ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9-101/2015 от 14.07.2015 Иркутского областного суда (Иркутская область)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О возвращении заявления

Судья Иркутского областного суда Туглакова Л.Г., ознакомившись c заявлением Администрации Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области к заинтересованному лицу: Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛА:

Администрация Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области обратилось в Иркутский областной суд с заявлением о признании полностью недействующим Приказа службы по тарифам Иркутской области «Об отмене постановления администрации Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области от 01 декабря 2014 года № 95 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «Техноком» на территории Янгелевского муниципального образования» от 21 мая 2015 года под № 92-спр».

В обоснование заявления указано, что Службой по тарифам Иркутской области выписано Предписание от 20.02.2015г. №2-Пр «об устранении нарушений действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов)».

Администрация Янгелевского городского поселения не согласна с выданным Предписанием от 20.02.2015г. №2-Пр по следующим основаниям.

На основании Закона Иркутской области от 06.11.2012г. №114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения», Администрация Янгелевского городского поселения по заявлению ООО «Техноком» своим постановлением от 01.12.2014г. №95 установила для ООО «Техноком» на территории Янгелевского муниципального образования тарифы на питьевую воду и водоотведение.

Службой по тарифам Иркутской области была проведена проверка законности постановления от 01.12.2014г. №95 на предмет соответствия законодательству о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также нормам законодательства о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в указанной сфере. В результате проверки было установлено, что тарифы на питьевую воду и водоотведение являются завышенными и экономически не обоснованными. Службой в адрес Администрации выписано Предписание от 20.02.2015г. №2-Пр «об устранении нарушений действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов)».

Выражая свое несогласие с рассчитанными экспертами Службы тарифами, Администрация просит со ссылкой на статью 251 ГПК РФ, признать полностью недействующим со дня принятия Приказ службы по тарифам Иркутской области «Об отмене постановления администрации Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области от 01 декабря 2014 года № 95 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «Техноком» на территории Янгелевского муниципального образования» от 21 мая 2015 года под № 92-спр».

Как видно из содержания заявления, обращаясь с данными требованиями в Иркутский областной суд, Администрация основывалась на положениях пункта 2 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Определяя правовую природу оспариваемого правового акта, судья учитывает разъяснения пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» о существенных признаках, характеризующих нормативный правовой акт.

Ими являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Из текста заявления следует, что заявитель оспаривает Предписание службы по тарифам от 20 февраля 2015года №2-Пр «об устранении нарушений действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов)», которое принято заинтересованным лицом в связи с обнаружением нарушений порядка ценообразования по установлению тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «Техноком» и в нем содержатся поручения, адресованные конкретному лицу - Администрации Янгелевского городского поселения, и рассчитано на однократное применение.

В просительной части заявления, Администрация просит о признании недействующим Приказа службы по тарифам Иркутской области «Об отмене постановления администрации Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области от 01 декабря 2014 года № 95 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «Техноком» на территории Янгелевского муниципального образования» от 21 мая 2015 года под № 92-спр», который также не содержит правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, поскольку предписывает произвести определенные действия только в адрес одного лица -администрации Янгелевского муниципального образования, рассчитан на однократное применение и не обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно частям 4 и 5 данной статьи заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

В силу пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если дело неподсудно данному суду.

Согласно пункту 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (пункт 2).

В силу пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц рассматриваются арбитражными судами.

Таким образом, подведомственность дела суду определяется исходя из двух критериев: правового статуса заявителя и характера судебного спора.

При определении вопроса о том, в какой суд необходимо обратиться заявителю, следует исходить из того, в чьих интересах действует заявитель: в своих интересах, интересах населения, проживающего на территории городского поселения, или в интересах ООО «Техноком» при наличии такого права и характера спора.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛА:

Возвратить заявление Администрации Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области к заинтересованному лицу: Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим нормативного правового акта, как неподсудное Иркутскому областному суду.

На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья Л.Г. Туглакова