснодарпромжелдортранс» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края с заявлением о пересмотре результатов кадастровой оценки объекта в связи с недостоверностью использованных при определении кадастровой стоимости сведений об объекте.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края от 3 марта 2020 года № 4/12 заявление административного истца отклонено в связи с отсутствием недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости объекта.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) Ддля целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ и разъяснениями, данными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), регулировавшим вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и продолжающим применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3).
Статьей 24.18 указанного Закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе по мотиву недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Являясь собственником земельного участка и налогоплательщиком, административный истец вправе оспорить его кадастровую стоимость.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В силу положений статьи 24.19 Закона оценочной деятельности, в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные данной статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года № П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 октября 2016 года № П/0515 « О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), по ведению Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в части загрузки содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета или для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также в порядке межведомственного информационного взаимодействия, основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе осуществления проверок на соответствие таких сведений актуальным записям Единого государственного реестра недвижимости, отсутствие причин, препятствующих внесению соответствующих сведений в запись об объекте недвижимости; а также формирования посредством сервисов ФГИС ЕГРН запросов для обеспечения осуществления государственного кадастрового учета.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ предусмотрено, что датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об объекте недвижимости.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости.
На сведения о кадастровом квартале распространяются общие правила ведения ЕГРН.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Методических указаний № 222 данные указания разработаны в соответствии с пунктами 11 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, и применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Пунктом 2.1.3. Методических указаний № 222 предусмотрено, что в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Пунктом 1.3. Методических указаний № 222 определено, что кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письмах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 марта 2015 года № 15-исх/04342-МС/15, от 30 августа 2016 года № 15-01170/16@, определение кадастровой стоимости объекта недвижимости исходя из сведений о кадастровом квартале, не соответствующих содержащимся в государственном кадастре недвижимости на момент расчета, не допускается. Изменение сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровом квартале может быть осуществлено как в общем порядке учета изменения (корректировка кадастрового деления), так и по результатам исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в части сведений о кадастровом квартале. В случае исправления сведений о кадастровом квартале в порядке исправления технической ошибки (в случае если кадастровая стоимость такого здания, помещения или земельного участка была определена с использованием показателя «ошибочного» кадастрового квартала согласно статье 24.19 Закон об оценочной деятельности) принимается решение о выявлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости, которая исправляется в установленном законом порядке.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ определено, что в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (единицы кадастрового деления).
В силу части 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с пунктами 1 – 4 порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 года № 877, в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации, устанавливая или изменяя кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (единицы кадастрового деления). Территория Российской Федерации делится на кадастровые округа. Территория кадастрового округа делится на кадастровые районы. Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы. Каждому кадастровому кварталу присваивается уникальный учетный номер, который состоит из учетного номера кадастрового района, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового квартала в кадастровом районе.
Согласно пунктам 5, 7, 8 порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 года № 877, кадастровый номер объекта недвижимости состоит из учетного номера кадастрового квартала, в котором расположен такой объект недвижимости, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера записи об объекте недвижимости в ЕГРН в пределах данного кадастрового квартала. Кадастровый номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с порядком, не изменяется, в том числе в связи с изменением кадастрового деления, а также в случаях, если кадастровый номер объекта недвижимости присвоен по правилам, установленным пунктом 4 Порядка, или если кадастровый номер присвоен объекту недвижимости в кадастровом квартале, в котором такой объект недвижимости фактически не находится. Кадастровые номера, присвоенные объектам недвижимости до вступления в силу порядка, сохраняются, если иное не предусмотрено порядком.
На момент постановки на кадастровый учет 27 ноября 2002 года земельный участок с кадастровым номером № находился в границах кадастрового квартала №, сведения о границах которого были внесены в ЕГРН на основании приказа комитета по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края от 4 сентября 2001 года № 126-П «Об утверждении схемы расположения и номеров кадастровых кварталов в кадастровом районе № 43 города Краснодара», принятого в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 года № 660 Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации и Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участкам.
В соответствии с пунктом 1.6. приказа Росреестра от 18 октября 2016 года № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» осуществление кадастрового деления территории Российской Федерации на кадастровые районы и кадастровые кварталы входит в полномочия ФГБУ «ФКП Росреестра».
