ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88А-23952/2021 от 21.09.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 8а-19773/2021 (88а-23952/2021)

номер дела суда 1-й инстанции 2а-955/2020

КАСАЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Краснодар 21 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Иванова А.Е.,

судей Усенко Н.В., Шелудько В.В.,

рассмотрела кассационные жалобы Медянниковой Н.Г. и ее представителя Костюк С.А., поступившие в суд первой инстанции 01 июля 2021 года и 02 июля 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Медянниковой Н.Г. к администрации Центрального района города Сочи о признании незаконным заседания комиссии от 31.10.2019 года и распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района от 06.11.2019 года № 267-р и 268.

Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснения административного истца Медянниковой Н.Г., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Медянникова Н.Г. обратилась в суд с административным иском к администрации Центрального района г. Сочи о признании незаконными заседания комиссии от 31 октября 2019 года и распоряжений главы администрации Центрального внутригородского района от 06 ноября 2019 года № 267-р и № 268.

В обоснование заявленных требований указано, что 06 ноября 2019 года главой администрации Центрального внутригородского района были приняты распоряжения № 267-р о внесении изменений в распоряжение главы администрации Центрального внутригородского района г. Сочи от 19 марта 2019 года № 62-р «Об утверждении реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории г. Сочи» и распоряжение № 268-р об отмене распоряжения главы г. Центрального внутригородского района г. Сочи от 29 августа 2019 года № 198-р «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории г. Сочи».

Медянникова Н.Г. полагает, что данными муниципальными правовыми документами нарушены ее права и интересы, в связи с чем, она обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 23 июня 2020 года административное исковое заявление Медянниковой Н.Г. удовлетворено.

Суд признал решение заседания комиссии Центрального внутригородского района г. Сочи 31 октября 2019 года и последующие распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района от 06 ноября 2019 года № 267-р «Об исключении Медянниковой Н.Г. из реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории г. Сочи» и № 268-р «Об отмене распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района от 29 августа 2019 года № 198-р «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории Центрального внутригородского района г. Сочи» - незаконными.

Отменил решение заседания комиссии Центрального внутригородского района города Сочи 31 октября 2019 года и последующие распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района от 06 ноября 2019 года от 06 ноября 2019 года № 267-р «Об исключении Медянниковой Н.Г. из реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории г. Сочи» и №268-р «Об отмене распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района от 29 августа 2019 года № 198-р «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории Центрального внутригородского района г. Сочи».

Возложил обязанность на администрацию Центрального внутригородского района устранить в полном объеме допущенные нарушения, произвести выплату всех недоплаченных социальных выплат многодетной семье Медянниковой Н.Г. из средств бюджета г. Сочи на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилого помещения, расположенного на территории г. Сочи.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 января 2021 года решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 23 июня 2020 года отменено. По делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении требований отказано.

В кассационных жалобах, поданных в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Медянникова Н.Г. и ее представитель Костюк С.А. просят отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.

В судебном заседании суда кассационной инстанции Медянникова Н.Г. доводы кассационных жалоб подержала, просила отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционное определение подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, что обусловлено следующим.

Как следует из материалов дела 26 августа 2014 года между Медянниковой Н.Г. и банком ОАО «Сбербанк России» (в настоящее время - ПАО «Сбербанк России») был заключен кредитный договор № на сумму 4 483 500 рублей под 13% годовых, с целью приобретения объекта недвижимости: жилого дома, общей площадью 166,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, площадью 407 кв.м.

19 июля 2019 года между администрацией Центрального района г. Сочи, выступающей в качестве исполнителя, в лице главы администрации Центрального внутригородского района г. Сочи Терещенко А.В., действующего на основании Положения об администрации Центрального внутригородского района г. Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 27 сентября 2018 года № 99, с одной стороны, и Медянниковой Н.Г., выступающей в качестве получателя, с другой стороны, был заключен договор № 1 о предоставлении социальной выплаты.

Предметом данного договора являются взаимоотношения сторон по предоставлению социальных выплат многодетной семье из средств бюджета города Сочи на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилого помещения, расположенного на территории города Сочи, в рамках реализации решения Городского Собрания Сочи от 12 августа 2014 года № 121 «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории г. Сочи».

