ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9-318/2013 от 01.10.2013 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Михайловск 01 октября 2013 года

Судья Шпаковского районного суда Ставропольского края Евтухова Т.С.,

рассмотрев уточненное заявление администрации муниципального образования г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края об оспаривании нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

.... года в Шпаковский районный суд поступило заявление администрации муниципального образования г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края (далее по тексту администрация МО г.Михайловска), выступающей в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании нормативного правового акта.

Определением Шпаковского районного суда Ставропольского края от .... года указанное заявление оставлено без движения для определения процессуального положения заявителя   и назначен срок для устранения недостатков до ... года.

... года в адрес Шпаковского районного суда Ставропольского края поступило уточненное заявление, где заявитель определил своё процессуальное положение, а именно администрация муниципального образования г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края   подала заявление об оспаривании нормативного правового акта по тем основаниям, что Решением Думы МО г. Михайловска от … г. № … «О принятии правил землепользования и застройки города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края» (далее Решение Думы № …) приняты Правила землепользования и застройки (далее ПЗЗ), действующие на территории МО г. Михайловска.

Приложением к Решению Думы № … являются ПЗЗ.

В соответствии с п. 8 ст. 9 Устава МО г. Михайловска муниципальные правовые акты обнародуются путем опубликования в газете «Михайловские вести» или на официальном сайте администрации муниципального образования города Михайловска.

Решение Думы №.. . опубликовано на официальном сайте администрации МО г. Михайловска.

В соответствии с п. 9 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (далее Пленум ВСРФ № 48) существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно п. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Таким образом, Решение Думы №.. . принято правомочным органом местного самоуправления.

В ПЗЗ, утвержденных Решением Думы №.. ., содержатся правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

С учетом изложенного, ПЗЗ, утвержденные Решением Думы №.. ., являются нормативным правовым актом и могут быть оспорены органом местного самоуправления в порядке ст. 251 ГПК РФ.

ПЗЗ, утвержденные Решением Думы №.. ., противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушают права граждан, в связи с чем подлежат признанию недействующими с момента их принятия по следующим основаниям.

В пределах соответствующей территориальной зоны в соответствии с п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ определяются градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются в соответствии с п. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне. Внесение изменений в правила землепользования и застройки согласно пп. 2 п. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ осуществляется в связи с поступлением предложений об изменении границ территориальных зон. На основании п. 2 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. В силу п. 3 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В соответствии с п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.

Таким образом, как усматривается из вышеприведенных и аналогичных им норм закона, указанные и другие действия могут быть осуществлены в границах (пределах) территориальных зон либо применительно к установленной в границах территориальной зоне.

Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки.

В соответствии с требованиями пп. 2 п. 2, п. п. 4, 5 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

Таким образом, карта градостроительного зонирования является обязательной частью ПЗЗ и на ней отображаются границы территориальных зон и границы зон с особыми условиями использования территорий.

В пункте 4 главы 5 раздела 2 ПЗЗ, утвержденных Решением Думы №.. ., указано, что приложениями к ПЗЗ, утвержденным Решением Думы №.. ., являются карта зонирования территории (Приложение № 1), карта зон ограничений по экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям (Приложение № 2), карта зон ограничений по требованиям охраны памятников археологии, истории и культуры (Приложение № 3).

Данные нормы ПЗЗ, утвержденных Решением Думы №.. ., не соответствуют действительности и несут в себе недостоверную информацию.

Карты зонирования территории, зон ограничений по экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям и зон ограничений по требованиям охраны памятников археологии, истории и культуры изначально при принятии ПЗЗ отсутствовали и соответствующими Приложениями №№ 1, 2, 3 к ПЗЗ не являлись и не являются, что подтверждается справками администрации МО г. Михайловска от ... г. №, Думы МО г. Михайловска от .... г. №, представлением прокурора Шпаковского района от ... г. №, опубликованным в газетах «Михайловские вести» (от .... г. № (427), от 1210.2007 г. № (428), от .. г. № (429), от ... г. № (430), от ... г. № (431), от ... г. № (432), от ... г. № (436), от ... г. № (437), от ... г. № (440) и от ... г. № (441)) проектом Решения Думы МО г. Михайловска о принятии ПЗЗ, размещенным на официальном сайте администрации МО г. Михайловска Решением Думы №.. . с ПЗЗ, из содержания которых следует, что карт в виде Приложений №№ 1, 2, 3 к ПЗЗ не имеется и опубликовано не было.

