ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9-34/2021 от 05.03.2021 Конаковского городского суда (Тверская область)

Материал № 9-34/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судья Конаковского городского суда Тверской области Никитина Е.А., рассмотрев исковое заявление Мишиной Марины Викторовны к Банку ВТБ (ПАО) о расторжении кредитного договора,

установил:

Мишина Марина Викторовна обратилась в Конаковский городской суд Тверской области с исковым заявлением к Банку ВТБ (ПАО) о расторжении кредитного договора № 625/0051-0710765 от 11 февраля 2019 года.

Свои требования истец мотивирует тем, что 11.02.2019 года между истцом, Мишиной Мариной Викторовной и Банк ВТБ (ПАО) был заключён кредитный договор № 625/0051-0710765, в соответствии с которым на условиях возвратности и платности предоставлен кредит в размере 917559 рублей. В связи с неблагоприятным стечением обстоятельств, отсутствием постоянного заработка, она утратила возможность производить ежемесячные платежи. И, как следствие, была лишена возможности исполнять свои обязательства надлежащим образом. В связи с чем, у неё возникла задолженность по Кредитному договору. 16 октября 2020г. истцом в Банк было направлено заявление о расторжении кредитного договора и предоставлении информации о размере задолженности. Однако, данное заявление оставлено без ответа и удовлетворения. 18 ноября 2020г. в адрес Ответчика было направлено повторное заявление, в соответствии с которым ею выражены согласие на расторжение кредитного договора, а также просьба взыскания задолженности в судебном порядке. На указанное заявление аналогично предыдущему ответа не последовало. 12 января 2021г. истцом в Банк было направлено заявление с предложением урегулировать ситуацию: расторгнуть кредитный договор, предоставить информацию о полном размере долга и выставить требование об оплате. Однако, данное заявление оставлено без ответа и удовлетворения. Несмотря на очевидную неспособность оплачивать Истцом задолженность по Кредитному договору, о чем неоднократно было сообщено ответчику, на дату обращения в суд Ответчик исковое заявление о расторжении договора и взыскании задолженности по договору не подал. Не расторгая вышеуказанный договор, Ответчик, злоупотребляя правом, нарушает права Истца. Размер задолженности за счет штрафных неустоек, процентов, предусмотренных договором, ежедневно увеличивается. Истец вынуждена требовать расторжения кредитного договора в судебном порядке. Просит суд: расторгнуть заключенный между, Мишиной Мариной Викторовной, и ответчиком, Банк ВТБ (ПАО) Кредитный договор № 625/0051-0710765 от 11 февраля 2019 года.

Рассмотрев исковое заявление Мишиной М.В. и приложенные к нему документы, судья полагает, что имеются основания для возвращения искового заявления по следующим основаниям.

В соответствии с положениями п.7 ч.2 ст.131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом.

Как усматривается из документов, приложенных к исковому заявлению, истец Мишина М.В. 16.10.2020 г., 18.11.2020 г., 12.01.2021 г. обращалась в Банк ВТБ (ПАО) с заявлениями о расторжении кредитного договора.

Ответы на её обращения в Банк ВТБ (ПАО) к иску не приложены.

В соответствии с абз.3 ст.21 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 30.12.2020) «О банках и банковской деятельности» споры между кредитной организацией и её клиентами (физическими и юридическими лицами) разрешаются в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Федеральным законом от 04 июня 2018 года №123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, предусматривающий, что потребитель финансовых услуг, для защиты своих нарушенных прав до обращения в суд должен направить обращение финансовому уполномоченному.

В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ, с финансовым уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом обязаны организовать взаимодействие следующие финансовые организации: 1) страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование) (п. 2 ч. 1 ст. 28 вступает в силу с 01.01.2020); 2) микрофинансовые организации (п. 3 ч. 1 ст. 28 вступает в силу с 01.01.2021; 3) кредитные потребительские кооперативы (п. 4 ч. 1 ст. 28 вступает в силу с 01.01.2021); 4) ломбарды (п. 5 ч. 1 ст. 28 вступает в силу с 01.01.2021); 5) кредитные организации (п. 6 ч. 1 ст. 28 вступает в силу с 01.01.2021); 6) негосударственные пенсионные фонды.

С 28.11.2019 Закон вступил в силу в отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по иным видам страхования, кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование (пункт 1 части 1 статьи 28, часть 6 статьи 32 Закона), а с 01.01.2020 - в отношении микрофинансовых организаций (пункт 2 части 1 статьи 28, часть 2 статьи 32 Закона).

