Судья Замалетдинова З.Н. УИД 16RS0048-01-2022-001991-08
дело № 9-420/2022
№ 33-9873/2022
учет № 205г
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07.07.2022 город Казань
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Валишина Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мусиной Р.И. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе ФИО1 на определение судьи Московского районного суда г. Казани от 07.04.2022, которым возвращено исковое заявление ФИО1 к ФИО2 о взыскании задолженности по договору займа.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по договору займа. При этом к исковому заявлению приложено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины.
Определениями судьи Московского районного суда города Казани от 17.03.2022 исковое заявление оставлено без движения.
Определением от 07.04.2022 судья исковое заявление возвратил.
В частной жалобе ФИО1 просит определение судьи о возврате искового заявления отменить, указывая, что во исполнение определения об оставлении заявления без движения направила в суд квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 13 294 руб., оплаченную через портал «Госуслуги», который формирует извещение об осуществлении операции с использованием электронного средства платежа. При этом отметка банка либо УФК отсутствуют, поскольку порталом «Госуслуги» это не предусмотрено. Действующее законодательство не ограничивает право истца в выборе способа оплаты государственной пошлины, использование сервиса «Госуслуги» является одним из способов реализации этого права, которым она воспользовалась.
Суд апелляционной инстанции полагает, что определение судьи от 07.04.2022 подлежит отмене по следующим основаниям.
Оставляя исковое заявление ФИО1 без движения, судья исходил из того, что истцом не представлен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Суд апелляционной инстанции полагает, что такой вывод судьи не соответствует нормам процессуального права, основания для оставления заявления без движения и впоследствии для его возвращения отсутствовали.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагаются:
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины или об освобождении от уплаты государственной пошлины.
На основании п. 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП), предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в ГИС ГМП, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.
Согласно ч. 1 ст. 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Частью 4 статьи 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ установлено, что банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе производящие расчеты в электронной форме, а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств заявителем за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в ч. 3 статьи 1 и ч. 1 статьи 9 З Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обязаны незамедлительно при достаточности денежных средств для исполнения распоряжения о переводе денежных средств не позднее дня приема к исполнению соответствующего распоряжения, а при приеме к исполнению распоряжения о переводе денежных средств после 21 часа по местному времени - не позднее дня, следующего за днем приема к исполнению соответствующего распоряжения, направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.
Из материалов дела следует, что при подаче искового заявления ФИО1 представила извещение об осуществлении операции с использованием электронного средства платежа, распечатанного в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (л.д. 20-23).
Согласно п.1.9 Положения Банка России от 19.06.2012 №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.
В силу п.4.6 Положения, исполнение распоряжения в электронном виде в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается банком плательщика посредством направления плательщику извещения в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика с указанием реквизитов исполненного распоряжения или посредством направления исполненного распоряжения в электронном виде с указанием даты исполнения.
В силу п. 1.1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно абз.1 пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 №1602-О-О, положения абз. 2 п. 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливают каких-либо требований к оформлению документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
В соответствии с ч.5 ст.10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Платежное поручение, прилагаемое к исковому заявлению, представлено в виде распечатки извещения, содержащего информацию об уплате государственной пошлины с указанием назначения платежа, а также с отметкой о проведении платежа.
Приказом Федерального казначейства от 12.05.2017 №11н утвержден Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, в соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 участником ГИС ГМП является оператор Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие", обеспечивающий информационное взаимодействие с ГИС ГМП судов и мировых судей, оператор ГАС "Правосудие" может осуществлять в ГИС ГМП полномочия главного администратора запросов.
Исходя из п.2.6 Порядка администратор начислений, администратор платежей и администратор запросов, осуществляющие самостоятельное информационное взаимодействие с ГИС ГМП, а также главный администратор начислений, главный администратор платежей и главный администратор запросов являются Участниками прямого взаимодействия с ГИС ГМП.
В соответствии с п.2.1 Порядка доступ к ГИС ГМП предоставляется участникам ГИС ГМП, указанным в пункте 2.6 настоящего Порядка, посредством информационного взаимодействия ГИС ГМП и информационных систем участников ГИС ГМП с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 №697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», после прохождения участниками ГИС ГМП процедуры регистрации в ГИС ГМП в соответствии с пунктом 2.20 настоящего Порядка.
Однако, в данном случае, суд первой инстанции, имея доступ к информационному взаимодействию с ГИС ГМП, в случае возникших сомнений, не проверил наличие информации об уплате ФИО1 государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
Также судьей не разрешено ходатайство ФИО1 о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины.
При таких данных суд апелляционной инстанции считает, что определение судьи от 07.04.2022 не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
о п р е д е л и л:
определение судьи Московского районного суда города Казани от 07.04.2022 по данному делу отменить.
Материал по исковому заявлению возвратить в Московский районный суд города Казани для разрешения вопроса о принятии заявления к рассмотрению по существу.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Определение14.07.2022