Таким образом, границы территориальных зон, зон ограничений по экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям и зон ограничений по требованиям охраны памятников археологии, истории и культуры изначально определены и установлены не были.

В связи с этим в отсутствие границ территориальных зон, зон ограничений по экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям и зон ограничений по требованиям охраны памятников археологии, истории и культуры не представляется возможным определить вид, состав зон, градостроительные регламенты, зоны ограничений и т.п. земельных участков и объектов капитального строительства, относящихся к определенной территориальной зоне относительно конкретной территории.

С учетом изложенного, главы 5, 6, 7 раздела 2 ПЗЗ с момента принятия ПЗЗ, утвержденных Решением Думы №.. ., действовать не могли, поскольку отсутствовала возможность их идентификации с определенными территориальными и иными зонами в границах (пределах) этих территориальных зон либо применительно к этим территориальным зонам.

Таким образом, главы 5, 6, 7 раздела 2 ПЗЗ, утвержденных Решением Думы №.. ., противоречат пп. пп. 2, 3 п. 2, п. п. 4, 5 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, имеющим большую юридическую силу, и, следовательно, ПЗЗ, утвержденные Решением Думы №.. ., подлежат признанию в судебном порядке недействующими в части со дня их принятия.

В период действия ПЗЗ, утвержденных Решением Думы №.. ., в связи с наличием в них недостоверной информации о картах - Приложениях №№ 1, 2, 3 к ПЗЗ, были нарушены права органа местного самоуправления -администрации МО г. Михайловска на установленный законом порядок принятия решений об изменении видов разрешенного использования земельных участков и права граждан, получивших отказы в учете изменений видов разрешенного использования земельных участков, правообладателями которых они являются, в государственном кадастре недвижимости.

Так, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю приняты решения об отказе в учете изменений объектов недвижимости от ... г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером №; от ... г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером №; от ... г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером №; от ... г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером № и др. в связи с тем, что основанием для данных изменений является постановление и.о. главы г. Михайловска, что противоречит ст. 37 Градостроительного кодекса РФ и ст. 4 Закона № 191-ФЗ, в соответствии с которыми изменение вида разрешенного использования принимается гражданином самостоятельно без дополнительных процедур и согласований, поскольку в г. Михайловске приняты и действуют ПЗЗ, утвержденные Решением Думы МО г. Михайловска от ... г. №.. ..

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Из содержания данной нормы следует, что вид разрешенного использования может быть выбран самостоятельно гражданином или юридическим лицом, без дополнительных разрешений и процедур согласования, только из предусмотренных зонированием территорий видов.

Аналогичные нормы установлены п. п. 2, 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, в которых указано, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков. Виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Из содержания данной нормы также следует, что виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования только в случае, если они установлены применительно к каждой территориальной зоне.

Таким образом, для применения ч. 2 ст. 7 ЗК РФ, п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ необходимо не наличие ПЗЗ, а содержание в ПЗЗ зонирования территории.

Как указано выше, действующие в г. Михайловске ПЗЗ, зонирования территории не содержат, а новые ПЗЗ, которые содержат зонирование территории, в силу не вступили.

В связи с этим, самостоятельное изменение вида разрешенного использования земельных участков физическими и юридическими лицами, предусмотренное ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ на основании ПЗЗ, предусматривающего зонирование территории муниципального образования, - в его отсутствие недопустимо.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее Закон № 191-ФЗ) указано, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. ч. 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.

Таким образом, из содержания пп. 3 п. 1 ст. 4 Закона № 191-ФЗ следует, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний до принятия правил землепользования и застройки в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке и в соответствии с его требованиями.

Как указано выше, в соответствии с требованиями пп. 2 п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включает в себя карту градостроительного зонирования, позволяющую идентифицировать территориальную зону и виды разрешенного использования, которые включены в ее состав.

