№м-487/2022 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 23 мая 2022 года г. Красногорск Московская область Судья Московского областного суда Елизарова М.Ю., ознакомившись с коллективным административным исковым заявлением Ануфриева Е.А., Верещагина А.А., Соболь С.В., Филатовой М.В., Гришиной Е.Н., Белоус М.С., Авраменко С.Н., Ягудиной А.В., Близнецовой И.В., Кушниренко Г.В., Пироговой Ю.В., Фарафоновой Т.В., Шаповаловой Л.В., Просиной Е.Е., Горловой М.В., Никитской А.Д., Никитской Д.Д., Глазковой Д.В., Кушниренко А.Е. о признании недействующими нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования принятых в период с января 2021 года по март 2022 год, у с т а н о в и л : представителем административных истцов Ануфриева Е.А., Верещагина А.А., Соболь С.В., Филатовой М.В., Гришиной Е.Н., Белоус М.С., Авраменко С.Н., Ягудиной А.В., Близнецовой И.В., Кушниренко Г.В., Пироговой Ю.В., Фарафоновой Т.В., Шаповаловой Л.В., Просиной Е.Е., Горловой М.В., Никитской А.Д., Никитской Д.Д., Глазковой Д.В., Кушниренко А.Е. (согласно приложений №1 к административному иску оформленных в виде таблицы) в Московский областной суд подано коллективное исковое заявление о признании недействующими нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования городской округ Протвино Московской области, а именно : решение от 25.01.2021г. № 110/30 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа Протвино Московской области»; решение от 19.02.2021 г № 118/32 «Об избрании Главы городского округа Протвино Московской области»; решение от 29.03.2021г. № 126/33 «О внесении изменений в решение Совета депутатов г. Протвино от 23.07.2007 № 234/36 «Об утверждении Структуры Администрации городского округа Протвино»; решение от 29.03.2021г. № 129/33 «О внесении изменений в Положение о Молодежном парламенте городского округа Протвино, утвержденное решением Совета депутатов города Протвино от 29.01.2018 № 288/53»; решение от 29.03.2021г. № 130/33 «Об определении сроков формирования нового состава Молодежного парламента городского округа Протвино»; решение от 29.03.2021г. № 131/33 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов местного самоуправления городского округа Протвино Московской области, подведомственных им муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями на территории городского округа Протвино Московской области»; решение от 29.03.2021г. № 132/33 «О внесении изменений в Положение о порядке подготовки и проведения конкурса на замещение вакантной должности заместителя главы Администрации городского округа Протвино, утвержденное решением Совета депутатов городского округа Протвино от 23.12.2019 № 27/6»; решение от 29.03.2021г. № 135/33 «Об утверждении Положения о помощнике депутата Совета депутатов городского округа Протвино Московской области»; решение от 29.03.2021г. № 139/33 «О признании утратившим силу решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 28.12.2020 № 100/29»; решение от 26.04.2021г. № 143/34 «О внесении изменений в Порядок опубликования депутатом Совета депутатов города Протвино о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденный решением Совета депутатов г. Протвино от 30.01.2017 № 214/38»; решение от 26.04.2021г. № 144/34 «О внесении изменений в решение Совета депутатов г. Протвино от 30.01.2017 № 213/38 «Об утверждении Порядка представления депутатом Совета депутатов города Протвино сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; решение от 26.04.2021г. № 146/34 «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации имущества муниципального образования «Городской округ Протвино Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»; решение от 31.05.2021г. № 149/35 «Об утверждении Положения о полномочиях органов местного самоуправления городского округа Протвино Московской области по организации особо охраняемых природных территорий местного значения в городском округе Протвино Московской области»; решение от 31.05.2021г. № 150/35 «О внесении изменений в решение Совета депутатов г. Протвино от 12.05.2014 № 512/80 «Об утверждении схемы избирательных округов по выборам Совета депутатов города Протвино»; решение от 28.06.2021г. № 156/36 «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов городского округа Протвино Московской области шестого созыва по многомандатным избирательным округам № 2 и № 3»; решение от 28.06.2021г. № 160/36 «О внесении изменений в решение Совета депутатов г. Протвино от 27.02.2017 № 221/39 «Об утверждении Стратегии социально - экономического развития муниципального образования Московской области городского округа Протвино как наукограда Российской Федерации на 2017-2025 годы и Плана мероприятий по реализации Стратегии социально - экономического развития муниципального образования Московской области городского округа Протвино как наукограда Российской Федерации на 2017-2025 годы» (в редакции решения Совета депутатов от 26.02.2018 №300/54, 23.04.2018 №306/56, 19.12.2018 №350/65, 25.11.2019 № 17/5. 