ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 920002-01-2021-005123-58 от 31.10.2023 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 88-36008/2023

№ дела в суде 1-й инстанции 2-301/2022

УИД № 92RS0002-01-2021-005123-58

г. Краснодар 31 октября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Богатых О.П.,

судей Яковлева А.М. и Якубовской Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 18 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 мая 2023 года по гражданскому делу по иску заместителя прокурора г. Севастополя к Государственному казенному учреждению г. Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя об обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П., выслушав прокурора Фролову Е.В., возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

заместитель прокурора г. Севастополя обратился в суд с иском к ГКУ г. Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» (далее – дирекция), департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя (далее – департамент транспорта), в котором просил: возложить на департамент транспорта обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу профинансировать расходы дирекции по обустройству на 0 км +300 м по 1 км + 100 м а/д Орлиное – Родниковое – Колхозное в пределах населенных пунктов (далее – спорный участок) стационарного освещения автодороги и тротуара, предусмотренного действующими государственными стандартами; возложить на дирекцию обязанность в течение 12 месяцев обустроить на спорном участке стационарное освещение автодороги и тротуара, предусмотренные государственными стандартами Российской Федерации.

В обоснование иска заместитель прокурора указал, что в ходе проведения прокуратурой проверки на предмет исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании и ремонте дорог в городе Севастополе установлено, что деятельность по содержанию и ремонту автомобильной дороги «67 ОП МЗ 67 Н-4 «Орлиное - Родниковое - Колхозное» не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и ее нормативному состоянию, несмотря на проведение в 2020 году на участке км 0+000 - км 6+785 м автодороги «Орлиное - Родниковое - Колхозное» ремонта, осуществленного в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Паспорта национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, регионального проекта «Дорожная сеть». Так, на спорном участке автодороги отсутствует стационарное электрическое освещение автодороги и тротуар. Непринятие ответчиками необходимых и своевременных мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности создает угрозу безопасности участникам дорожного движения, что послужило основанием к обращению с данным иском в суд.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 18 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 мая 2023 года, иск удовлетворен в полном объеме.

В кассационной жалобе департамент транспорта ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных и необоснованных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.

Как указывает податель жалобы, судом не определен круг лиц по заявленным требованиям, не исследованы их полномочия, и иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. Считает, что судами необоснованно не принято во внимание, что департамент транспорта является исполнительным органом Правительства Севастополя, которое в свою очередь определяет политику развития города и его инфраструктуру. Также полагает, что в данном случае возложение судом на департамент транспорта обязанности является незаконным вмешательством в деятельность исполнительного органа власти. Обращает внимание на то, что на момент рассмотрения дела ГБУ «Горсвет» были запланированы и проведены работы по устройству освещения на спорном участке дороги.

В возражениях относительно кассационной жалобы прокуратура г. Севастополя выражает несогласие с доводами жалобы.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и выслушав участвующее в деле лицо, судебная коллегия приходит к выводу о том, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как установлено судами, 23 апреля 2021 года отделом надзора УГИБДД УМВД России по г. Севастополю совместно с прокуратурой г. Севастополя было проведено обследование улиц и дорог, на которых в 2020 году был выполнен ремонт в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в результате которого выявлено, что на спорном участке автодороги, проходящем по населенным пунктам, отсутствует стационарное электрическое освещение и тротуар.

Вопреки требованиям действующего законодательства, деятельность по содержанию и ремонту автомобильной дороги «67 ОП МЗ 67 Н-4 «Орлиное - Родниковое - Колхозное» не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и ее нормативному состоянию, несмотря на проведение в 2020 году на участке км 0+000 - км 6+785 м автодороги «Орлиное - Родниковое - Колхозное» ремонта, осуществленного в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Паспорта национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 15), регионального проекта «Дорожная сеть».

При этом обязанность по содержанию указанной автодороги и тротуара возложена на ответчиков.

Разрешая спор, руководствуясь статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статьями 15, 17, 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом города Севастополя от 30 апреля 2014 года № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя», Положением о департаменте транспорта, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 8 сентября 2016 года № 849-ПП и Уставом ГКУ г. Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», утвержденным приказом департамента от 26 апреля 2021 года № 18-о, принимая во внимание Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, суд первой инстанции пришел выводу о том, что непринятие департаментом транспорта и дирекцией необходимых и своевременных мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности создает угрозу безопасности участникам дорожного движения, в виду чего заявленные требования иска, направленные на устранение выявленных нарушений, подлежат удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции с приведенными выводами согласился, признав их законными и обоснованными.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права.

Доводы кассационной жалобы о том, что на момент рассмотрения дела ГБУ «Горсвет» были запланированы и проведены работы по устройству освещения на спорном участке дороги, не могут свидетельствовать о незаконности обжалуемых судебных актов.

ГБУ «Горсвет», являясь подведомственной организацией Департамента городского хозяйства г. Севастополя, в рамках своей уставной деятельности создано в целях удовлетворения общественных потребностей в обеспечении наружным (уличным), декоративным (архитектурно-художественным), праздничным освещением обслуживанием объектов наружного освещения, находящихся в собственности города Севастополя.

Кроме того, ГБУ «Горсвет» в рамках своей уставной деятельности, а также в рамках исполнения мероприятий Государственной программы «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя» обеспечивает устранение физического и морального износа объектов наружного освещения, находящихся в собственности города Севастополя, а также обеспечивает улучшение эксплуатационных показателей за счет проведения текущих и капитальных ремонтов объектов наружного освещения, находящихся в собственности города Севастополя.

Объекты для проведения работ по обустройству наружным освещением в рамках капитального ремонта определяются исходя из доведенного до ГБУ «Горсвет» объема бюджетного финансирования, а также потребности, которая определяется на основании предписаний и обращений контрольно- надзорных органов, УГИБДД УМВД России по г. Севастополю, обращений граждан.

ГБУ «Горсвет» направляет на рассмотрение в адрес департамента городского хозяйства г. Севастополя планируемые объекты наружного освещения для проведения капитальных ремонтов, после чего планы рассматриваются и утверждаются Департаментом городского хозяйства г. Севастополя. Утвержденные планы доводятся до сведения департамента транспорта с целью предупреждения задвоения.

20 августа 2021 года между ГБУ «Горсвет» и ООО «Максимум» заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, по проведению инженерных изысканий по объектам: «Капитальный ремонт объектов наружного освещения по адресам: г. Севастополь, с. Терновка, г. Севастополь, с. Родное, г. Севастополь, с. Орлиное (2 этап), г. Севастополь, с. Широкое (2 этап), с. Фронтовое (2 этап), г. Севастополь, с. Андреевка (2 этап)». Срок разработки проектно-сметной документации договором установлен до конца 2021 года.

В суде апелляционной инстанции представитель департамента транспорта также утверждал, что работы по обустройству автодороги стационарным электрическим освещением уже проведены, впоследствии будут проведены работы по обустройству тротуаром.

Вместе с тем судебная коллегия отметила, что представленные суду апелляционной инстанции соглашения о предоставлении субсидий из бюджета на выполнение государственного задания свидетельствуют об их заключении после принятия по делу обжалуемого решения.

Утверждения департамента транспорта о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, проверялись судом первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку они опровергаются вышеприведенными нормами о безопасности дорожного движения.

Поскольку судом установлен факт несоответствия спорного участка автомобильной дороги предъявляемым требованиям в части стационарного электрического освещения автодороги и тротуара, у судов имелись основания для удовлетворения требований иска заместителя прокурора г. Севастополя в силу того, что выполнение обязанности в области дорожной деятельности предусмотрено законом, и доводы ответчика о вмешательстве в деятельность заявителя при возложении указанной в оспариваемом судебном акте обязанности являются несостоятельными.

Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции заявителя в судах нижестоящих инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка, по существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств и выводов суда о фактических обстоятельствах дела, поэтому основанием к отмене судебного постановления служить не могут, поскольку применительно к положениям статей 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции или были ими опровергнуты.

Ввиду того, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 ГПК РФ основания для отмены либо изменения судебных постановлений по доводам кассационных жалоб заявителя.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 18 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

О.П. Богатых А.М. Яковлев Е.В. Якубовская