№9-2130\20
УИД 25RS0003-01-2020-003222-92
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 июля 2020 года судья Первореченского районного суда г.Владивостока Н.П.Симонова, изучив исковое заявление Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Структура» о возложении обязанности рассчитать и уплатить утилизационный сбор и пени
установил:
Приморский транспортный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц в Первореченский районный суд г.Владивостока с иском к ООО «Структура» о возложении обязанности рассчитать и уплатить утилизационный сбор и пени.
Данное исковое заявление не может быть принято к производству Первореченским районным судом Приморского края по следующим основаниям.
В соответствии со ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Обращаясь в Первореченский районный суд г.Владивостока с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Структура» о возложении обязанности рассчитать и уплатить утилизационный сбор и пени Приморский транспортный прокурор ссылается на нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, а также то, что утилизационный сбор не относится к таможенному сбору, налогу и не отвечает понятию и признакам сбора, установленным ст.8 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, из содержания искового заявления усматривается, что истцом заявлены требования именно о взыскании утилизационного сбора и пени (возложении обязанности рассчитать и уплатить) в связи с его неуплатой ООО «Структура».
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 марта 2013 года N 5-П, правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан; вместе с тем, поскольку природопользование объективно влечет причинение экологического вреда, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования в области экологического развития (статья 71, пункт "е", Конституции Российской Федерации) наделен достаточно широкой дискрецией, что обусловлено необходимостью защиты и обеспечения таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье граждан (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1).
Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 данной статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта (пункт 3). Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также его размеры и порядок взимания определяются Правительством Российской Федерации (пункты 2 и 4).
Реализуя делегированные ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло ряд нормативных правовых актов в данной сфере, в том числе постановление от 6 февраля 2016 года N 81, которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора. Названные Правила взимания утилизационного сбора в отношении самоходных машин предусматривают, что применительно к ввозимым объектам взимание сбора осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3); платежный документ об уплате утилизационного сбора предоставляется плательщиком в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходной машины в соответствии с заявленной таможенной процедурой (пункт 11.1); при уплате сбора на паспорте самоходной машины проставляется соответствующая отметка (пункты 7 и 13); в случае выявления фактов неуплаты сбора таможенный орган информирует плательщика о необходимости его уплаты, а впоследствии сумма задолженности подлежит взысканию с должника в судебном порядке (пункт 17).
Такое нормативное регулирование устанавливает правовые основы для развития национальной системы утилизации основных категорий транспортных средств (самоходных машин), учитывая необходимость определения условий финансового обеспечения утилизации транспортных средств, принято законодателем в рамках его дискреции в сфере установления публичных платежей, что предполагает нормативное определение их плательщиков во взаимосвязи с элементами обложения (объект, база и др.).
При этом обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное НК РФ определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия ст.57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности п.3 ст.17 НК РФ, которая приобретает тем самым универсальный характер.
С учетом изложенного на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший своей закрепление, в частности, в п.6 ст. 3 НК РФ и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком
В случае неисполнения плательщиком данной обязанности их взыскание производится в установленном для взыскания обязательных платежей в бюджет РФ в судебном порядке, что свидетельствует о предъявлении иска в интересах Российской Федерации, который с учетом субъектного состава (лица, наделенного полномочиями на взимание утилизационного сбора и плательщика сбора) в соответствии с п.п.4 п.2 ст.29 АПК РФ подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Согласно ст.135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление, если дело неподсудно суду.
Руководствуясь ст.135 ГПК РФ, судья
определил:
Исковое заявление Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Структура» о возложении обязанности рассчитать и уплатить утилизационный сбор и пени - возвратить истцу.
На определение может быть подана жалоба в Приморский краевой суд в течение 15 дней через Первореченский районный суд г.Владивостока.
Судья: