ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88А-22184/2021 от 26.08.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 8а-18876/2021 (88а-22184/2021)

номер дела суда 1-й инстанции 2а-366/2021

КАСАЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Краснодар 26 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Иванова А.Е.,

судей Мальмановой Э.К., Шелудько В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования город Новороссийск и управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, поступившую в суд первой инстанции 16 июня 2021 года, на решение Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 20 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 08 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации муниципального образования город Новороссийск о признании незаконным бездействия.

Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснения представителя администрации муниципального образования город Новороссийск и управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск – Азизовой Н.А., прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор города Новороссийска обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации муниципального образования город Новороссийск о признании незаконным бездействия.

Решением Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 20 января 2021 года административный иск прокурора города Новороссийска в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворен.

Судом признано незаконным бездействие МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации муниципального образования город Новороссийск, выразившееся в неразмещении полной, актуальной, достоверной информации об оказываемых муниципальных услугах на ЕПГУ, РПГУ.

Суд обязал МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации муниципального образования город Новороссийск устранить указанные нарушения путем размещения на ЕПГУ, РПГУ полной, достоверной информации об оказываемых услугах: Выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства; Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных объектов капитального строительства; Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности; Выдача градостроительных планов земельных участков ; Перевод (отказ в переводе) жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое; Согласование или отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения; Присвоение (уточнение) адресов объектам недвижимого имущества; Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением средств материнского (семейного) капитала.

Суд обязал МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации муниципального образования город Новороссийск обеспечить предоставление посредством ЕПГУ, РПГУ муниципальных услуг: Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; Предоставление уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Суд обязал МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации муниципального образования город Новороссийск обеспечить предоставление посредством РПГУ муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства».

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 08 июня 2021 года оставлено без изменения решение Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 20 января 2021 года.

В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, администрация муниципального образования город Новороссийск и управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск ставят вопрос об отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации муниципального образования город Новороссийск и управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск – ФИО1 доводы кассационной жалобы поддержала, настаивала на удовлетворении кассационной жалобы и отмене обжалуемых судебных актов.

Прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО2 доводам кассационной жалобы возражал, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, заявленные прокурором административные исковые требования являются обоснованными, поскольку нарушения, связанные с предоставлением муниципальных услуг с использованием Порталов, указанные прокуратурой города в представлениях, внесенных главе города 12 сентября 2019 года, 30 июля 2020 года, на момент вынесения решения не устранены, информация в отношении услуг на Порталах не актуализирована. Фактически, бездействие административного ответчика в течение длительного периода времени привело к нарушению прав неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг в соответствии с определенными федеральным, региональным законодательством и утвержденными администрацией города Новороссийска условиями их оказания.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой города Новороссийска в порядке контроля проведена проверка порядка предоставления администрацией города Новороссийска субъектам предпринимательства муниципальных услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – Закон № 210-ФЗ) при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами и обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом.

Участники информационного взаимодействия назначают лиц, ответственных за выполнение операций по заполнению электронных форм федерального реестра.

Исходя из вышеизложенного, размещение на ЕПГУ сведений должно обеспечиваться должностным лицом органа, предоставляющего соответствующую услугу.

Статьей 4 Закона № 210-ФЗ определены основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, к которым, помимо прочего, отнесены открытость деятельности органов, предоставляющих услуги, возможность получения услуг в электронной форме.

Из материалов дела усматривается, что администрацией города Новороссийска не обеспечено размещение на ЕПГУ, РПГУ полной, достоверной, актуальной информации о предоставляемых услугах, предоставление отдельных услуг, в нарушение положений федеральных законов, посредством Порталов не обеспечено. Так, на ЕПГУ размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства».

Услуга оказывается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и административным регламентом «Выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства и внесение изменений в разрешения на строительство объектов капитального строительства», утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 26.12.2018 № 5500 (в ред. Постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 18.02.2020 № 855, далее - Регламент № 5500).

В соответствии с частью 10 статьи 51 ГрК РФ документы для получения разрешения на строительство могут быть направлены в электронной форме. Разрешение на строительство выдается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о выдаче разрешения на строительство.