В целях реализации положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», приказа Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 года № 877 «Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ», приказа ФГБУ «ФКП Росреестра» от 26 сентября 2017 года № 377 «Об алгоритме подготовки приказов ФГБУ «ФКП Росреестра» об утверждении кадастрового деления кадастровых округов Российской Федерации на кадастровые районы и кадастрового деления кадастровых районов кадастровых округов Российской Федерации на кадастровые кварталы в электронном виде» приказом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 9 ноября 2017 года № П/447 утверждено кадастровое деление кадастрового округа «Краснодарский» (23) на кадастровые районы и кадастровое деление кадастровых районов кадастрового округа «Краснодарский» (23) на кадастровые кварталы.
В соответствии с описанием местоположения границ кадастрового района, перечнем номеров кадастровых кварталов и схемой расположения кадастровых кварталов в границах кадастрового района «г. Краснодар» (23:43) земельный участок с кадастровым номером 23:43:0413001:54 находится в кадастровом квартале № № в связи с чем в результате верификации 12 ноября 2018 года в ЕГРН внесены сведения о номере кадастрового квартала - №
Согласно приказу Росреестра от 23 ноября 2010 года № П/618 «Об организации работ по повышению качества данных Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости» верификацией данных являются работы по повышению качества (целостности, взаимоувязанности) данных в информационных ресурсах (базах данных) единой федеральной информационной системы недвижимости.
При изложенных выше обстоятельствах, учитывая приведенные положения закона, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что использование при определении 28 ноября 2018 года кадастровой стоимости земельного участка достоверных сведений об объекте, а именно – номере кадастрового квартала, не свидетельствует о применении искаженных данных об объекте при проведении государственной кадастровой оценки.
Судом апелляционной инстанции обоснованно было указано, что кадастровая стоимость земельного участка определена на основании абзаца 1 пункта 2.1.3. Методических указаний № 222, решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 ноября 2018 года № № в размере 55 483 287, 68 рублей, в связи с изменением кадастрового квартала, с использованием достоверных сведений о кадастровом квартале, исходя из равного 1 260,64 рублей/кв.м. удельного показателя кадастровой стоимости, действующего для тринадцатой группы видов разрешенного использования, указанных в приложении № 2 к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года № 2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» - «Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно-созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития подземных и наземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещение наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов».
Суд апелляционной инстанции верно пришел к выводу о том, что вопреки доводам административного истца определение кадастровой стоимости решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 ноября 2018 года № № не является ни технической (кадастровой) ошибкой, ни применением недостоверных сведений об объекте оценки.
Отсутствие изменений в категории земель, виде разрешенного использования, площади земельного участка не ограничивает орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 55 483 287, 68 рублей в связи с включением в государственный кадастр недвижимости сведений о новом кадастровом квартале.
Из содержания решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 ноября 2018 года № 23/18-220686 следует, что исправлением технической ошибки фактически являются действия органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, выразившиеся в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 55 483 287, 68 рублей в связи с изменением кадастрового квартала.
Наделение приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 годп № П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не препятствовало органу, осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке, в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в связи с изменением кадастрового деления территории Российской Федерации.
Согласно разъяснениям пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, лежит на административном истце (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Исходя из обстоятельств настоящего административного дела, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что административным ответчиком доказана достоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении 28 ноября 2018 года кадастровой стоимости земельного участка, при этом административным истцом не представлено доказательств и обоснованных доводов, свидетельствующих о недостоверности этих сведений.
Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый, а именно публично-правовой (а не частно-правовой) характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти. Налоги, обеспечивая финансовую основу деятельности государства, являются необходимым условием его существования. Соответственно, налоговое обязательство налогоплательщика следует не из договора, а из закона, и налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну; соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы. Иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом (Постановления от 17 декабря 1996 года № 20-П и от 14 июля 2005 года № 9-П, Определения от 27 декабря 2005 года № 503-О и от 7 ноября 2008 года № 1049-О-О).
Использование достоверных сведений при определении государственным органом кадастровой стоимости свидетельствует об объективном отражении налоговой базы по земельному налогу организации.
Такая кадастровая стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации является надлежащей (основанной на объективных и экономически обусловленных показателях) стоимостной характеристикой объекта недвижимости, подлежащего налогообложению.
Поскольку настоящий спор направлен на установление новых условий налогообложения, заявленные требования являются необоснованными.
При рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда апелляционной инстанции они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 августа 2021 года.
Председательствующий | ФИО5 |
Судьи Д.В. Монмарь | |
В.В. Шелудько |
Постановление07.09.2021