ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 910007-01-2022-001922-28 от 23.01.2024 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-2287/2024

№ дела суда 1-й инстанции 2-148/2023

УИД № 91RS0007-01-2022-001922-28

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 23 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Лопаткиной Н.А.,

судей Капитанюк О.В., Мельникова В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании незаконным отказа о включении в сводный список участников программ по кассационной жалобе представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым по доверенности ФИО6 на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 11 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 4 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Лопаткиной Н.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, в котором просил признать отказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым и администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, в котором, уточнив исковые требования, просил признать решение комиссии по проверке списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных требованиями Федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа во включении ФИО1 в Сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023 году незаконным; обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Крым и администрацию Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым включить ФИО1 в Сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие, в указанной ведомственной целевой программе.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 совместно с матерью ФИО12ДД.ММ.ГГГГ состоял на квартирном учете в администрации Новожиловского сельского поселения <адрес> Республики Крым. Мать истца была включена в сводный список граждан-участников ведомственной программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2020 году (составом семьи из двух человек), формируемый Министерством труда и социальной защиты Республики Крым. Однако сертификат не был выдан в связи с ошибками, допущенными администрацией Новожиловского сельского поселения, о чем истца уведомило Министерство строительства и архитектуры Республики Крым письмом от ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ошибки администрацией не были исправлены. ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 умерла. ДД.ММ.ГГГГ администрация Новожиловского сельского поселения уведомила отца истца — ФИО7 о том, что ФИО1 был снят с квартирного учета, в связи со смертью матери. Указанные действия были совершены незаконно, что установлено решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 25 мая 2022 года исковое заявление ФИО7, ФИО1 к администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, администрации Белогорского района Республики Крым о защите прав ребенка, признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия, взыскании морального вреда удовлетворено частично. Суд признал бездействие администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, выразившееся в непредставлении списка участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с включением в указанный список ФИО1 в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым не позднее 1 августа 2021 года незаконным. Суд обязал администрацию Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым предоставить в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым список участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с включением в указанный список ФИО1 с указанием даты постановки его на учет как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ и как участника программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», как подвергшегося радиоактивному загрязнению, с ДД.ММ.ГГГГ. Указанное решение суда оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Истец указывает, что в ходе рассмотрения дела установлено, что решение об отказе во включении истца в указанный список принято комиссией по проверке списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных требованиями Федерального законодательства ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в протоколе заседания указанной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Сводный список утверждается приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым и направляется до 1 сентября года, предшествующего планируемому, в Министерстве жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, для организации работы по выдаче бланков сертификатов. Следовательно, комиссия по проверке списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных требованиями Федерального законодательства, является органом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Крым, не является самостоятельным юридическим лицом. Однако из письма администрации Новожиловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что, несмотря на решение суда, истец не был включен в сводный список участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ» в 2022 году.

Решением Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично. Решение комиссии по проверке списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных требованиями Федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа во включении ФИО1 в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023 году, признано незаконным.

На Министерство труда и социальной защиты Республики Крым возложена обязанность включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес><адрес>, в сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым ФИО6 просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобе указано, что ФИО1 не отнесен к числу лиц, которые имеют право на получение государственного жилищного сертификата, т.к. не имеет соответствующего статуса и не относится к категориям граждан, указанных в статьях 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Суды неверно установили обстоятельства и дали ненадлежащую оценку доказательствам.

В суд кассационной инстанции поступило письменное возражение представителя ФИО1ФИО2, в котором содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных постановлений без изменения, кассационной жалобы заявителя – без удовлетворения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.

В суд поступило ходатайство начальника Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым, в котором содержится просьба о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя Департамента.

Иные лица, сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.

В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.

Судами установлено и усматривается из материалов дела, что решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Суд обязал администрацию Новожиловского сельского поселения администрации Белогорского района Республики Крым включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условиях с ДД.ММ.ГГГГ и включить в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы нa 2015-2019 годы, подвергшихся радиационному воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ.

После вступления решения суда в законную силу, в установленном порядке ФИО1 подал соответствующее заявление в администрацию Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым.

Пунктом 3 Положения по организации работы по реализации на территории Республики Крым ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 26 апреля 2016 года № 172, определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в период с 1 по 31 июля года, предшествующего планируемому, формируют списки граждан - участников ведомственной целевой программы, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 25 мая 2022 года по делу на администрацию Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым возложена обязанность предоставить в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым список участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», с включением в указанный список ФИО1 с указанием даты постановки его на учет как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ и как участника программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», как подвергшегося радиоактивному загрязнению, с 2 июля 2018 года. Указанное решение допущено судом к немедленному исполнению.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 6 сентября 2022 года решение Белогорского районного суда Республики Крым от 25 мая 2022 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Министерства труда и социальной защиты Республики Крым и администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 31 января 2023 года решение Белогорского районного суда Республики Крым от 25 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 6 сентября 2022 года оставлены без изменения, а кассационная жалоба ответчика администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым без удовлетворения.

Из копии удостоверения серии <адрес>, выданного ДД.ММ.ГГГГ, на территории Республики Крым и удостоверенного Советом министров АР Крым, следует, что ФИО8 является ребенком, который потерпел от Чернобыльской катастрофы. Указанное удостоверение принадлежит одному и тому же лицу - истцу по делу ФИО1, иное судом не установлено.