Из материалов дела усматривается, что вопреки вышеуказанной норме ГрК РФ, а также положениям п. 3.2.1.3 Регламента № 5500, на ЕПГУ среди способов подачи заявки необоснованно не указана возможность подачи заявки и документов посредством ЕПГУ. В ЕПГУ указан срок предоставления услуги в количестве 7 рабочих дней. Указанные в ЕПГУ основания для отказа в предоставлении услуги не соответствуют основаниям, указанным в пункте 2.9 Регламента № 5500. В разделе ЕГПУ «документы, необходимые для предоставления услуги», указаны документы, несоответствующие перечню, определенному частью 7 статьи 51 ГрК РФ и приложением к Регламенту № 5500. В разделе «нормативно - правовые акты» указаны неактуальные сведения о нормативных правовых актах, на основании которых оказывается услуга по выдаче разрешений на строительство.

Так, Градостроительный кодекс Российской Федерации размещен в редакции на 16.05.2008 года; Устав муниципального образования город Новороссийск размещен в редакции решения городской Думы № 91 от 22.02.2011 года, в то время как действующий в настоящее время устав города Новороссийска утвержден решением Думы от 19.02.2019 года № 392; Федеральный закон от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» размещен в редакции на 27.07.2010 года; размещен административный регламент предоставления услуги, утвержденный постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 10.09.2012 года № 5271 года, в то время как данный документ утратил силу в связи с изданием постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 18.03.2019 года № 1033, в настоящее время услуга предоставляется в соответствии с Регламентом № 5500. Последний раз сведения об услуге обновлялись на ЕПГУ 18.03.2019 года.

Вопреки требованиям пункта 8 Правил направления документов в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство и (или) разрешений на ввод объекта в эксплуатацию федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 года № 1294, предоставление услуги посредством РПГУ не обеспечено.

На ЕПГУ размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных объектов капитального строительства». Услуга оказывается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и административным регламентом «Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных объектов капитального строительства», утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 10.09.2012 года № 5272 (в ред. Постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 31.08.2020 года № 3959, далее - Регламент № 5272).

Частью 5 статьи 55 ГрК РФ установлен срок в пять рабочих дней для выдачи заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или отказа в выдаче такого разрешения. Вопреки указанным требованиям, в ЕПГУ указан срок предоставления услуги в количестве 7 рабочих дней. Указанные в ЕПГУ основания для отказа в предоставлении услуги не соответствуют основаниям, указанным в п. 2.8 Регламента № 5272.

Так, Градостроительный кодекс РФ размещен в редакции на 16.05.2008 года; Устав муниципального образования Новороссийск размещен в редакции решения городской Думы № 91 от 22.02.2011 года, в то время как действующий в настоящее время устав города Новороссийска утвержден решением Думы от 19.02.2019 года № 392; Регламент № 5272 размещен в редакции постановления администрации города от 01.09.2017 года № 7156, в то время как в Регламент в последующем вносились изменения постановлениями администрации города от 24.05.2018 года № 1989, от 26.12.2018 года № 5501, от 14.11.2019 года № 5625, от 31.08.2020 года. Последний раз сведения об услуге обновлялись на ЕПГУ 28.12.2017 года.

Из материалов дела усматривается, что так же аналогичные нарушения допущены при размещении информации но данной услуге на РПГУ, последний раз сведения об услуге обновлялись на РПГУ 28.12.2017 года. На ЕПГУ размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности». Услуга оказывается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2020 года № 279 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», административным регламентом и «Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности», утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 19.09.2012 № 5520 (в ред. Постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 25.12.2018 № 5404, далее - Регламент № 5520).

Согласно пункту 7 Правил предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.03.2020 года № 279 (далее - Правила № 279), для получения сведений, документов, материалов пользователи по их выбору направляют в орган местного самоуправления с использованием многофункциональных центров запрос в бумажной форме или с использованием личного кабинета в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» запрос в электронной форме.

Вопреки указанным требованиям, в ЕПГУ среди способов направления запроса заявителя отсутствует возможность направления заявления посредством ЕПГУ.

Срок оказания услуг в течение 14 календарных дней, не соответствует сроку оказания услуги, определенному пунктом 14 Правил № 279, согласно которого по запросам, направленным до 01.01.2022 года, сведения, документы, материалы предоставляются органом местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня осуществления оплаты физическим или юридическим лицом, по запросам, направленным после 01.01.2022 года, сведения, документы, материалы предоставляются в течение 5 рабочих дней со дня осуществления оплаты физическим или юридическим лицом.

При таких обстоятельствах, суды нижестоящих инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что указанные на ЕПГУ сведения о стоимости оплаты за предоставление сведений не соответствуют пункту 24 Правил № 279. В разделе «нормативно - правовые акты» указаны неактуальные сведения о нормативных правовых актах, на основании которых оказывается услуга.