В ПЗЗ, утвержденных Решением Думы №.. ., карта территориального зонирования и перечни территориальных зон отсутствуют. Следовательно, возможности определения местоположения конкретной зоны с включенными в нее видами разрешенного использования не имеется.

Таким образом, ПЗЗ, утвержденные Решением Думы №.. ., не отвечает требованиям пп. 2 п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ об обязательном наличии в ПЗЗ карты градостроительного зонирования, т. е. приняты не в установленном с Градостроительным кодексом РФ порядке, и, соответственно, согласно пп. 3 п. 1 ст. 4 Закона № 191-ФЗ до принятия ПЗЗ в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке действует порядок принятия решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний в соответствии с ч. ч. 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с требованиями п. п. 6, 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон № 221-ФЗ) орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 Закона № 221-ФЗ сведения. Особенности обеспечения установленного п. 6 ст. 15 Закона № 221-ФЗ порядка информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости, формы представляемых при таком взаимодействии документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 618 (далее Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 618), орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.

Статьей 10 Закона № 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий:

1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон;

2) описание местоположения границ таких зон;

3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон;

4)       реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений;

5)       содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Администрацией МО г. Михайловска в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю в порядке, предусмотренном п. п. 6, 9 ст. 15 Закона № 221-ФЗ, п. 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 618, сведения о территориальных зонах не передавались, поскольку, как указано выше, ПЗЗ, утвержденные Решением Думы МО г. Михайловска от ... г. №.. ., их не содержат, а новые ПЗЗ, содержащие такие сведения о территориальных зонах, в силу не вступили.

В связи с этим в ГКН отсутствуют сведения о территориальных зонах, предусмотренные ст. 10 Закона № 221-ФЗ.

В соответствии с требованиями п. п. 2, 3 ст. 16 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 13-20 ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ сведений, к которым согласно п. 14 ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ относится «разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок», осуществляется, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом № 221-ФЗ для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Из содержания ст. 10, п. п. 6, 9 ст. 15, п. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ, п. 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 618, следует, что ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю вправе применять ч. 2 ст. 7 ЗК РФ, п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, пользуясь исключительно сведениями о территориальных зонах, содержащихся в ГКН, в которых определены границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.

Такие сведения в ГКН отсутствуют, поскольку в установленном законом порядке межведомственного информационного взаимодействия администрацией МО г.Михайловска не передавались.

Также эти сведения отсутствуют в каком-либо ином правовом акте (источнике). Действующего муниципального акта, содержащего территориальное зонирование, не имеется.

Таким образом, в г. Михайловске действует порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков, предусмотренный п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ), п.п. 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которыми вид разрешенного использования земельных участков может быть изменен исключительно посредством проведения публичных слушаний, заключения и протокола комиссии и акта органа местного самоуправления.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 22 Закона №221-ФЗ необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, а именно в соответствии с п. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ решение главы местной администрации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Таким образом, для кадастрового учета изменений вида разрешенного использования при отсутствии на территории муниципального образования территориального зонирования ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю в силу пп. 9 п. 1 ст. 22 Закона № 221-ФЗ, п. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ требуется акт органа местного самоуправления, а для государственной регистрации изменений вида разрешенного использования необходимы документы, предусмотренные п. 3 ч. 3 ст. 28 Закона № 131-ФЗ, п.п. 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, - публикации о проведении публичных слушаний, заключение и протокол комиссии, кадастровый паспорт земельного участка и акт органа местного самоуправления.

После вступления в силу ПЗЗ, содержащих территориальное зонирование, будет применяться ч. 2 ст. 7 ЗК РФ, п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, и при этом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю должно использовать сведения ГКН, предусмотренные ст. 10, п. п. 6, 9 ст. 15, п. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ, п. 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 618.

Однако в настоящее время ч. 2 ст. 7 ЗК РФ, п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ на территории МО г. Михайловска неприменимы вследствие отсутствия территориального зонирования.

