ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9-535/2021 от 30.04.2021 Новгородского районного суда (Новгородская область)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 апреля 2021 года Великий Новгород

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Мисилина О.В., рассмотрев исковое заявление ФИО1 к <данные изъяты> о возложении обязанности по принятию мер по постановке на учет в качестве объекта культурного наследия, признании права муниципальной собственности на памятник истории и культуры, являющееся мемориалом павшей участнице Великой Отечественной войны и обеспечении его надлежащего содержания,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к <данные изъяты> об обязании принять меры по постановке на учет в качестве объекта культурного наследия, признании права муниципальной собственности на памятник истории и культуры - <данные изъяты>.

В принятии искового заявления в силу ст. 134 ГПК РФ надлежит отказать по следующим основаниям.

Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению в судах.

Порядок включения объектов культурного наследия в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) описан в ст.ст. 16, 16.1, 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; порядок ведения Реестра описан в ст. 20 Закона №73-ФЗ.

В силу ч. 1, ч. 6 ст. 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).

В целях реализации указанных положений приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 года N 1905 утвержден Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (далее также - Порядок), который определяет процедуру проведения таких работ.

Согласно п. 2 Порядка региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами. Работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика и представляют собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя: визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксацию объекта; сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта; изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.

По результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, физические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), рекомендуемый образец которого приведен в приложении к настоящему порядку (пункт 3 Порядка).

Из ч. 3 ст. 13 Закона Новгородской области от 05 января 2004 года N 226-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) на территории Новгородской области» следует, что физическое лицо или юридическое лицо (далее - заявитель) представляет в орган исполнительной власти области, который осуществляет полномочия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в одном экземпляре проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения вместе с обосновывающими документами, положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы (далее - документы).

Орган исполнительной власти области, который осуществляет полномочия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, рассматривает в течение 45 рабочих дней представленные заявителем документы и при отсутствии замечаний принимает решение об установлении (изменении) зон охраны объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, а также об установлении требований к градостроительным регламентам в границах данных зон, либо направляет мотивированный отказ заявителю в утверждении проекта зон охраны объекта культурного наследия.

Копия решения об установлении (изменении) или об отказе в установлении (изменении) зон охраны объекта культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в течение 7 рабочих дней направляется заявителю, а также в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным решением.

Как следует из искового заявления право собственности на указанный объект не зарегистрировано.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Исходя из ст. 11 Закона РФ от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации.

Как следует из искового заявления, индивидуальная могила <данные изъяты> находится на территории <адрес>.

Между тем, из иска не усматривается, что истец обращалась в <данные изъяты> с заявлением о постановке на учет указанного выше объекта и признания права собственности на него, и ею не получен отказ в удовлетворении заявления, который истец могла бы оспорить в случае несогласия.

Поскольку постановка на учет объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с указанным выше Порядком, принимая во внимание указанные обстоятельства, судья приходит к выводу, что в принятии искового заявления в силу ст. 134 ГПК РФ надлежит отказать.

Разъяснить истцу, что возвращение заявления в силу ст. 333.40 Налогового кодекса РФ является основанием для возврата уплаченной при подаче заявления госпошлины в сумме 300 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст. 134 ГПК РФ, судья

о п р е д е л и л:

В принятии искового заявления ФИО1 к <данные изъяты> о возложении обязанности по принятию мер по постановке на учет в качестве объекта культурного наследия, признании права муниципальной собственности на памятник истории и культуры, являющееся мемориалом павшей участнице Великой Отечественной войны и обеспечении его надлежащего содержания, отказать.

Отказ в принятии искового заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.

Возвратить ФИО1 из бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб. 00 коп., уплаченную чек-ордером от 21 апреля 2021 года (операция ).

На определение может быть подана частная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд Новгородской области в течение 15 дней со дня вынесения.

Судья О.В. Мисилина