ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«27» января 2014 г. город Мичуринск
Судья Мичуринского городского федерального суда Тамбовской области Савилова С.Н., рассмотрев заявление Никольских Н.П. о признании противоречащим закону в части сокращения расстояния в постановлении администрации города Мичуринска Тамбовской области №2371 от 21.12.2013 г. «Об определении границ территорий, прилегающих к организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».
УСТАНОВИЛ:
20.01.2014 года Никольских Н.П. обратился в Мичуринский городской суд в порядке ст. 46, ст.251 ГПК РФ с заявлением, о признании противоречащим закону постановление администрации города Мичуринска Тамбовской области №2371 от 21.12.2013 г. «Об определении границ территорий, прилегающих к организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в части сокращения расстояния с 50 метров на 20 метров.
В обоснование своих доводов заявитель указал, что согласно постановления администрации г. Мичуринска Тамбовской области от 10.11.2008 года № 2281 « Об определении территорий прилегающих к местам массового скопления граждан, местам нахождений источников повышенной опасности, в которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 15% объема готовой продукции», принятого в соответствии с ранее действовавшим законом Тамбовской области от 13.12.2005 года № 404-3 «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции в Тамбовской области» и постановления администрации Тамбовской области от 20.01.2006 года № 27 «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции» были определены территории, прилегающие к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 15% объема готовой продукции в радиусе 50 метров: детским и образовательным учреждениям; медицинским учреждениям; учреждениям культуры и спорта; железнодорожным и авто вокзалам; рынкам города.
Согласно постановления администрации г. Мичуринска Тамбовской области от 21.10.2013 года № 2371 «Об определении границ территорий, прилегающих к организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», принятого, как указано в постановлении, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции от 28.07.2012), постановлением Правительства Российской федерации от 27.12.2012 года № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», минимальное расстояние при наличии обособленной территории, а также, при отсутствии обособленной территории, должно составлять не менее 20 метров.
Указанное постановление, принятое органом местного самоуправления Администрацией города Мичуринска Тамбовской области 21.10.2013года, опубликовано в средствах массовой информации 24.10.2013 года в печатном издании «Мичуринская жизнь».
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции от 28 июля 2012 года) изложены в ст.1 и ст. 3, ст. 16, ст. 19 указанного закона и определяют реализацию и потребление алкогольной продукции, подлежащей ограничению в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности и соблюдения право ограничения.
В соответствии абз.2 п. 5 ст. 16 названного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничениявремени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе, полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, из чего следует, что законодатель, устанавливая ограничения в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, не предусматривает каким-либо подзаконным актом снятие или умаление установленных законом РФ ограничений.
А это означает, что ранее установленные расстояния прилегающие к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 15% объема готовой продукции в радиусе 50 метров, главой администрации г. Мичуринска В.Н.Макаровым незаконно уменьшена до 20 метров, что противоречит требованиям закона по ограничению реализации и потреблению алкогольной продукции.
Также в постановлении не указана норма закона, на основании которой внесено изменение (послабление) в указанный акт и прекращены существовавшие правоотношения обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Более того, в соответствии требований ст.7 Федерального закона от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции от 28.07.2012), органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, которое на настоящий момент не предусматривает послабление на введение ограничений.
Заявитель считает, что принятым постановлением обжалуемой его частью нарушены его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и Федеральными законами, а также, нарушены права и свободы неопределенного круга лиц.
Изучив поступившую жалобу, нахожу, необходимы, в ее принятии отказать.
Согласно ст.46 ГПК РФ «В случаях, предусмотренных законом, государственные органы, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц».
Основанием участия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или граждан в порядке ст.46 ГПК РФ является государственная (служебная) заинтересованность в гражданском деле, которая вытекает из обязанностей, возложенных на них в силу функциональных полномочий.
Однако для участия этих субъектов в конкретном деле одной юридической заинтересованности недостаточно, требуются определенные предпосылки: норма права, юридические факты, гражданская процессуальная правоспособность.
Как установлено из поданного заявления, Никольских Н.П. проживает в жилом многоквартирном доме № 280 ... В его доме располагается организация общественного питания, где происходит реализация алкоголя. В радиусе до 50 метров от места реализации розничной продажи алкоголя располагаются три учреждения, к местам нахождения, которых распространяются установленные законом требования об ограничении времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.
Вместе с тем, согласно ст.16 Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изменениями и дополнениями) Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;
в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;
на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;
на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;
на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;
в нестационарных торговых объектах;
несовершеннолетним. ….
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" были утверждены Правила
определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продаж алкогольной продукции», согласно которым
установлен порядок определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
2. Розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих:
а) к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта;
б) к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) к объектам военного назначения.».
То есть, жилые дома не отнесены Правилами к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Не входит территория, прилегающая к жилым домам в перечень, предусмотренный п.2 Правил.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что права и законные интересы заявителя оспариваемым постановлением не затрагиваются.
Предоставлять же интересы неопределенного круга лиц заявитель законных оснований не имеет.
Согласно ст.16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изменениями и дополнениями) «Не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах втором - седьмом пункта 2 настоящей статьи, в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, потребления (распития) пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг». Права, которые заявитель считает нарушенными в связи с аморальными отношениями (драки, нецензурная ругань, исправление нужды, стук в дверь и т.д.) между пьяными клиентами предприятия общественного питания, происходящими на глазах большого количества детей и молодежи, распитие клиентами алкоголя, с вытекающими последствиями в помещении, которое находится в жилом доме, регулируются нормами КоАП РФ и УК РФ, которыми заявитель вправе воспользоваться, для защиты своих прав.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (с изменениями и дополнениями)
Судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случаях, когда:
в заявлении гражданина или организации оспаривается полностью или в части нормативный правовой акт, очевидно не затрагивающий их права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки акта или его части в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ (например, заявление граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов, регулирующих отношения с участием организаций и индивидуальных предпринимателей);
заявление подано в защиту прав и свобод другого лица лицом, не имеющим права в соответствии с федеральным законом обращаться в суд в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц (например, профсоюзными организациями в защиту прав и свобод своих членов);
Руководствуясь п.1, ч.1, ст.134 ГПК РФ
ОПРЕДЕЛИЛ:
Никольских Н.П. в принятии заявления о признании противоречащим закону постановление администрации города Мичуринска Тамбовской области №2371 от 21.12.2013 года «Об определении границ территорий, прилегающих к организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в части сокращения расстояния с 50 метров на 20 метров», - ОТКАЗАТЬ.
Отказ в принятии жалобы препятствует повторному обращению заявителя в суд о том же предмете и по тем же основаниям.
На определение в течение 15 дней со дня его вынесения может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда через Мичуринский городской федеральный суд.
Судья С.Н. Савилова