ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятии административного искового заявления
27 марта 2019 года г. Комсомольск-на-Амуре
Судья Ленинского районного суда <адрес> Кузьмин С.В., изучив представленные материалы по административному исковому заявлению ФИО1 к консультанту Управления по организации обеспечения рассмотрения обращений Верховного Суда Российской Федерации ФИО3 о признании незаконными действий должностного лица по предоставлению информации, о возложении обязанности предоставить информацию,
УСТАНОВИЛ
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к административному ответчику к консультанту Управления по организации обеспечения рассмотрения обращений Верховного Суда Российской Федерации ФИО3 о признании незаконными действий должностного лица по предоставлению, возложении обязанности предоставить информацию.
ФИО1 полагает, что консультант Управления по организации обеспечения рассмотрения обращений Верховного Суда Российской Федерации ФИО1 Л.Е. необоснованно отказал ему в предоставлении информации об официальных символах, знаках отличия, знаках должности судей, наградах Верховного Суда РФ. Полагает, что действия консультанта Управления по организации обеспечения рассмотрения обращений Верховного Суда Российской Федерации нарушают его права на получении информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации. Просит признать незаконными действия должностного лица, возложить на него обязанность предоставить испрошенную информацию.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством
В силу части 4 статьи 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Статьей 8 Федерального закона от 22.12.2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" закреплено, что пользователь информацией имеет право, в том числе получать достоверную информацию о деятельности судов, обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов и установленный порядок его реализации.
Пунктами 2, 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 22.12.2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" определено, что информация о деятельности судов - информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов. Законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов.
В пунктах 24, 29, 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.12.2012 г. N 35 "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов" разъяснено, что суды на основании Закона об обеспечении доступа к информации предоставляют пользователям:- информацию, подготовленную судами в пределах своих полномочий при осуществлении правосудия (например, информацию о движении дела или материала) и иных полномочий, отнесенных законом к компетенции судов (например, обзоры судебной практики, утвержденные для опубликования президиумами соответствующих судов);
- информацию, поступившую в суды и относящуюся к деятельности судов (например, данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации). При этом не являются информацией о деятельности судов сведения, содержащиеся в поступивших в суды запросах, а потому суд не вправе, ссылаясь на пункт 2 статьи 1 Закона об обеспечении доступа к информации, предоставлять такие сведения;
- судебные акты по конкретным делам, то есть судебные постановления, вынесенные в установленной соответствующим законом форме по существу дела судами первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций;
- информацию, содержащуюся в актах, регулирующих вопросы деятельности судов (например, регламенты судов);
- сведения о законодательстве, устанавливающем порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов.
Суды в пределах своей компетенции предоставляют и иную информацию в соответствии с федеральными законами, в частности в соответствии с Законом Российской Федерации от 26.06.1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (пункт 24).
Перечень оснований, исключающих возможность предоставления информации о деятельности судов, приведен в статье 20 Закона об обеспечении доступа к информации и является исчерпывающим.
При этом следует учитывать, что, если запрашиваемая информация опубликована в средствах массовой информации и (или) размещена на официальных сайтах судов в сети Интернет, суды вправе не предоставлять такую информацию (часть 2 статьи 20 Закона об обеспечении доступа к информации), а ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта с указанием страницы, на которой размещена запрашиваемая информация (часть 2 статьи 19 Закона об обеспечении доступа к информации) (пункт 29).
Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается посредством ее размещения в сети Интернет, осуществляемого в соответствии с Положением по созданию и сопровождению официальных интернет-сайтов судов; Регламентом размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сети Интернет; Регламентом организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте суда общей юрисдикции.
Перечень сведений, которые составляют информацию о деятельности судов и подлежат обязательному размещению в сети Интернет, приведен в статье 14 Закона об обеспечении доступа к информации.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что судебная защита распространяется только на доступ к информации о деятельности судов, не обеспеченный должностными лицами в установленном порядке и в пределах их компетенции.
Однако к числу указанной информации сведения об официальных символах, знаках отличия, наградах, затребованные ФИО1 не относятся.
Судья, изучив административное исковое заявление и приложенные к нему материалы, приходит к выводу о том, что данное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку действия (бездействие) судей, судебных органов и органов судейского сообщества, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства в порядке административного судопроизводства, поскольку в противном случае, это означало бы нарушение принципа разделения властей на территории Российской Федерации и являлось бы неправомерным вмешательством в конституционно-правовую деятельность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 128, 198-199 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ
Отказать ФИО1 в принятии административного искового заявления к консультанту Управления по организации обеспечения рассмотрения обращений Верховного Суда Российской Федерации ФИО3 о признании незаконными действий должностного лица по предоставлению информации, о возложении обязанности предоставить информацию.
Разъяснить административному истцу, что отказ административному истцу в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением.
На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 (пятнадцать) дней со дня вынесения определения судом в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Судья С.В. Кузьмин