О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении административного искового заявления
г. Симферополь Дело № М-122/2019
Судья Верховного Суда Республики Крым С.В. Яковлев, изучив административное исковое заявление ФИО1 к Совету министров Республики Крым о признании незаконным решения в части,
У С Т А Н О В И Л
ФИО2, действуя через своего представителя ФИО1, обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решениеповопросу №1 Протокола №5заседания Комиссии Совета министров Республики по принятию решений о включении недвижимого и особо ценного движимого имущества в состав казны Республики Крым от 04.03.2015 года №5 в части включении в состав казны Республики Крым земельного участка, находящегося на балансе Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Международный детский центр «АРТЕК» площадью 208,0174 га, расположенного по адресу: <адрес>25:000000:28, по основаниям границ и площади Государственного акта на право постоянного пользования землей серии КМ № от ДД.ММ.ГГГГ; признать законными основанием для включения недвижимого и особо ценного движимого имущества в состав казны Республики Крым земельного участка, находящегося на балансе Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Международный детский центр «АРТЕК» расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 216,6423 га., установленную постановлением Верховной Радой Украины №1341-VI от 19.05.2009 года на основании Решений Гурзуфского поселкового совета №48 от 30.08.2005 года и №54 от 07.07.2006 года; дать толкование Решению по вопросу №1 Протокола №5 заседания Комиссии Совета министров Республики по принятию решений о включении недвижимого и особо ценного движимого имущества в состав казны Республики Крым от 04.03.2015 года по существу компетенционного полномочия публичного органа - Совета министров Республики Крым связанного с самовольным уменьшением размера и изменением границ земельного участка с кадастровый номер №, ранее установленной площадью 216,6423 га., расположенного по адресу: <адрес>, Гурзуфский поселковый совет, до утвержденной указанным протоколом - 208,0174 га.; Совету Министров Республики Крым внести необходимые изменения в нормативноправовые и распорядительные акты Республики Крым, которые затрагивает настоящее решение суда.
Ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) настоящийКодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Согласно ст. 20 КАС РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции, в том числе, административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Ч. 1 ст. 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 2 ст.210 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным пунктами 2 - 7 части 1 статьи 129 настоящего Кодекса, а также в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения не вступили в силу.
В соответствии с ч. 2 ст. 129 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу, в том числе, если дело неподсудно данному суду.
П. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.
По результатам изучения административного искового заявления ФИО2 установлено, что он, преследуя свой частно-правовой интерес и обосновывая требования нарушением, по его мнению, положений Конституции Российской Федерации, Земельного о кодекса Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации, законов Республики Крым, фактически обжалует решениеКомиссии Совета министров Республики по принятию решений о включении недвижимого и особо ценного движимого имущества в состав казны Республики Крым от 04.03.2015года в части включении в состав казны Республики Крым земельного участка, находящегося на балансе Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Международный детский центр «АРТЕК» площадью 208,0174 га, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, настаивая на нарушении его права на объект недвижимости – земельный участок.
По результатам изучения указанных выше обстоятельств, становится очевидным, что решениеКомиссии Совета министров Республики по принятию решений о включении недвижимого и особо ценного движимого имущества в состав казны Республики Крым от 04.03.2015 года №5 не содержит каких-либо правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, вследствие чего с четом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», не является нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах становится очевидным, что административное исковое заявление ФИО2 не подсудно Верховному Суду Республики Крым, вследствие чего подлежит возврату на основании п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ.
Установленное ст.46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.
Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту.
П. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 21.04.2010 г. №10-П установлено, что в силу статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 и 19 право на судебную защиту, будучи основным и неотчуждаемым правом человека, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и реализуется на основе принципа равенства всех перед законом и судом.
В соответствии с п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 21.04.2010г. №10-П гарантированное Конституцией Российской Федерации право на судебную защиту подразумевает создание государством необходимых условий для эффективного и справедливого разбирательства дела именно в суде первой инстанции, где подлежат разрешению все существенные для определения прав и обязанностей сторон вопросы.
Ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) устанавливает, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно п.1 ч.1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества (ч.1 ст.30 ГПК РФ).
П.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 г. «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» определяется, что по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л
Административное исковое заявление ФИО2 к Совету министров Республики Крым о признании незаконным решения в части возвратить заявителю со всеми приложенными документами.
Разъяснить ФИО2 право обратиться с исковым заявлением о признании незаконным и отмене в части решенияповопросу №1 Протокола заседания Комиссии Совета министров Республики по принятию решений о включении недвижимого и особо ценного движимого имущества в состав казны Республики Крым от 04.03.2015 года №5 в компетентный суд с соблюдением установленных действующим процессуальным законодательством правил подведомственности и подсудности.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию, в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Крым, в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>