ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9А-162/20 от 04.09.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

010а

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об отказе в принятии административного искового заявления

04 сентября 2020 года г. Красноярск

Судья Красноярского краевого суда Андриишин Д.В., рассмотрев административное исковое заявление Тимофеевой Татьяны Павловны о признании нормативных правовых актов недействующими,

У С Т А Н О В И Л:

Тимофеева Т.П. обратилась с административным иском о признании недействующими:

Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 24.11.2016 № 212-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)»;

Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 21.11.2017 № 165-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 24.11.2016 № 212-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)»;

Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 № 126-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 24.11.2016 № 212-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)»;

Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 439-п «Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842) с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения)»;

Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2017 № 630-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 439-п «Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842) с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения)»;

Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 № 128-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 439-п «Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842) с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения)»;

Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 438-п «Об установлении долгосрочных тарифов на теплоноситель для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)»;

Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2017 № 629-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 438-п «Об установлении долгосрочных тарифов на теплоноситель для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)»;

Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 № 127-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 438-п «Об установлении долгосрочных тарифов на теплоноситель для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)».

Требования мотивированы тем, что административный истец с 2017 года является потребителем коммунальных услуг в виде тепла и горячей воды, предоставляемых обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис». По итогам внеплановой документарной проверки Федеральной антимонопольной службой в адрес министерства тарифной политики Красноярского края вынесено предписание, из которого следует, что министерством тарифной политики Красноярского края для общества с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» неверно устанавливались тарифы на тепловую энергию на 2017-2019 года. В соответствии с установленными тарифами административный истец осуществляла плату за поставляемые ей коммунальные услуги в завышенном размере, чем нарушались ее права.

В принятии административного искового заявления надлежит отказать по следующим основаниям.

Из материалов по административному исковому заявлению следует, что Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 24.11.2016 № 212-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)» (далее – Приказ от 24.11.2016 № 212-п) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» на долгосрочный период регулирования 2017 - 2019 годы для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации тарифов, установленных в приложениях № 2, № 3, № 4 к данному Приказу.

Согласно пункту 3 Приказа от 24.11.2016 № 212-п период действия тарифов определен с 01 января 2017 года по 31 декабря 2019 года (долгосрочный период регулирования).

В дальнейшем Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 21.11.2017 № 165-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 24.11.2016 № 212-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)» (далее – Приказ от 21.11.2017 № 165-п), а также Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 № 126-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 24.11.2016 № 212-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)» (далее – Приказ от 05.12.2018 № 126-п) тарифы, установленные Приказом от 24.11.2016 № 212-п, были проиндексированы.

По окончании периода действия с 01 января 2017 года по 31 декабря 2019 года, установленного пунктом 3 Приказа от 24.11.2016 № 212-п, тарифы утратили силу.

Министерством тарифной политики Красноярского края принят новый Приказ от 18.12.2019 года № 442-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842) (далее – Приказ от 18.12.2019 года № 442-п), которым установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годов для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации тарифов, установленных в приложениях № 2, № 3 к данному Приказу. Период действия тарифов, установленных Приказом от 18.12.2019 года № 442-п, определен с 01 января 2020 года по 31 декабря 2024 года.

Таким образом, тарифы на тепловую энергию, установленные оспариваемыми Приказами от 24.11.2016 № 212-п, от 21.11.2017 № 165-п, от 05.12.2018 № 126-п, действовали в период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2019 года, по окончании данного периода утратили силу, а с 01 января 2020 года действуют тарифы на тепловую энергию, установленные Приказом от 18.12.2019 года № 442-п на период 01 января 2020 года по 31 декабря 2024 года.

Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 439-п «Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842) с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения)» (далее – Приказ от 15.12.2016 № 439-п) для потребителей ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» установлены долгосрочные тарифы на горячую воду на период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2019 года.

Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2017 № 630-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 439-п «Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842) с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения)» (далее – Приказ от 19.12.2017 № 630-п) и Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 № 128-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 439-п «Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842) с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения)» (далее – Приказ от 05.12.2018 № 128-п) были изменены тарифы, установленные Приказом от 15.12.2016 № 439-п.

По окончании периода действия с 01 января 2017 года по 31 декабря 2019 года, установленного пунктом 2 Приказа от 15.12.2016 № 439-п, тарифы утратили силу.

Министерством тарифной политики Красноярского края принят новый Приказ от 18.12.2019 года № 444-п «Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842) с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения)», которым установлены долгосрочные тарифы на горячую воду, поставляемую «Тепло-Сбыт-Сервис», на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2024 года.

Таким образом, тарифы на горячую воду, установленные оспариваемыми Приказами от 15.12.2016 № 439-п, от 19.12.2017 № 630-п, от 05.12.2018 № 128-п, действовали в период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2019 года, по окончании данного периода утратили силу, а с 01 января 2020 года действуют тарифы на горячую воду, установленные Приказ от 18.12.2019 года № 444-п на период 01 января 2020 года по 31 декабря 2024 года.

Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 438-п «Об установлении долгосрочных тарифов на теплоноситель для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)» (далее – Приказ от 15.12.2016 № 438-п) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» на долгосрочный период регулирования 2017 - 2019 годы для формирования тарифов на теплоноситель с использованием метода индексации тарифов, установленных в приложении № 2 к данному Приказу.

Согласно пункту 3 Приказа от 15.12.2016 № 438-п период действия тарифов определен с 01 января 2017 года по 31 декабря 2019 года.