31.08.2020 №57/21)»; решение от 11.10.2021г. № 168/39 «О проекте решения Совета депутатов городского округа Протвино «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Протвино Московской области, принятый решением Совета депутатов города Протвино от 20.06.2005 № 40/6»; решение от 11.10.2021г. № 169/39 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа Протвино Московской области»; решение от 11.10.2021г. № 171/39 «О внесении изменений в решение Совета депутатов г. Протвино от 30.01.2017 № 213/38 «Об утверждении Порядка представления депутатом Совета депутатов городского округа Протвино Московской области сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; решение от 11.10.2021г. № 172/39 «О признании утратившими силу решений Совета депутатов городского округа Протвино»; решение от 11.10.2021г. № 173/39 «О признании утратившими силу решений Совета депутатов городского округа Протвино»; решение от 25.10.2021г. № 180/40 «Об утверждении Положения о муниципальном жилищном контроле на территории городского округа Протвино Московской области»; решение от 25.10.2021г. № 181/40 «Об утверждении Положения о муниципальном контроле за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения на территории городского округа Протвино Московской области»; решение от 25.10.21г. № 182/40 «Об утверждении Положения о муниципальном дорожном контроле на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве на территории городского округа Протвино Московской области»; решение от 29.11.2021г. № 185/41 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 11.10.2021 № 169/39 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа Протвино Московской области»; решение от 29.11.2021г. № 187/41 «О внесении изменений в Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе Протвино, утвержденное решением Совета депутатов города Протвино от 20.03.2006 № 101/16»; решение от 29.11.2021г. № 189/41 «О внесении изменений в решение Совета депутатов г. Протвино от 23.07.2007 № 234/36 «Об утверждении Структуры Администрации городского округа Протвино Московской области»; решение от 14.12.2021г. № 197/42 «О внесении изменений в решение Совета депутатов г. Протвино от 30.01.2012 № 297/44 «Об утверждении Положение о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в городском округа «Протвино»; решение от 14.12.2021г. № 198/42 «Об утверждении Положения о порядке выплаты премии по итогам работы за год лицам, замещающим муниципальные должности в городском округе Протвино Московской области»; решение от 31.01.2022г. № 207/45 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Протвино Московской области, принятый решением Совета депутатов города Протвино от 20.06.2005 № 40/6»; решение от 31.01.2022г. № 209/45 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино от 19.12.2018г. № 349/65 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Протвино» (с изменениями от 23.23.2019 № 26/6, от 26.10.2020 № 88/23); решение от 31.01.2022г. № 210/45 «Об утверждении размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на территории городского округа Протвино Московской области»; решение от 31.01.2022г. № 211/45 «Об утверждении Положения о порядке ведения Реестра муниципального имущества городского округа Протвино Московской области»; решение от 28.02.2022г. № 215/47 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 11.10.2021 № 169/39 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа Протвино Московской области»; решение от 28.02.2022г. № 218/47 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино от 28.09.2020 № 75/22 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Протвино»; решение от 28.02.2022г. № 219/47 «Об утверждении Положения о порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы. И лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы в Контрольно-счетной палате городского округа Протвино Московской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; решение от 28.02.2021г. № 222/47 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 25.10.2021 № 182/40 «Об утверждении Положения о муниципальном дорожном контроле на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве на территории городского округа Протвино Московской области»; решение от 28.03.2022г. № 224/48 «О внесении изменений в решение Совета депутатов г. Протвино от 03.10.2005 №70/9 «О земельном налоге на территории городского округа Протвино Московской области»; решение от 28.03.2022г. № 225/48 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино от 19.12.2018 г. № 349/65 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Протвино»; решение от 28.03.2022г. № 226/48 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 25.10.2021 № 180/40 «Об утверждении Положения о муниципальном жилищном контроле на территории городского округа Протвино Московской области»; решение от 28.03.2022 № 228/48 «О внесении изменений в решение Совета депутатов г. Протвино от 23.07.2007 № 234/36 «Об утверждении Структуры Администрации городского округа Протвино Московской области»; решение от 28.03.2022г. № 230/48 «О внесении изменений в Регламент Совета депутатов городского округа Протвино Московской области, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино от 31.08.2020 № 72/21»; решение от 28.03.2022г. № 231/48 «О внесении изменений в Порядок принятия решения Советом депутатов городского округа Протвино Московской области о применении мер ответственности к депутату Совета депутатов городского округа Протвино Московской области и Главе городского округа Протвино Московской области, представившим недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино от 26.10.2020 №92/23»; решение от 19.02.2021г. № 119/32 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 28.12.2020 № 99/29 «О бюджете городского округа Протвино Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»; решение от 29.03.2021г. № 125/33 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 28.12.2020 №99/29 «О бюджете городского округа Протвино Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (с учетом изменений от 19.02.2021 № 119/32)»; решение от 31.05.2021г. № 148/35 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 28.12.2020 №99/29 «О бюджете городского округа Протвино Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»; решение от 26.06.2021г. № 158/36 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 28.12.2020 № 99/29 «О бюджете городского округа Протвино Московской области на 2021 годи на плановый период 2022 и 2023 годов» (с учетом изменений от 19.02.2021 № 119/32, от 29.03.2021 № 125/33, от 31.05.2021 № 148/35); решение от 04.08.2021г. № 164/37 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 28.12.2020 №99/29 «О бюджете городского округа Протвино Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (с учетом изменений от 19.02.2021 № 119/32, от 29.03.2021 №125/33, от 31.05.2021 №148/35, от 28.06.2021 № 158/36); решение от 17.09.2021г. № 166/38 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 28.12.2020 №99/29 «О бюджете городского округа Протвино Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (с учетом изменений от 19.02.2021 № 119/32, от 29.03.2021 №125/33, от 31.05.2021 №148/35, от 28.06.2021 № 158/36, от 04.08.2021 № 164/37)»; решение от 25.10.2021г. № 178/40 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 28.12.2020 №99/29 «О бюджете городского округа Протвино Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»; решение от 14.12.2021г. № 196/42 «О бюджете городского округа Протвино Московской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»; решение от 27.12.2021г. № 200/43 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 28.12.2020 №99/29 «О бюджете городского округа Протвино Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (с учетом изменений от 19.02.2021 № 119/32, от 29.03.2021 №125/33, от 31.05.2021 №148/35, от 28.06.2021 № 158/36, от 04.08.2021 № 164/37, от 17.09.2021 №166/38, от 25.10.2021 №178/40); решение от 27.12.2021г. № 204/43 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 25.10.2021 № 179/40 «О внесении изменений в Решение Совета депутатов города Протвино Московской области от 26 сентября 2016 г. № 179/34 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Протвино»; решение от 31.01.2022г. № 208/45 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 14.12.2021 №196/42 «О бюджете городского округа Протвино Московской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»; решение от 28.03.2022 № 223/48 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 14.12.2021 №196/42 «О бюджете городского округа Протвино Московской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (с учетом изменений от 31.01.2022 №208/45). Нахожу, что коллективное исковое заявление не может быть принято к производству Московского областного суда поскольку. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами (определения от 14 декабря 1999 года N 220-О, от 16 июля 2015 года N 1823-О, от 29 сентября 2015 года N 2215-О и др.). В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ). Указанные лица вправе обратиться в суд общей юрисдикции с коллективным административным исковым заявлением (статья 42 КАС РФ). При обращении в суд с коллективным административным исковым заявлением должны соблюдаться общие требования к форме и содержанию административного искового заявления, документам, прилагаемым к административному исковому заявлению (статьи 125, 126 КАС РФ. Основания для обращения в суд группы лиц с коллективным административным исковым заявлением, предусмотрены пунктами 1 - 4 части 1 статьи 42 КАС РФ и для такого обращения является наличие следующих условий: многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия) в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса; однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований; наличие общего административного ответчика (административных соответчиков); использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав. Как следует из поданного коллективного административного искового заявления, лица, выразивших желание на присоединение к коллективному исковому заявлению поименованы в приложении №1 к административному исковому заявлению оформленном в виде двух таблиц, в ходе анализа которых установлено, что число лиц поставивших подписи составляет -19 (Пирогова Ю.В. подписала административный иск дважды п.13 и п. 19), что менее установленной законом численности. Подписи, изложенные на двух самостоятельных листах (без указания на приложение), расценить, как присоединение данных лиц к коллективному исковому заявлению, не представляется возможным. Кроме того, в коллективном административным проверки в порядке абстрактного нормоконтроля подлежат 56-ть нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования Протвино принятых в период с января 2021 по март 2022 год, что не соответствует требованиям, предъявляемым к коллективному иску в части однородности предмета спора. В свою очередь институт коллективного административного иска преследует цель консолидации всех однородных требований и целесообразности их рассмотрения в рамках одного и того же административного дела. При этом однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований является одним из самых важных и значимых критериев группового иска оценочного характера, поскольку он определяет способ идентификации дела как относящегося к групповому производству. Однородность предмета спора и оснований как критерий означает, что все члены группы имеют совпадающие по характеру требования. Вместе с тем, в данном случае заявлены, требования в отношении 56-ти нормативных актов, что не указывает на однородность предмета спора и основания. В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или о том, что существует реальная угроза их нарушения (пункт 5 части 2 статьи 209 КАС РФ). Так, из сведений, содержащихся в заявлении и приложенных к нему нормативных правовых актов, с очевидностью следует, что административные истцы не могут выступать субъектом отношений, регулируемых всеми оспариваемыми нормативными актами, не следует, также, что те или иные оспариваемые акты могут нарушать или иным образом затрагивать права, свободы, законные интересы поименованных административных истцов (например, гражданине оспаривают нормативный правовой акт о земельном контроле, о земельном налоге, о внесении изменений в Положение о порядке выплаты премии по итогам года, лицам, замещающим муниципальные должности, о внесение изменений о бюджете городского округа и др.). Правом на обращение в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, в том числе неопределенного круга лиц, административные истцы не наделены. Учитывая приведенные выше положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, полагают, что административный иск полностью не соответствует требованиям части 1 статьи 42 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Также считаю, что обращение в суд группы лиц, в отношении многочисленности оспаривания разных нормативных актов в одном административном исковом заявлении нецелесообразно. При этом, лица, подавшие данное заявление, имеют право на индивидуальное обращение в суд с административным исковым заявлением. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 129 КАС РФ, исходя из особенности категории рассматриваемого спора, административное исковое заявление подлежит возвращению, что не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке. На основании изложенного и руководствуясь статьей 42, 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья О П Р Е Д Е Л И Л: Коллективное административное исковое заявление Ануфриева Е.А., Верещагина А.А., Соболь С.В., Филатовой М.В., Гришиной Е.Н., Белоус М.С., Авраменко С.Н., Ягудиной А.В., Близнецовой И.В., Кушниренко Г.В., Пироговой Ю.В., Фарафоновой Т.В., Шаповаловой Л.В., Просиной Е.Е., Горловой М.В., Никитской А.Д., Никитской Д.Д., Глазковой Д.В., Кушниренко А.Е. о признании недействующими 56-ти нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования Протвино Московской области, принятых в период с января 2021 года по март 2022 год - возвратить. На определение суда может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение 15 дней со дня его вынесения. Судья М.Ю. Елизарова |