ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9А-14/2022 от 28.01.2022 Омского областного суда (Омская область)

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в принятии административного искового заявления

28 января 2022 года г. Омск

Судья Омского областного суда Кондратенко Е.В., рассмотрев административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ЛВЗ» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,

установил:

ООО «ЛВЗ» в лице конкурсного управляющего обратилось в Омский областной суд и, ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером № <...> их рыночной стоимости, что влечет увеличение платы налоговых платежей, исчисляемых из кадастровой стоимости объектов недвижимости, просит установить кадастровую стоимость заявленных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Вместе с тем, данное административное исковое заявление не может быть принято к производству суда по следующим основаниям.

Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 269-ФЗ) в Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также – Федеральный закон № 237-ФЗ) введена статья 221, регулирующая установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.

При этом частью 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 221 Федерального закона № 237-ФЗ, в течение которого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 221 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ постановлением Правительства Омской области от 16 декабря 2020 года № 542-п 1 января 2021 года определено датой перехода к применению на территории Омской области положений статьи 221 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Как установлено в статье 6 Федерального закона № 269-ФЗ, с даты, указанной в решении о дате перехода к применению положений статьи 221 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, в субъекте Российской Федерации:

а) применяются положения статьи 221 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»;

в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 2418 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.

Согласно части 1 статьи 221 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации, в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).

Учитывая изложенное, с 1 января 2021 года на территории Омской области кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежит установлению бюджетным учреждением Омской области, то есть применяется механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.

Согласно части 11 статьи 221 Федерального закона № 237-ФЗ бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости: 1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости; 2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Часть 15 статьи 221 Федерального закона № 237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера.

Однако, как следует из представленных в суд материалов, сведений об обращении в Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» об установлении кадастровой стоимости заявленных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости административным истцом не приводится, и требования об оспаривании соответствующего решения бюджетного учреждения, предусмотренного частью 11 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, не заявлено.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.

Поскольку административное исковое заявление об установлении рыночной стоимости подано административным истцом, минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (заявление не подлежит рассмотрению в судах).

Кроме того, судом дополнительно разъясняется следующее.

В силу положений части 2 статьи 246 КАС РФ, помимо документов, указанных в статье 126 Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются:

- выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости (подпункт 1),

- копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости (подпункт 2),

-отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (подпункт 4).

При этом абзацем 2 пункта 6 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, предусмотрено, что отчет на бумажном носителе должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

Одновременно суд обращает внимание административного истца, что, в соответствии с частью 2 статьи 70 КАС РФ, письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определил:

в принятии административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ЛВЗ» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости отказать.

На определение может быть подана частная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение 15-ти дней со дня вынесения определения.

Судья Е.В. Кондратенко