С учетом изложенного, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю вследствие содержания в ПЗЗ недостоверной информации о наличии в ПЗЗ Приложения № 1 (карты территориальных зон) были необоснованно приняты незаконные решения об отказе в учете изменений объектов недвижимости от ... г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером №; от ... г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером №; от .... г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером №; от ... г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером № и др. в связи с тем, что основанием для данных изменений является постановление и.о. главы г. Михайловска, что противоречит ст. 37 Градостроительного кодекса РФ и ст. 4 Закона № 191-ФЗ, в соответствии с которыми изменение вида разрешенного использования принимается гражданином самостоятельно без дополнительных процедур и согласований, поскольку в г. Михайловске приняты и действуют ПЗЗ, утвержденные Решением Думы МО г. Михайловска от ... г. №.. ..

Таким образом, нарушены права органа местного самоуправления -администрации МО г. Михайловска на установленный законом порядок принятия решений об изменении видов разрешенного использования земельных участков по результатам публичных слушаний.

Согласно ч. 2 ст. 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Кроме того, из содержания п. 6 Пленума ВСРФ № 48 следует, что в силу ст. 133 Конституции Российской Федерации одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части не только по основаниям нарушения их компетенции (ч. 2 ст. 251 ГПК РФ), но и по основаниям нарушения оспариваемым нормативным правовым актом или его частью других прав местного самоуправления.

Как указано выше, права местного самоуправления нарушены. В связи с этим орган местного самоуправления или глава муниципального образования вправе оспорить нормативный правовой акт полностью или в части, противоречащей федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.

Несмотря на то, что заявителем и заинтересованным лицом являются юридические лица, отсутствуют нарушения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с этим спор подведомственен суду общей юрисдикции и неподведомственен арбитражному суду.

Заявителем избран надлежащий способ защиты нарушенного права.

В настоящее время в 2012 году администрацией МО г. Михайловска разработана и изготовлена карта территориального зонирования, подлежащая принятию при утверждении новых ПЗЗ, для которых назначены публичные слушания.

В ПЗЗ, утвержденных Решением Думы №.. ., изменения в виде утверждения карты территориального зонирования, внести не представляется возможным, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:

1)     несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;

2)     поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Таким образом, ПЗЗ, утвержденные Решением Думы №.. ., противоречат Градостроительному кодексу РФ, имеющему большую юридическую силу, нарушают права и законные интересы граждан и органа местного самоуправления - администрации МО г. Михайловска на осуществление в установленном законом порядке законных действий, в связи с чем подлежат признанию в судебном порядке недействующим в части со дня их принятия.

Просят признать главы 5, 6, 7 раздела 2 Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Думы МО г. Михайловска от ... г. №.. . «О принятии правил землепользования и застройки города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края» недействующими со дня их принятия.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если дело неподсудно данному суду.

Заявление администрации МО г. Михайловска неподсудно Шпаковскому районному суду по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст. 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Согласно ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по указанным в статье 122 настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 настоящего Кодекса;

4) дела особого производства, указанные в статье 262 настоящего Кодекса;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Глава 23 АПК РФ регламентирует порядок рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Согласно ст.191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.

Согласно указанной норме закона арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов только в том случае, если оспариваемые правовые акты регулируют общественные отношения в сферах, указанных в п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, или в иных сферах, если это предусмотрено федеральными законами. При этом компетенция арбитражных судов по рассмотрению оспариваемых нормативных правовых актов в этих сферах деятельности не зависит от правового статуса субъектов, обращающихся с просьбой о проверке законности нормативных правовых актов.

Согласно ст.192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив уточненное заявление администрации МО г.Михайловска, заявленные требования и приведенные обоснования, суд приходит к выводу, что данное заявление подведомственно арбитражному суду, так как в данном случае заявителем оспариваются положения ПЗЗ, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В частности, ПЗЗ регулируют отношения МО г. Михайловска с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по возникновению, изменению и прекращению правоотношений на земельные участки, что относится к сфере иной экономической деятельности.

При изложенных обстоятельствах, считаю необходимым данное заявление вернуть для подачи заявления в Арбитражный суд Ставропольского края.

Руководствуясь ст. 135 ГПК РФ, судья

О П Р Е Д Е Л И Л:

Возвратить уточненное заявление администрации муниципального образования г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края об оспаривании нормативного правового акта.

Разъяснить заявителю администрации муниципального образования г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края о необходимости обращения с заявлением об оспаривании нормативного правового акта в Арбитражный суд Ставропольского края.

На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 15 дней.

Судья: Т.С. Евтухова