В отношении кредитных потребительских кооперативов, ломбардов, кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов данный закон вступает в силу с 01.01.2021 (пункты 3 - 6 части 1 статьи 28, часть 3 статьи 32 Закона).

Частью 8 статьи 32 Закона о финансовом уполномоченном установлено, что потребители финансовых услуг вправе направлять обращения финансовому уполномоченному в отношении договоров, которые были заключены до дня вступления в силу данного закона (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до дня вступления в силу названного закона).

Соответственно, при обращении в суд с 01 января 2021 г. потребители финансовых услуг должны представить доказательства соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования споров с финансовыми и микрофинансовыми организациями по кредитным договорам.

В качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора потребитель должен приложить к исковому заявлению в суд либо решение финансового уполномоченного, либо соглашение с финансовой организацией (в случае, если финансовая организация не исполняет его условия), либо уведомление о принятии обращения к рассмотрению или об отказе в принятии обращения к рассмотрению (ст.15, ч.4 ст.25 Закона о финансовом уполномоченном).

Из "Разъяснений по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.03.2020) следует, что необходимость соблюдения обязательного досудебного порядка разрешения спора определяется компетенцией финансового уполномоченного по разрешению споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, установленной статьей 15 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".

Финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, включённых в реестр, указанный в статье 29 настоящего Федерального закона (в отношении финансовых услуг, которые указаны в реестре), или перечень, указанный в статье 30 настоящего Федерального закона, если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей (за исключением обращений, указанных в статье 19 настоящего Федерального закона) либо если требования потребителя финансовых услуг вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трёх лет (ч.1 ст.15 Закона о финансовом уполномоченном).

До обращения к финансовому уполномоченному потребитель в обязательном порядке должен направить в финансовую организацию заявление в письменной или электронной форме. Потребитель финансовых услуг вправе направить обращение финансовому уполномоченному после получения ответа финансовой организации либо в случае неполучения ответа финансовой организации по истечении соответствующих сроков рассмотрения финансовой организацией заявления потребителя финансовых услуг, установленных частью 2 настоящей статьи (ст.16 Закона о финансовом уполномоченном).

Обращение к финансовому уполномоченному может быть направлено в электронной форме путём заполнения стандартной формы обращения в личном кабинете потребителя на сайте финансового уполномоченного или в письменной форме по адресу службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного.

Требования к оформлению обращения в письменной или электронной форме содержатся в ст.17 Закона о финансовом уполномоченном.

По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о полном или частичном удовлетворении его требований или об отказе в удовлетворении требований потребителя. Решение финансового уполномоченного направляется в адрес потребителя в течение одного рабочего дня (ст.22 Закона о финансовом уполномоченном).

Таким образом, при обращении в суд с 01.01.2021 года соблюдение потребителями финансовых услуг обязательного досудебного порядка урегулирования споров с финансовыми организациями по финансовым договорам является обязательным.

Поэтому, с 01 января 2021 г. потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению (ч.2 ст.25 и ч.4 ст.32 Федерального закона от 04 июня 2018 г. №123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»).

Досудебный порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией государственной защиты прав и свобод, закрепленной ст. 45 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Учитывая, что иск предъявлен истцом после 01 января 2021 г., то представление истцом доказательств соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в порядке, установленном Федеральным законом от 04.06.2018 №123 «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», для истца является обязательным.

Однако, истец не обращался к финансовому уполномоченному по заявленному в настоящем иске спору, поскольку им не представлены в суд доказательства соблюдения вышеуказанного досудебного порядка урегулирования спора, подтверждающего его обращение к финансовому уполномоченному.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон.

В соответствии с абз. 6 ст. 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагается доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья возвращает исковое заявление в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.

При таких обстоятельствах, исковое заявление Мишиной М.В. подлежит возвращению.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

Возвратить исковое заявление Мишиной Марины Викторовны к Банк ВТБ (ПАО) о расторжении кредитного договора № 625/0051-0710765 от 11 февраля 2019 года, ввиду несоблюдения истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

На определение может быть подана частная жалоба в Тверской областной суд через Конаковский городской суд Тверской области в течение пятнадцати рабочих дней.

Судья Е.А. Никитина

Материал № 9-34/2021