ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9-8/2015 от 03.03.2015 Томского областного суда (Томская область)

  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 3 марта 2015 года судья Томского областного суда Бондарева Н.А., ознакомившись с заявлением общества с ограниченной ответственностью «Демос» о признании недействующим приказа Департамента архитектуры и строительства Томской области от 3 апреля 2013 года № 10-п «О внесении изменений в приказ Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области от 3 февраля 2012 года № 4-п»,

 установил:

 приказом Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области от 3 февраля 2012 года № 4-п утвержден Порядок формирования и ведения реестра многоквартирных домов, строящихся на территории Томской области с привлечением денежных средств граждан, в отношении которых строительство не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство либо строительство которых приостановлено на срок более шести месяцев (далее – Порядок, Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов).

 Приказом Департамента архитектуры и строительства Томской области от 3 апреля 2013 года № 10-п в приказ Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области от 3 февраля 2012 года № 4-п внесены изменения, в соответствии с которыми пункт 10 названного Порядка изложен в следующей редакции:

 «10. Включение в Реестр проблемных объектов дополнительных объектов возможно только по ходатайству Комитета, одобренному положительными, аргументированными заключениями членов Комиссии и с учетом мнения прокуратуры Томской области, а также при условии, если к моменту рассмотрения данного вопроса на Комиссии:

 соответствующие застройщики, жилищно-строительные, жилищные накопительные кооперативы либо эмитенты облигаций - жилищных сертификатов, осуществляющие строительство многоквартирных домов с привлечением денежных средств граждан в соответствии с действующим законодательством, включены в Перечень застройщиков, жилищно-строительных, жилищных накопительных кооперативов и эмитентов облигаций - жилищных сертификатов, имеющих право в соответствии с действующим законодательством привлекать денежные средства граждан на строительство жилых помещений в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, формируемый на основании приказа Департамента архитектуры и строительства Томской области от 3 апреля 2013 года № 12-п;

 устранены нарушения действующего законодательства, послужившие основанием для привлечения застройщиков или должностных лиц к административной ответственности либо для направления предписания уполномоченного органа, осуществляющего на территории Томской области контроль и надзор в области долевого строительства».

 ООО «Демос» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим приказа Департамента архитектуры и строительства Томской области от 3 апреля 2013 года № 10-п «О внесении изменений в приказ Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области от 3 февраля 2012 года № 4-п», ссылаясь на то, что является застройщиком жилых домов № /__/ и № /__/ по /__/, строительство которых в связи с отсутствием источников финансирования приостановлено на срок более шести месяцев. Решением Арбитражного суда Томской области от 22 декабря 2014 года ООО «Демос» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев. Оспариваемым приказом внесены изменения, где предусмотрены дополнительные условия для включения строящихся жилых домов в реестр проблемных объектов, а именно: включение застройщика в Перечень застройщиков, формируемый на основании приказа Департамента архитектуры и строительства Томской области от 3 апреля 2013 года № 12-п. Поскольку ООО «Демос» объективно не может быть включено в названный перечень, оно лишилось возможности включить жилые дома, строительство которых осуществляло, в реестр проблемных объектов, а, соответственно, на получение мер государственной поддержки, гарантированных Законом Томской области № 58-03 от 14 апреля 2011 года «О защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области».

 Определением Томского областного суда от 13 февраля 2015 года заявление ООО «Демос» оставлено без движения, заявителю предложено указать, какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый заявителем приказ Департамента архитектуры и строительства Томской области от 3 апреля 2013 года № 10-п; а также какие права заявителя как застройщика нарушаются оспариваемым приказом, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав заявителя.

 Во исполнение данного определения ООО «Демос» представило заявление, где указало, что оспариваемый приказ Департамента архитектуры и строительства Томской области от 3 апреля 2013 года № 10-п, по мнению заявителя, противоречит статье 7 Закона Томской области № 58-03 от 14 апреля 2011 года «О защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области», согласно которой исполнительные органы государственной власти Томской области в пределах своей компетенции осуществляют государственную поддержку граждан - участников долевого строительства и их объединений, а также статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой все равны перед законом и судом. Нарушение прав заявителя ООО «Демос» заключается в том, что в результате принятия оспариваемого приказа участники строительства лишены возможности получить меры государственной поддержки, результатом чего стало бы улучшение финансового состояния ООО «Демос», в том числе и появление возможности исполнить обязательства перед иными кредиторами, помимо участников долевого строительства.