Так, Градостроительный кодекс РФ размещен в редакции на 27.07.2010 года; Регламент № 5520 размещен в первоначальной редакции, в то время как в Регламент в последующем вносились изменения постановлениями администрации города от 18.04.2016 года № 2972, от 25.12.2018 года № 5404. Последний раз сведения об услуге обновлялись на ЕПГУ 13.03.2018 года.

Аналогичные нарушения допущены при размещении информации по данной услуге на РПГУ, последний раз сведения об услуге обновлялись на РПГУ 13.03.2018 года.

На ЕПГУ размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков». Услуга оказывается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и административным регламентом «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 10.09.2012 года № 5273 (в ред. Постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 17.02.2020 года № 822, далее - Регламент № 5273). Частью 6 статью 57.3 ГрК РФ установлен срок в 14 рабочих дней для выдачи заявителю градостроительного плана земельного участка.

В нарушение указанных требований, в ЕПГУ указан срок предоставления услуги в количестве 7 рабочих дней.

Вопреки п. 2.7 Регламента № 5372, которым определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги, на ЕПГУ необоснованно указано на обязательное предоставление заявителем топографической съемки земельного участка.

Вместе с тем, предоставление неполного пакета документов указано в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

В разделе «нормативно - правовые акты» указаны неактуальные сведения о нормативных правовых актах, на основании которых оказывается услуга по выдаче градостроительных планов.

Так, Градостроительный кодекс РФ размещен в редакции на 16.05.2008 года; Земельный кодекс размещен в редакции на 08.11.2008 года; Устав муниципального образования город Новороссийск размещен в редакции решения городской Думы № 91 от 22.02.2011 года, в то время как действующий в настоящее время устав города Новороссийска утвержден решением Думы от 19.02.2019 года № 392; Регламент № 5273 размещен в редакции постановления администрации от 01.09.2017 года № 7157, в то время как впоследствии в него вносились изменения постановлениями администрации города от 18.12.2018 года № 5227, от 17.02.2020 года № 822); Генеральный план городского округа муниципального образования город Новороссийск размещен в редакции решения городской Думы от 07.09.2006 года № 97, в то время как действующий в настоящее время Генеральный план города Новороссийска утвержден решением городской Думы от 22.11.2011 года № 158; Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск размещены в редакции, утвержденной решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 21.04.2008 года № 562, действующие же в настоящее время Правила утверждены решением городской Думы от 23.12.2014 № 439.

Последний раз сведения об услуге обновлялись на ЕПГУ 28.12.2017 года.

Из материалов дела усматривается, что налогичные нарушения допущены при размещении информации по данной услуге на РПГУ, последний раз сведения об услуге обновлялись на РИГУ 28.12.2017 года. На ЕПГУ размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Перевод (отказ в переводе) жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое». Услуга оказывается в соответствии с Жилищным кодексом РФ, административным регламентом «Перевод жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 19.09.2012 года № 5459 (в ред. Постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 14.11.2019 года № 5608, далее - Регламент № 5608).

Суды нижестоящих инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что указанные в ЕПГУ основания для отказа в предоставлении услуги не соответствуют основаниям, перечисленным в части 1 статьи 24 (с учетом статьи 22) Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень которых, согласно части 2 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), является исчерпывающим.

Размещенный на ЕПГУ перечень документов, необходимых для предоставления услуги, не соответствует перечню, определенному частью 2 статьи 23 ЖК РФ, в частности, не содержит обязанности заявителя предоставлять документы: протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Коллегия считает, что не учтены положения части 2.1 статьи 23 ЖК РФ, согласно которой могут не предоставляться заявителем, а запрашиваться уполномоченным органом в порядке межведомственного взаимодействия документы: план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; правоустанавливающие документы на переводимое помещение в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Вместе с тем, согласно размещенных в ЕПГУ сведений, непредоставление заявителями указанного перечня документов является основанием для отказа в предоставлении услуги.

Размещенный на ЕПГУ порядок предоставления заявителю результата услуги - через МФЦ и почтовым отправлением в случае неявки в МФЦ не соответствует, установленным п. 3.3.8 Регламента № 5608 видам предоставления заявителю результата услуг - помимо указанных выше способов: в форме электронного документа с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала, региональных порталов или портала адресной системы.

В разделе «нормативно - правовые акты» среди перечня нормативных актов, на основании которых осуществляется предоставление услуги, на ЕПГУ указан Закон Краснодарского края от 15.07.2005 года № 896-КЗ «О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края», в то время как данный документ утратил силу в связи с принятием закона Краснодарского края от 11.03.2019 года № 3993-K3. Остальные указанные на ЕПГУ нормативные правовые акты размещены в недействующей редакции.