В дальнейшем Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2017 № 629-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 438-п «Об установлении долгосрочных тарифов на теплоноситель для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)» (далее – Приказ от 19.12.2017 № 629-п) и Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 № 127-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 438-п «Об установлении долгосрочных тарифов на теплоноситель для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)» (далее – Приказ от 05.12.2018 № 127-п) тарифы на теплоноситель, установленные Приказом от 15.12.2016 № 438-п были проиндексированы.

По окончании периода действия с 01 января 2017 года по 31 декабря 2019 года, установленного пунктом 3 Приказа от 15.12.2016 № 438-п, тарифы утратили силу.

Министерства тарифной политики Красноярского края принят новый Приказ от 18 декабря 2019 года № 443-п «Об установлении долгосрочных тарифов на теплоноситель для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)», которым установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годов для формирования тарифов на теплоноситель с использованием метода индексации тарифов, установленных в приложении № 2 к данному Приказу. Период действия тарифов, установленных Приказом от 18.12.2019 года № 443-п, определен с 01 января 2020 года по 31 декабря 2024 года.

Таким образом, тарифы на теплоноситель, установленные оспариваемыми Приказами от 15.12.2016 № 438-п, от 19.12.2017 № 629-п, от 05.12.2018 № 127-п, действовали в период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2019 года, по окончании данного периода утратили силу, а с 01 января 2020 года действуют тарифы на теплоноситель, установленные Приказом от 18.12.2019 года № 443-п на период 01 января 2020 года по 31 декабря 2024 года.

В силу части 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 октября 2015 года № 2473-О указал, что по смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 апреля 2000 года № 6-П, проверка судом общей юрисдикции законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля, недопустимы; вместе с тем следует иметь в виду, что утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для осуществления закрепленного в статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации права: оно может быть реализовано в других установленных законодателем для конкретных категорий дел процессуальных формах, которые обусловлены характером спорных правоотношений.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 КАС РФ, частями 1, 2 статьи 127.1 АПК РФ в случае если на день подачи заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, оспариваемый акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие (пункт 5 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 210 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ). Заинтересованное лицо вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главами 22 КАС РФ, 24 АПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком акте, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства за защитой частного субъективного права или за освобождением от соответствующей юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного акта или его части. Вместе с тем указанное основание для отказа в принятии заявления не применяется в случаях, когда нормативные правовые акты, срок действия которых истек, продолжают применяться к определенным видам правоотношений.

По смыслу вышеприведенных правовых норм и разъяснений по их применению, основным фактором, определяющим возможность оспаривать утративший силу нормативный правовой акт в судебном порядке, является доказанность факта сохранения им свойств нормативности и факта нарушения таким актом прав, свобод и законных интересов административного истца.

Следовательно, возможность оспорить утративший силу нормативный правовой акт сохраняется до тех пор, пока содержащиеся в нем предписания продолжают применяться к заинтересованному лицу.

Определением судьи Красноярского краевого суда от 13 августа 2020 года административное исковое заявление Тимофеевой Т.П. оставлено без движения, административному истцу предложено в срок до 04 сентября 2020 года представить документы, подтверждающие применение к ней оспариваемых нормативных правовых актов (документы на оплату коммунальных услуг по тарифам, установленным оспариваемыми нормативными правовыми актами; документы, подтверждающие наличие неразрешенного спора (неисполненной спорной обязанности Тимофеевой Т.П.) по поводу оплаты коммунальных услуг по тарифам, утратившим силу).

Каких-либо документов, указывающих на то, что на момент обращения в суд административному истцу начисляется плата за коммунальные услуги по тарифам, срок действия которых был прекращен 31 декабря 2019 года, а также документов, указывающих на наличие у административного истца неисполненной спорной обязанности по оплате коммунальных услуг по вышеуказанным тарифам (наличие неразрешенного спора по поводу оплаты коммунальных услуг по тарифам, утратившим силу), Тимофеевой Т.П. не представлено

Таким образом, на момент обращения в суд оспариваемые нормативные правовые акты перестали регулировать правоотношения с участием административного истца и не устанавливают для нее правовых норм, которые продолжали бы применяться в настоящее время, т.е. не сохраняют свойств нормативности.

Учитывая изложенное, проверка законности в порядке абстрактного нормоконтроля утративших силу приказов об установлении тарифов вне связи с защитой субъективных прав административного истца недопустима.

При изложенных обстоятельствах судья полагает на основании части 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказать в принятии административного искового заявления, поскольку на момент подачи административного искового заявления, оспариваемые нормативные правовые акты прекратили свое действие.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л:

В принятии административного искового заявления Тимофеевой Татьяны Павловны об оспаривании

Приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 24.11.2016 № 212-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)»;

Приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 21.11.2017 № 165-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 24.11.2016 № 212-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)»;

Приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 № 126-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 24.11.2016 № 212-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)»;

Приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 439-п «Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842) с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения)»;

Приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2017 № 630-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 439-п «Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842) с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения)»;

Приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 № 128-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 439-п «Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842) с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения)»;

Приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 438-п «Об установлении долгосрочных тарифов на теплоноситель для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)»;

Приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2017 № 629-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 438-п «Об установлении долгосрочных тарифов на теплоноситель для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)»;

Приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 № 127-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2016 № 438-п «Об установлении долгосрочных тарифов на теплоноситель для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тепло-Сбыт-Сервис» (г. Канск, ИНН 2450012842)» – отказать.

Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи частной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин