ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9А-36/2016 от 27.01.2016 Иркутского областного суда (Иркутская область)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в принятии административного искового заявления

Судья Иркутского областного суда Астафьева О.Ю., рассмотрев материалы административного искового заявления председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Район» к Думе муниципального образования «Район» об оспаривании решения Думы,

установила:

председатель Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Район» обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Думы МО «Район» № Номер изъят и обязать административного ответчика отменить указанное решение.

Изучив административное исковое заявление председателя Контрольно-счетной палаты к Думе муниципального образования «Район» судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 1, пункту 3 части 2 статьи 5 КАС РФ способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам они обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим.

Как видно из административного искового заявления административным истцом указана председатель контрольно-счетной палаты муниципального образования «Район», подписан иск представителем по доверенности Табихановым А.Д.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуру органов местного самоуправления включено контрольно-счетный орган муниципального образования. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (ст. ст. 34, 38).

В соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона РФ от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее по тексту Федеральный закон № 6-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и(или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица.

Председатель контрольно-счетного органа является должностным лицом контрольно-счетного органа (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 6-ФЗ).

Статьей 14 Федерального закона № 6-ФЗ определены права должностных лиц контрольно-счетных органов, в том числе в пределах своей компетенции направлять запросы; требовать предоставления письменных объяснений от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов; составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий; знакомиться с документами проверяемых органов; составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации. Председатель контрольно-счетного органа муниципального образования вправе также участвовать в заседаниях представительного органа муниципального образования и в заседаниях иных органов местного самоуправления, участвовать в заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп, создаваемых представительным органом муниципального образования.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Район» с учетом решения Думы муниципального образования «Район» от Дата изъята контрольно-счетная палата муниципального образования «Район» не является юридическим лицом.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 6-ФЗ внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, по результатам которых соответственно составляется акт, отчет или заключение. Такая форма финансового контроля как оспаривание нормативных правовых актов Федеральным законом № 6-ФЗ не предусмотрена.

Ни КАС РФ, ни Бюджетный кодекс Российской Федерации, ни Федеральные законы РФ № 6-ФЗ, № 131-ФЗ не предусматривают административную процессуальную правоспособность и процессуальную дееспособность председателя контрольно-счетной палаты оспаривать нормативно-правовой акт в защиту публичных интересов. Контрольно-счетная палата муниципального образования «Район» не является юридическим лицом, поэтому она не вправе также поручать ведение дела представителю Табиханову А.Д., подписавшему административное исковое заявление.

Из административного искового заявления также не усматривается, что решением Думы МО «Район» № Номер изъят нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца – председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Район».

В соответствии с п. 2,3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, что следует отказать в принятии административного искового заявления председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования «ЭхиритРайон» к Думе муниципального образования «Район» об оспаривании решения Думы муниципального образования «Район» № Номер изъят в соответствии с п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.

Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 128 КАС РФ отказ административному истцу в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением.

При отказе в принятии судья должен разрешить вопрос о возврате государственной пошлины. Как видно из административного искового заявления при его подаче государственная пошлина не была уплачена.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 128, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определила:

Отказать в принятии административного искового заявления председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Район» к Думе муниципального образования «Район» об оспаривании решения Думы.

На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда в течение пятнадцати дней со дня его вынесения через Иркутский областной суд.

Судья О.Ю. Астафьева