Копией справки серии , выданной ДД.ММ.ГГГГ Бюро медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, подтверждается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, повторно установлена инвалидность. Группа инвалидности - <данные изъяты> группа. Причина инвалидности - инвалидность с детства. Основание: акт освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно постановлению администрации Новожиловского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за «О включении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, следует, что администрация Новожиловского сельского поселения <адрес> Республики Крым постановила: 1. Включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании постановления Совета министров Республики Крым от 26 апреля 2016 года № 172 «Об утверждении Положения по организации работы по реализации на территории Республики Крым ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» исключительной компетенцией по включению или не включению в Сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе, наделено Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (ответчик по настоящему делу).

Разрешая заявленные требования по существу и приходя к выводу об их частичном удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, обоснованно исходил из того, что обоснованно исходил из того, что решение комиссии по проверке списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных требованиями Федерального законодательства от 16 августа 2022 года в части отказа во включении ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие, в указанной ведомственной целевой программе в 2023 году является незаконным, и в данной части уточненное исковое заявление ФИО1 обоснованно удовлетворено, с учетом нарушения прав и законных интересов ФИО1, имеющего статус участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований ФИО1 об обязании администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым о включении ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе, поскольку исключительной компетенцией по включению или не включению в Сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе, наделено именно Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.

Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции верными, сделанными с правильным применением норм материального права, нарушения норм процессуального права установлены не были.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции соглашается с такой позицией судов, отклоняя доводы кассационной жалобы, так как они не основаны на нормах права, в связи с чем не являются состоятельными для отмены судебных актов.

Порядок составления списков участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» регулируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственный целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 и Положением по организации работы по реализации на территории Республики Крым ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 26 апреля 2016 года № 172.

В соответствии с пунктом 24 Правил, в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Согласно пункту 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении: жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, для участия в процессных мероприятиях граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения), органы местного самоуправления (граждане, указанные в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил, - в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (исполнительный орган субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан) или администрацию <адрес>, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в процессных мероприятиях и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению .

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение, которой Удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено право граждан на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 года. Указанный срок установлен законодателем в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со временем выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки.

Мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ, гарантируется Законом РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на равных основаниях всем гражданам, указанным в статьях 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении; жилищных условий до 1 января 2005 года, вне зависимости от времени; получениями ими соответствующих удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим Законом.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона (т.е. граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития) гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Постановлением Правительства РФ № 1710 от 30 декабря 2017 года утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Указанной программой, среди прочих, предусмотрено основное мероприятие «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», которое включает в себя мероприятие по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц.

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным Законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федераций», утверждённой постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153).

Порядок составления списков участников государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» регулируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 и Положением по организации работы по реализации на территории Республики Крым ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федераций», утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 26 апреля 2016 года № 172.

В соответствии с пунктом 24 Правил, в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Пунктами 3 и 5 Положения предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в период с 1 по 31 июля года, предшествующего планируемому, формируют списки граждан участников ведомственной целевой программы, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, согласно приложению 1 к настоящему Положению.

Органы местного самоуправления не позднее 1 августа года, предшествующего планируемому представляют утвержденные списки в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.

Судами достоверно установлено, что ФИО1 в составе семьи своей матери ФИО9 состоял на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации Новожиловского сельского поселения. На основании постановления администрации Новожиловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ мать истца была включена в сводный список граждан-участников ведомственной программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2020 году (составом семьи из двух человек), формируемый Министерством труда и социальной защиты Республики Крым.

Как установлено решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 15 апреля 2021 года жилищный сертификат ФИО9 не был выдан не связи с тем, что она не имела права на его получение, а в связи с нарушением ее прав администрацией Новожиловского сельского поселения, допустившего ошибки при оформлении документов на получение сертификата.

ДД.ММ.ГГГГФИО9 умерла.

По смыслу пункта 46 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», член семьи владельца сертификата не утрачивает право на указанную социальную помощь а случае смерти владельца сертификата.

Между тем, 16 августа 2022 года комиссией по проверке списков, лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных требованиями Федерального законодательства, было принято решение об отказе во включении ФИО1 в указанный список.

Согласно пунктам 6 и 7 Положения по организации работы по реализации на территории Республики Крым ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 26 апреля 2016 года № 172 Министерство труда и социальной защиты Республики Крым на основании представленных органами местного самоуправления списков проводит проверку на соответствие категорий граждан требованиям законодательства Российской Федерации формирует сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Суды правомерно расценили такие действия комиссии и действия Министерства труда и социальной защиты Республики Крым как незаконные, они обоснованно признаны судом первой инстанции неправомерными, так как указанное решение фактически игнорирует ранее принятые неоднократно решения судов о статусе истца ФИО1, и в части обязания, в том числе Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, по восстановлению его прав путем включения в сводный список на обеспечение льготным жильем.

Отклоняя доводы ответчика, аналогичные заявленные в кассационной жалобе, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что фактически подателем жалобы оспариваются установленные вступившими в законную силу судебными постановлениями обстоятельства, что в силу прямого указания статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ недопустимо.

Вступившими в законную силу судебными актами неоднократно устанавливалось право истца ФИО1 быть включенным в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 26 мая 2017 года и быть включенным в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 2 июля 2018 года.

Поскольку ФИО1 после смерти матери признан участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 2 июля 2018 года, а право на его получение подтверждено вступившим в законную силу судебным актом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для возложения на Министерство труда и социальной защиты Республики обязанности включить истца в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем в оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Доводы кассационной жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права.

Суды верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Белогорского районного суда Республики Крым от 11 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 4 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым по доверенности ФИО6 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты><данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>