ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9-78/2013 от 03.09.2013 Иркутского областного суда (Иркутская область)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

3 сентября 2013 года г. Иркутск

Судья Иркутского областного суда Федоркевич С.З., ознакомившись с заявлением Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива», поданном в защиту публичных интересов, интересов неопределенного круга лиц, о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Иркутской области от 15.07.2013 № 69-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области»,

У С Т А Н О В И Л:

Иркутская региональная общественная организация «Гражданская инициатива» (далее ИРОО «Гражданская инициатива») обратилась в Иркутский областной суд с вышеуказанным заявлением, в котором просила признать пункт 2 статьи 1, статьи 2 и 3 Закона Иркутской области от 15.07.2013 № 69-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области» противоречащими Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральному закону от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», п.п. «а», «г», «ж» ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 и недействующими.

В обоснование заявления ИРОО «Гражданская инициатива» указала, что оспариваемые правовые нормы содержат правовую неопределенность, неясность в вопросе предоставления в собственность гражданам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, сам закон является коррупциогенным, создает возможность злоупотребления исполнительной властью своими полномочиями, ограничивает полномочия органа местного самоуправления, нарушает права и интересы муниципального образования г. Иркутск и его жителей, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормами международного права, в том числе право на получение гражданами государственной услуги по предоставлению земли.

Заявитель указывает, что его процессуальное правомочие на предъявление вышеуказанного заявления вытекает из целей его создания – содействия гражданам Российской Федерации в реализации конституционных прав и свобод в области экологии и защиты окружающей природной среды, потребительских прав граждан, предусмотренного статьей 3.1 Устава ИРОО «Гражданская инициатива» права на обращение в суд с исковыми заявлениями и иными обращениями в защиту физических, юридических лиц, неопределенного круга лиц, характера спорного правоотношения, затрагивающего потребительские правоотношения, отношения в сфере владения, распоряжения и пользования природными ресурсами, и федеральных законов: статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 46 Федерального закона «О защите прав потребителей», статьи 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления в случаях, когда:

в заявлении гражданина или организации оспаривается полностью или в части нормативный правовой акт, очевидно не затрагивающий их права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки акта или его части в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации;

заявление подано в защиту прав и свобод другого лица лицом, не имеющим права в соответствии с федеральным законом обращаться в суд в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц.

Статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлен круг субъектов, имеющих право на обращение в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, и условия реализации этого права.

Субъектами права на обращение в суд по таким делам являются: граждане, организации, прокурор; Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования.

По общему правилу граждане и организации в силу статей 3 и 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов (исключение составляют случаи, когда граждане и организации вправе в соответствии с федеральным законом обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц).

В своем заявлении в суд ИРОО «Гражданская инициатива не отрицает, что оспариваемый акт не затрагивает ее права, свободы или законные интересы.

Из указанного следует, что заявитель не относится к предусмотренному статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кругу субъектов, имеющих право на обращение в суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного нормативного правового акта.

В связи с этим проверке подлежит довод заявителя о том, что заявление подано им в защиту прав и свобод публичных интересов муниципального образования г. Иркутск и лиц, проживающих на его территории, на основании специальных законов, предоставляющих такое право.

Заявитель, как следует из копии Устава организации и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц является общественным объединением, созданным в виде общественной организации.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «Об общественных объединениях» общественные объединения вправе представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Вместе с тем указанный Федеральный закон не относит общественные объединения (организации) к лицам, имеющим безусловное право обращения в суд в интересах граждан, неопределенного круга лиц. Положения статьи 27 названного Федерального закона определяют представительство и защиту интересов членов, участников общественных объединений, а также других граждан, в том числе в государственных органах, как право общественных объединений, не предопределяя его объема.

В соответствии со статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации организация может возбуждать гражданское дело от своего имени в интересах неопределенного круга лиц и выступать процессуальным истцом (заявителем) только на основании специального закона, предоставляющего такое право.

Утверждение заявителя о том, что он вправе возбуждать гражданское дело от своего имени в интересах неопределенного круга лиц и выступать процессуальным заявителем на основании статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» является неосновательным.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 8 п. 1 ст. 12) предусмотрено, что общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно части 10 статьи 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды (природоохранная деятельность) подразумевается деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Требований об охране окружающей среды, а также о защите прав потребителей в заявлении не указано. Отсутствуют в заявлении и требования о защите прав, свобод и законных интересов ИРОО «Гражданская инициатива». По существу заявление направлено на оспаривание нормативного правового акта, принятого субъектом Российской Федерации. Действующее законодательство не предоставляет право организациям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, защиты прав потребителей обращаться с подобными требованиями в суд от своего имени.

Это не исключает прав заявителя на обращение в суд от имени заинтересованного лица, чьи права, свободы и законные интересы затрагиваются оспариваемым нормативным правовым актом при наличии соответствующей доверенности.

Между тем, такой доверенности к материалам заявления не приложено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 134, статьями 224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л:

В принятии заявления Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» в защиту публичных интересов, интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Иркутской области от 15.07.2013 № 69-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области» отказать.

На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда в течение 15 дней со дня его вынесения.

Судья С.З.Федоркевич