ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9-8/2014 от 15.08.2014 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 августа 2014 года

 Судья Вологодского областного суда Жидкова О.В., рассмотрев заявление Пупцева О.В. к врио Губернатора Вологодской области Кувшинникову О.А. о признании незаконным назначения на должность первого заместителя Губернатора Вологодской области Л.А.,

установила:

 11.08.2014 Пупцев О.В. обратился в Вологодский областной суд с заявлением к врио Губернатора Вологодской области Кувшинникову О.А. о признании незаконным назначения на должность первого заместителя Губернатора Вологодской области.

 В обоснование заявленных требований указал на несоблюдение процедуры конкурса на замещение вакантной должности первого заместителя Губернатора Вологодской области при назначении Л.А. на указанную должность, чем полагал, были нарушены его конституционные права, закрепленные статьями 7, 19, 32 Конституции Российской Федерации.

 Просил суд признать назначение на государственную должность первого заместителя Губернатора Вологодской области Л.А. незаконным; прекратить социальную дискриминацию в Вологодской области со стороны организованного преступного сообщества.

 Полагаю, что в принятии заявления Пупцева О.В. к производству Вологодского областного суда следует отказать по следующим основаниям.

 Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов (статья 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

 В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА> № 2, судья отказывает в принятии заявления на основании статьи 248 или пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если в заявлении гражданина или организации оспаривается решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, очевидно не затрагивающее их права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки решения, действия (бездействия) в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Заявитель указывает на нарушение своего конституционного права на равный доступ к государственной службе.

 Действительно, согласно статье 32 (часть 4) Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

 Согласно данной норме граждане, замещая государственные должности, реализуют свое право. Право же, согласно Конституции, может быть ограничено в оговоренных Конституциях случаях только законом.

 Таким образом, закрепленное в части 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации положение не означает, что федеральный законодатель не вправе закрепить в законе определенные требования к кандидатам на те или иные должности в органах государственной власти. Это находится в полном соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в указанных ею целях ограничения прав граждан федеральным законом, и не противоречит пункту 2 статьи 1 Конвенции МОТ № 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

 Основополагающим законом, осуществляющим правовое регулирование института государственной службы, является Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003) «О системе государственной службы Российской Федерации». В нем определены правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, даны определения федеральной государственной службы и ее видов, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

 В главе 2 «Общие условия государственной службы» определены общие условия формирования кадрового состава государственной службы, поступления на государственную службу и ее прохождения, присвоения, сохранения и лишения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий.

 Часть 1 статьи 1 названного Закона раскрывает понятие государственной службы Российской Федерации: «Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

 Российской Федерации;

 федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);

 субъектов Российской Федерации;

 органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);

 лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

 лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

 При этом частью 2 указанной статьи определено, что деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.

 Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 32 утвержден Сводный Перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

 Следовательно, Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты, министры, судьи и некоторые другие лица, замещающие эти должности, не являются государственными служащими. Перечисленные лица замещают государственную должность Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) и осуществляют общегосударственные функции. На них в соответствии с их компетенцией возлагается ответственность за надлежащую реализацию функций государства, нормальное функционирование государственного аппарата.

 Соответственно, на указанных лиц не распространяются положения данного Закона, определяющие правовые основы государственной службы Российской Федерации.

 В силу пункта «в» части 7 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 Статьей 35 Устава Вологодской области установлено, что высшим должностным лицом области, руководителем высшего исполнительного органа государственной власти области является Губернатор Вологодской области.

 Правительство Вологодской области является высшим исполнительным органом государственной власти Вологодской области (статья 60 Устава).

 Согласно пункту «г» части 1 статьи 5 Закона Вологодской области от 01.07.2004 № 1034-ОЗ «О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области» члены Правительства Вологодской области назначаются в соответствии с Уставом области Губернатором области.

 Данное положение закреплено в статье 61 Устава области, согласно которой Губернатор области самостоятельно определяет персональный состав Правительства области.

 В соответствии со статьей 62 Устава Вологодской области Правительство Вологодской области составляют Губернатор Вологодской области, первые заместители Губернатора области, члены Правительства области, назначаемые Губернатором области из числа заместителей Губернатора области и руководителей органов исполнительной власти области.

 Таким образом назначением на должность первого заместителя Губернатора Вологодской области Л.А. конституционные права Пупцева О.В. на равный доступ к государственной службе нарушены не были, поскольку должность первого заместителя Губернатора Вологодской области не относится к должностям государственной службы, а является государственной должностью субъекта Российской Федерации, назначаемой Губернатором Вологодской области единолично.

 Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определила:

 в принятии заявления Пупцева О.В. к врио Губернатора Вологодской области Кувшинникову О.А. о признании незаконным назначения на должность первого заместителя Губернатора Вологодской области к производству Вологодского областного суда – отказать.

 На определение может быть подана частная жалоба в течение пятнадцати дней в апелляционную инстанцию Вологодского областного суда.

 Судья О.В. Жидкова