ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятии заявления
20 марта 2013 года город Москва.
Судья Тверского районного суда города Москвы Комиссаров Е.В., изучив заявление Палагина Р.С, Красильников А.И, Красильникова З.В, Зарубина Л.В об оспаривании бездействия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выраженного в непринятии мер по инициированию парламентских слушаний по вопросу обманутых дольщиков и несвоевременном предоставлении ответа на обращения граждан-участников строительства ЖСК «Сигнал»,
установил:
Палагина Р.С., Красильников А.И., Красильникова З.В., Зарубина Л.В. обратились в суд с заявлением, в котором просили:
- признать незаконным бездействие Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выраженного в непринятии мер по инициированию парламентских слушаний по вопросу обманутых дольщиков и несвоевременном предоставлении ответа на обращения граждан-участников строительства ЖСК «Сигнал».
Однако указанное выше заявление подлежит отказу в принятии по следующим основаниям.
Как усматривается из содержания заявления Палагиной Р.С., Красильникова А.И., Красильниковой З.В., Зарубиной Л.В. они 27 июля 2012 года обратились в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложениями о совершенствовании действующего законодательства. В обращении они просили инициировать процесс парламентских слушаний по вопросу обманутых дольщиков и инициировать принятие новых законов, направленных на решение этой проблемы, а также предложили проект Федерального закона «О защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Российской Федерации. С ответом, подписанным Председателем комитета по земельным отношениям и строительству Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, они не согласны. Считают, что бездействие Государственной Думы, выразившиеся в нарушении срока рассмотрения обращения граждан и в игнорировании нашего предложения об инициировании парламентских слушаний по вопросу обманутых дольщиков и совершенствования действующего законодательства, нарушают их конституционные права на жизнь и жилище, возлагают на них дополнительные (фактически повторные) расходы по обеспечению себя жилищем, и тем самым создают препятствия к осуществлению ими своего конституционного права на жизнь и жилище.
Между тем, согласно части 1 статьи 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.
Согласно статье 3 (часть 1) Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Часть 2 этой статьи устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В свою очередь, статья 32 (часть 1) Конституции Российской Федерации предусматривает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Представительным и законодательным органом Российской Федерации, представляющим весь многонациональный народ России и все субъекты Российской Федерации, является Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы (статья 94 и часть 1 статьи 95 Конституции Российской Федерации).
Анализ положений приведенных выше норм в системной связи со статьями 104 - 108 Конституции Российской Федерации дает основания считать, что в осуществлении законодательной функции участвуют Совет Федерации и Государственная Дума, а также Президент Российской Федерации, другие государственные органы и лица. При этом из принципа верховенства Конституции Российской Федерации и задачи обеспечения соответствия ей законов и иных правовых актов (часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации) вытекает обязанность всех участников законодательного процесса соблюдать установленную Конституцией Российской Федерации процедуру законотворчества.
Согласно частям 3,4 статьи 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года № 2134-II ГД утвержден Регламент названной палаты Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Регламент).
Согласно пункту «и» части 1 статьи 14 Регламента Совет Государственной Думы вправе принимать решение о проведении парламентских слушаний.
Статьями 62, 64 Регламента установлено, что на парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы Конституцией Российской Федерации. Парламентские слушания проводятся Государственной Думой по инициативе Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Исходя из данного конституционного принципа разделения властей, суд не вправе в порядке гражданского судопроизводства обязать Федеральное Собрание Российской Федерации, либо его составную часть, палату, в данном случае, - Государственную Думу, совершить те или иные действия, связанные с законотворческим процессом.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу о том, что заявление Палагиной Р.С., Красильникова А.И., Красильниковой З.В., Зарубиной Л.В., не может быть рассмотрено и разрешено в порядке гражданского судопроизводства. Поскольку иное предполагало бы вторжение в законотворческую деятельность палаты Федерального Собрания Российской Федерации, что не является допустимым, противоречит приведенным выше конституционным нормам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими Федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 134 ГПК РФ, судья
определил:
отказать в принятии заявления Палагина Р.С., Красильников А.И, Красильникова З.В, Зарубина Л.В. об оспаривании бездействия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выраженного в непринятии мер по инициированию парламентских слушаний по вопросу обманутых дольщиков и несвоевременном предоставлении ответа на обращения граждан-участников строительства ЖСК «Сигнал».
Разъяснить Палагиной Р.С., Красильникову А.И., Красильниковой З.В., Зарубиной Л.В., что отказ в принятии заявления препятствует их повторному обращению в суд с заявлением о том же предмете и по тем же основаниям.
На определение может быть подана частная жалоба в Московский городской суд через Тверской районный суд города Москвы в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья
Е.В. Комиссаров