Последний раз сведения об услуге обновлялись на ЕПГУ 04.04.2018 году.

Аналогичные нарушения допущены при размещении информации по данной услуге на РПГУ, последний раз сведения об услуге обновлялись на РПГУ 04.04.2018 году.

На ЕПГУ размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Согласование или отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения».

Услуга оказывается в соответствии с главой 4 ЖК РФ, административным регламентом «Согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме» утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 14.11.2019 года № 5610 (далее - Регламент № 5610).

На ЕПГУ размещена информация о предоставлении вышеуказанной услуги, которая оказывалась в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме», утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 10.09.2012 года № 5247. Однако указанное постановление администрации города признано утратившим силу постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 26.09.2019 года № 4781 «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации муниципального образования город Новороссийск».

В связи с изменениями, внесенными в главу 4 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27.12.2018 года № 558-ФЗ, администрацией города приняты вышеуказанные нормативные правовые акты, в том числе утвержден Регламент №5610.

Соответственно, на ЕПГУ размещена неактуальная, недостоверная информация о фактически предоставляемой услуге: в части наименования услуги, нормативных правовых актах, на основании которых оказывается услуга, органа, участвующего в предоставлении услуги, перечня документов, предоставляемого заявителями самостоятельно и получаемого уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия, принимаемых уполномоченным органом в рамках предоставляемой услуги решениях и документах, административных процедурах, способах направления результата услуги заявителям.

Последний раз сведения об услуге обновлялись на ЕПГУ 04.04.2018 года.

Аналогичные нарушения допущены при размещении информации по данной услуге на РПГУ, последний раз сведения об услуге обновлялись на РПГУ 04.04.2018 года. На ЕПГУ размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Присвоение (уточнение) адресов объектам недвижимого имущества». Услуга оказывается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 года № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» и административным регламентом «Присвоение, изменение и аннулирование адресов», утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 19.09.2012 года № 5523 (в ред. постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 26.12.2018 № 5505, далее - Регламент № 5523). Регламентом № 5523 установлен срок для предоставления муниципальной услуги в 12 рабочих дней, однако на ЕПГУ указано на предоставление услуги в течение 30 рабочих дней. Размещенный на ЕПГУ перечень документов, необходимых для предоставления услуги, не соответствует перечню, определенному п. 2.7 Регламента № 5523.

Таким образом, на ЕПГУ размещена недостоверная информация о том, что в случае положительного результата предоставления услуги заявителю вручается уведомление об отказе в присвоении почтового адреса.

Вопреки положениям п. 1.2 Регламента № 5273 на ЕПГУ в разделе «нормативно - правовые акты» в качестве нормативного правового акта, на основании которого предоставляется услуга, указаны только Устав Управления архитектуры и градостроительства администрации города и Регламент № 5273, которые размещены в неактуальной редакции. Последний раз сведения об услуге обновлялись на ЕПГУ 19.11.2015 года.

Аналогичные нарушения допущены при размещении информации по данной услуге на РПГУ, последний раз сведения об услуге обновлялись на РПГУ 19.11.2015 года.

На ЕПГУ размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением средств материнского (семейного) капитала».

Услуга оказывается в соответствии с ГрК РФ, Правилами выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.08.2011 года № 686 (далее - Правила № 686), административным регламентом «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением средств материнского (семейного) капитала», утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 27.04.2016 года № 3235 (в ред. постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 05.03.2019 года № 840, далее - Регламент № 3235).

Пунктом 2.7 Регламента № 3235, а также пунктом 4 Правил № 686 установлен срок для предоставления муниципальной услуги в 10 рабочих дней, однако на ЕПГУ указано на предоставление услуги в течение 30 рабочих дней.

Вопреки пункту 2.9, пункту 2.10 Регламента № 3235 на ЕПГУ размещен неактуальный перечень документов, которые заявитель должен предоставить самостоятельно и сведения о том, что межведомственное взаимодействие в рамках оказания услуги не предусмотрено.

Определенный на ЕПГУ порядок обжалования не соответствует порядку обжалования, определенному в разделе 5 Регламента № 3235.

Размещенный на ЕПГУ перечень нормативных правовых актов, на основании которых осуществляется оказание услуги, не соответствует перечню, установленному пунктом 2.8 Регламента № 3235.

Кроме того, указаны недостоверные сведения о том, что административный регламент предоставления услуги не утвержден.

Последний раз сведения об услуге обновлялись на ЕПГУ 29.09.2016 года.

Аналогичные нарушения допущены при размещении информации по данной услуге на РПГУ, последний раз сведения об услуге обновлялись на РПГУ 29.09.2016 года.

Кроме того, на ЕПГУ и РПГУ в отношении указанных услуг содержится недостоверная информация об органе, участвующем в предоставлении муниципальной услуги - МБУ «МФЦ».

Вместе с тем, в соответствии с постановлением главы администрации города Новороссийска от 09.11.2017 года № 8677 МБУ «МФЦ» ликвидируется. На основании распоряжения губернатора Краснодарского края от 21.08.2017 № 248-р «Об утверждении плана мероприятий по переходу на централизованную систему организации многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края» с 09.01.2018 МБУ «МФЦ» фактически не действует, услуги многофункционального центра оказывает Новороссийский филиал ГАУ КК «МФЦ КК».

Кроме того, в размещенных на ЕПГУ, РПГУ сведениях об услугах отсутствует указание на возможность получения услуги с учетом установленного статьей 6 Закона Краснодарского края от 02.03.2012 № 2446-КЗ «Об отдельных вопросах организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края» (далее - Закон № 2446-КЗ) принципа экстерриториальности, в соответствии с которым заявитель (представитель заявителя) помимо прав, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, независимо от его места жительства или места пребывания (для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей) либо места нахождения (для юридических лиц) имеет право на обращение в любой по его выбору многофункциональный центр в пределах территории Краснодарского края для предоставления ему государственных и муниципальных услуг по экстерриториальному принципу.

Вопреки положениям пункта 2 статьи 14 Закона №210-ФЗ, статьи 6 Закона 2446-КЗ, в ЕПГУ, РПГУ в отношении вышеназванных услуг указано, что заявитель может обратиться в МФЦ, расположенный по адресу: <...>, однако в настоящее время подразделение МФЦ по данному адресу отсутствует.

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» заявление о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть подано заинтересованным лицом в соответствующий орган местного самоуправления в письменной форме или в форме электронного документа с использованием ЕПГУ и (или) РПГУ.

В нарушение указанной нормы, предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с использованием ЕПГУ и (или) РПГУ не обеспечено.

На момент рассмотрения административного дела судами первой и апелляционной инстанции указанная услуга предоставлялась в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 12.11.2014 № 8800.

Частью 1 статьи 51.1, частью 16 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено право заявителя на направление уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления об окончании строительства посредством ЕПГУ.

Предоставление соответствующих услуг осуществляется администрацией города в соответствии с административными регламентами, утвержденными постановлениями администрации муниципального образования город Новороссийск от 21.12.2018 № 5332, от 21.12.2018 № 5331.

Вместе с тем, вопреки вышеуказанным требованиям Градостроительного кодекса РФ, администрацией города не обеспечено предоставление вышеуказанных услуг посредством ЕПГУ, РПГУ.

Предоставление всех указанных выше услуг осуществляется МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации муниципального образования город Новороссийск. Соответственно, обеспечить предоставление посредством Порталов услуг и размещение на Порталах необходимой информации обязано данное учреждение.

Суды нижестоящих инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что вышеуказанные нарушения не позволяют лицам, заинтересованным в предоставлении им услуг, получить полную, достоверную, актуальную информацию о соответствующих услугах, получение услуг согласно размещенной на Порталах информации.

Из материалов дела усматривается, что на вышеуказанные нарушения, связанные с предоставлением муниципальных услуг с использованием Порталов, прокуратурой города Новороссийска указывалось в представлениях, внесенных главе города 12.09.2019, 30.06.2020, однако информация в отношении вышеуказанных услуг на Порталах на момент рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанции не актуализирована.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что бездействие административного ответчика в течение длительного периода привело к нарушению прав неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг в соответствии с вышеуказанными условиями их оказания, определенными федеральным, региональным законодательством и утвержденными администрацией города Новороссийска административными регламентами.

Доводы кассационной жалобы о том, что административные исковые требования были удовлетворены в добровольном порядке, в связи с чем, производство по делу необходимо прекратить, являются несостоятельными и не находят своего подтверждения в материалах дела, поскольку из представленных скриншотов сети «Интернет» нельзя оценить состав информации, размещенной ответчиком на соответствующих Порталах, по каждой из услуг, оказываемых УАиГ на каждом из Порталов.

При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.

Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.

Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.

Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 20 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 08 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объеме изготовлено 01 сентября 2021 года.

Председательствующий

ФИО3

Судьи Э.К. Мальманова

ФИО4

Постановление07.09.2021