М-79/17
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 16 ноября 2017 года
Судья Астраханского областного суда Баранов Г. В., рассмотрев административное исковое заявление Исаева А.И. к Правительству Астраханской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Астраханской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Исаев А. И. обратился в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Астраханской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, в обоснование которого указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу <адрес> с разрешенным использованием – для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровой стоимостью на 11 ноября 2015 года в размере <данные изъяты>. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области от 18 октября 2017 года кадастровая стоимость земельного участка определена в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> на основании отчета независимого оценщика от 21 сентября 2017 года. Просил установить в целях исчисления арендной платы кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу <адрес> с разрешенным использованием – для ведения сельскохозяйственного производства, по состоянию на 1 января 2015 года равной рыночной <данные изъяты>, мотивируя это тем, что размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Изучив представленные документы, Астраханский областной суд не находит оснований для принятия административного искового заявления к своему производству.
В силу пункта 5 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2 статьи 66). Определение понятия кадастровой стоимости содержится в Федеральном законе от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации » (статья 3) и Федеральном законе от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ « О государственной кадастровой оценке » (пункт 2 части 1 статьи 3).
В соответствии с данными законоположениями кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке, в результате проведения государственной кадастровой оценки. Наряду с иными целями кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества устанавливается для определения арендной платы за объекты недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации »).
Статья 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направленная на обеспечение принципа правовой определенности, регламентирует порядок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости лицами, чьи права и обязанности затрагивает такая стоимость, устанавливает период, в течение которого могут быть оспорены результаты определения кадастровой стоимости.
Из представленных материалов следует, что Исаев А.И. является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу <адрес> с разрешенным использованием – для ведения сельскохозяйственного производства.
Из договора аренды № 58 от 29 сентября 2014 года следует, что на основании постановления Администрации муниципального образования « Лиманский район » Астраханской области от 29 сентября 2014 года № 1042 комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального образования « Лиманский район » передан в пользование Исаеву А.И. сроком до 28 сентября 2024 года земельный участок, расположенный по адресу <адрес>
Постановлением Правительства Астраханской области от 25 декабря 2013 года № 584-П « Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Астраханской области » утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года, согласно которым кадастровая стоимость арендованного земельного участка установлена на 11 ноября 2015 года в размере <данные изъяты>.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области от 18 октября 2017 года кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2017 года в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> на основании отчета независимого оценщика от 21 сентября 2017 года.
Статья 24.20 Закона об оценочной деятельности допускает ретроспективный эффект от пересмотра кадастровой стоимости, но при этом устанавливает его границы. Так, кадастровая стоимость, установленная решением суда, применяется для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости (ЕГРН) оспариваемой кадастровой стоимости (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости », пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации »), согласно которой в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12 июля 2017 года, также следует, что при расчете арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и неустойки, начисленной на сумму долга, необходимо учитывать кадастровую стоимость спорного земельного участка, установленную вступившим в законную силу судебным актом, с даты, указанной в этом судебном акте… (пункт 23).
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, законодательно определён порядок определения налоговой базы в отношении земельных участков в случае внесения изменений о кадастровой стоимости земельного участка. В этом случае изменения кадастровой стоимости земельного участка учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Принимая во внимание, что административный истец, являясь арендатором земельного участка, обратился за приведением кадастровой стоимости в соответствие с рыночной в 2017 году, то определенная судом кадастровая стоимость в размере рыночной применяется для расчета арендной платы с 1 января 2017 года. Поскольку срок пересмотра кадастровой стоимости ограничен годом подачи соответствующего заявления, право на установление кадастровой стоимости равной рыночной на иную дату отсутствует, в связи с чем, у административного истца отсутствует нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области от 18 октября 2017 года.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 128, статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определил:
в принятии административного искового заявления Исаева А.И. к Правительству Астраханской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Астраханской области об установлении с 1 января 2015 года в целях исчисления арендной платы за земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу <адрес> с разрешенным использованием – для ведения сельскохозяйственного производства, кадастровой стоимости в размере равным рыночной - <данные изъяты> рублей - отказать.
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Судья Астраханского
областного суда Г. В. Баранов