Согласно пункту 1.2 договора № 1 о предоставлении социальной выплаты от 19 июля 2019 года в рамках данного договора Получатель обязуется производить уплату ежемесячных платежей по ипотечному кредиту на приобретение жилого дома и земельного участка, расположенного на территории города Сочи (далее - жилье). Исполнитель обязуется перечислять Получателю средства социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилого помещения, расположенного на территории г. Сочи, при надлежащем исполнении Получателем условий Порядка, а также настоящего договора.

В соответствии с пунктами 4.1-4.3 договора № 1 о предоставлении социальной выплаты от 19 июля 2019 года перечисление средств социальной выплаты осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Исполнителю по целевой статье расходов бюджета г. Сочи «Предоставление дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории г. Сочи».

Перечисление средств социальной выплаты осуществляется по безналичному расчету в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и в пределах бюджетных обязательств, при отсутствии (задержке) финансирования из бюджета г. Сочи по мере поступления соответствующих бюджетных средств.

Социальная выплата перечисляется Получателю ежемесячно путем перечисления денежных средств на указанный в кредитном договоре банковский счет, с которого осуществляется погашение ипотечного кредита, после списания кредитной организацией очередного ежемесячного платежа в соответствии с кредитным договором и графиком погашения ипотечного кредита.

Данное соглашение заключено между администрацией Центрального района города Сочи и Медянниковой Н.Г. в связи принятием главой администрации Центрального внутригородского района г. Сочи распоряжения от 19 марта 2019 года № 62-р «Об утверждении реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенной на территории г. Сочи».

Распоряжением главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 19 марта 2019 года № 62-р утвержден реестр получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории г. Сочи в Центральном районе г. Сочи согласно приложению № 1.

Согласно приложению № 1 Медянникова Н.Г. включена в реестр получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории г. Сочи в Центральном районе г. Сочи.

29 августа 2019 года распоряжением главы администрации Центрального внутригородского района г. Сочи № 198-р «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории Центрального внутригородского района г. Сочи» установлена ежемесячная дополнительная мера социальной поддержки многодетным семьям в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории Центрального внутригородского района г. Сочи. Также утвержден список получателей ежемесячной социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи в Центральном внутригородском районе г. Сочи за август 2019 года, согласно приложению.

Медянникова Н.Г. включена в данный список получателей ежемесячной социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья.

Распоряжением № 267-р главы администрации Центрального внутригородского района г. Сочи внесены изменения в распоряжение главы администрации Центрального Внутригородского района г. Сочи от 19 марта 2019 года № 62-р «Об утверждении реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи» Медянникова Н.Г. исключена реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории г. Сочи.

Распоряжением главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 06 ноября 2019 года № 268-р в порядке самоконтроля отменено распоряжение главы администрации Центрального внутригородского района от 29 августа 2019 года № 198-р «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории Центрального внутригородского района города Сочи» дано распоряжение принять меры по возврату денежных средств в бюджет города Сочи в срок до 31 декабря 2019 года.

Согласно выписке из протокола №3 от 31 октября 2019 года заседания комиссии Центрального внутригородского района г. Сочи по рассмотрению документов необходимых для включения многодетной семьи в список многодетных семей на субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи и принятию решения о предоставлении социальной выплаты, комиссией выявлено расхождение в основаниях произведения социальных выплат заявителю Медянниковой Н.Г., кроме того, указано, что не предоставляется возможным произвести расчет социальных выплат в отношении только жилого дома в связи с кредитованием по нескольким объектам недвижимости.

Из данной выписки следует, что в порядке самоконтроля при повторном рассмотрении документов Медянниковой Н.Г. для перечисления очередной социальной выплаты выявлены несоответствия в части предмета кредитного договора.

Удовлетворяя административные исковые требования Медянниковой Н.Г. суд первой инстанции пришел к выводу, что целью заключения Медянниковой Н.Г. кредитного договора № от 26 августа 2014 года с ПАО «Сбербанк России», являлось приобретение жилья, то есть - жилого дома, а не земельного участка. При этом, приобретение в собственность жилого дома без земельного участка, противоречило бы требованиям статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации. При обращении в администрацию Центрального района города Сочи с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление многодетной семье социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи», Медянникова Н.Г. предоставила достоверные сведения о том, что предметом кредитного договора, является предоставление суммы кредита в размере 4 483 500 рублей с целью приобретения объекта недвижимости: жилого дома и земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом. Социальные выплаты многодетной семье Медянниковой Н.Г. из средств бюджета города Сочи действительно направлены на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи – жилого дома.

Отменяя решения суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Медянникова Н.Г. обоснованно исключена из реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи, поскольку предоставление социальных выплат предусмотрено исключительно на оплату жилья, под которым понимаются «жилые помещения, а именно: жилой дом, часть жилого дома, квартира, части квартиры, комната», а предметом кредитного договора является приобретение жилого дома и земельного участка. Орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый нормативный правовой акт.

Однако с данными выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя ввиду следующего.

Согласно пункту 1.2 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи, утвержденного постановлением администрации города Сочи от 13.10.2015 № 2930 (далее - Порядок) социальные выплаты предоставляются заявителю за счет средств бюджета города Сочи на безвозмездной основе для субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита (далее - ипотечный кредит) на приобретение жилья, полученного в кредитной организации Российской Федерации, имеющей соответствующее специальное разрешение (лицензию) Центрального Банка Российской Федерации (далее - кредитная организация). Для целей настоящего Порядка под жильем понимаются жилые помещения, а именно: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (далее - жилье).

Пунктом 2.3 Порядка установлены условия, которым должны соответствовать многодетные семьи, претендующие на получение социальной выплат.

Как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком многодетная семья Медянниковой Н.Г. соответствует условиям, указанным в пункте 2.3 Порядка.

Кредитный договор № от 26 августа 2014 года Медянниковой Н.Г. был заключен в том числе и на приобретение объекта недвижимости: жилого дома. Следовательно, Медянникова Н.Г. имеет право на субсидирование части процентной ставки по ипотечному кредиту в части затрат направленных на приобретение указанного дома.

Одним из оснований для исключения Медянниковой Н.Г. из реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки по ипотечному кредиту явилось невозможность произвести расчет социальных выплат в отношении только жилого дома в связи с кредитованием по нескольким объектам недвижимости.

В пункте 3.4 Порядка установлены, основания, при которых социальная выплата не предоставляется заявителю, а именно:

- имеющему задолженность по налогам и сборам, а также пени и штрафы, по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи заявления на предоставление социальной выплаты;

- имеющему просроченную задолженность по кредитному договору (основному долгу и начисленным за его пользование процентам) по состоянию на первое число месяца подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;

- при отсутствии одного из документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка.

- при несоответствии хотя бы одного из документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также содержание в документе неоговоренных приписок и исправлений;

- при наличии ранее предоставленных в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение жилых помещений на территории Краснодарского края;

- в случае если одним из родителей реализовано право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы поддержки за счет федерального бюджетов, бюджета Краснодарского края (краевого бюджета) или бюджета города Сочи;

- в случае изменения законодательства, препятствующего выдаче социальной выплаты на условиях, существовавших на момент обращения заявителя или наступления форс-мажорных обстоятельств;

- при вступлении в законную силу определения или решения суда, препятствующего предоставлению социальной выплаты на момент принятия решения о ее предоставлении;

- в случае несоответствия требованиям, указанным в пункте 2.3 настоящего Порядка.

Указанный пункте 3.4 Порядка основания являются исчерпывающими и в нем отсутствует такое основания как не возможность произвести расчет социальной выплаты.

Кроме того в соответствии с пунктом 3.3 Порядка обязанность произвести расчет причитающихся социальных выплат лежит на территориальном органе администрации города Сочи.

Данное обстоятельство не был учтено судом апелляционной инстанции при вынесении решения.

Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемый судебный акт приведенным требованиям не соответствуют, поскольку предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств при рассмотрении заявленных требований об оспаривании предписания Госинспекции труда с выяснением вопросов законности содержащихся в нем властных распоряжений индивидуального трудового характера, суд апелляционной инстанции не выполнил.

При таких данных судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении административного дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.

Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 января 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Полный текст кассационного определения изготовлен 28 сентября 2021 года.

Председательствующий

А.Е. Иванов

Судьи Н.В. Усенко

В.В. Шелудько

Постановление03.12.2021