 В принятии заявления ООО «Демос» следует отказать на основании пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что судья отказывает в принятии заявления, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

 Главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определен круг лиц, имеющих право на обращение в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта.

 Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

 По общему правилу, установленному частью 1 статьи 4 этого же Кодекса, суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

 Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

 В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», судья отказывает в принятии заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 134 или части 8 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, когда в заявлении гражданина или организации оспаривается полностью или в части нормативный правовой акт, очевидно не затрагивающий их права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки акта или его части в порядке, предусмотренном главой 24 названного Кодекса.

 Как следует из приказа Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области от 3 февраля 2012 года № 4-п, пунктом 2 которого утвержден Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов, данный нормативный правовой акт принят в соответствии со статьей 5-1 Закона Томской области от 14 апреля 2011 года № 58-ОЗ «О защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области» в целях регулирования отношений, связанных с защитой прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов.

 При этом в силу пункта 3 названного Порядка целями формирования и ведения Реестра проблемных объектов является формирование единой информационной системы учета сведений о строящихся проблемных объектах на территории Томской области.

 Ведение Реестра проблемных объектов обеспечивает: получение информации о ходе строительства многоквартирных домов, строящихся на территории Томской области с привлечением денежных средств граждан - участников долевого строительства; выявление нарушений прав граждан - участников долевого строительства; эффективный контроль за деятельностью застройщиков, в том числе незамедлительное направление предписаний об устранении нарушений законодательства при привлечении денежных средств граждан - участников долевого строительства, а также привлечение виновных лиц к ответственности (пункт 4 Порядка). Формирование и ведение Реестра проблемных объектов осуществляет комитет контроля и надзора в области долевого строительства Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области (пункт 5 Порядка).

 В пункте 10 Порядка, действующая редакция которого оспаривается заявителем, закреплены условия, при которых возможно включение дополнительных объектов в Реестр проблемных объектов.

 Из заявления и представленных материалов усматривается, что ООО «Демос», находясь в стадии банкротства и являясь застройщиком жилых домов, строительство которых в связи с отсутствием источников финансирования приостановлено на срок более шести месяцев, обратилось в суд с заявлением об оспаривании положений Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов, утвержденного приказом Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области от 3 февраля 2012 года № 4-п, принятого в целях регулирования отношений, связанных с защитой прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов.

 Между тем названный нормативный правовой акт не содержит правовых норм, адресованных непосредственно застройщикам, не ограничивает их каких-либо прав, свобод и законных интересов, не возлагает на них какие-либо обязанности, следовательно, отсутствует обязательное условие для проверки оспариваемых норм в порядке, предусмотренном статьями 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению ООО «Демос».

 Доводы заявления о том, что оспариваемым приказом участники строительства лишены возможности получить меры государственной поддержки, результатом чего стало бы улучшение финансового состояния ООО «Демос», по существу направлены на защиту интересов граждан - участников долевого строительства и их объединений, государственная поддержка которых осуществляется в соответствии со статьей 7 Закона Томской области от 14 апреля 2011 года № 58-ОЗ «О защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области».

 ООО «Демос» к перечисленным субъектам не относится, данных о том, что заявитель, обращаясь в суд, был наделен правом представлять интересы таких лиц, материалы не содержат.

 Поскольку оспариваемый приказ с очевидностью не затрагивает права и свободы ООО «Демос», тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки акта в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует отказать.

 Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

 определил:

 в принятии заявления общества с ограниченной ответственностью «Демос» о признании недействующим приказа Департамента архитектуры и строительства Томской области от 3 апреля 2013 года № 10-п «О внесении изменений в приказ Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области от 3 февраля 2012 года № 4-п» отказать.

 Отказ в принятии заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с данным заявлением.

 На определение может быть подана частная жалоба в пятнадцатидневный срок со дня его вынесения в апелляционную инстанцию Томского областного суда.

 Судья Бондарева Н.А.