О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в принятии административного искового заявления
г. Красноярск 16 января 2017 года
Судья Красноярского краевого суда Андриишин Д.В., рассмотрев административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Красноярский краевой суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, мотивируя тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №:15. По результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 19 января 2010 года для указанного земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 41 815 956 рублей. По итогам независимой оценки стоимости земельного участка с кадастровым номером №:15, выполненной ООО «Краевое Бюро Оценки Собственности» и представленной в отчете № 30/11/2-2011 от 30 ноября 2011 года, рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 3 276 000 рублей. Постановлением администрации Тальского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 12 июля 2013 года № 56-П «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №:15, вследствие чего кадастровая стоимость земельного участка была пересчитана и по состоянию на 14 августа 2013 года составляет 647 556 рублей. За период с 2011 по 2013 года ФИО1, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 41 815 956 рублей, начислен земельный налог в сумме 125 447 рублей 47 копеек за весь налоговый период ежегодно. Считает, что в случае установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости налоговой службой должен быть произведен перерасчет суммы земельного налога. Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №:15 за период с 2011 до 2013 года в размере его рыночной стоимости, равной 3 276 000 рублей.
Изучив данное административное исковое заявление, судья приходит к выводу об отказе в его принятии по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Пунктом 1 ст. 390 НК РФ определено, что налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ, вступившего в силу 22 июля 2014 года) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5).
Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.
Таким образом, для целей налогообложения изменение кадастровой стоимости на основании решения суда будет иметь правовые последствия в том случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в течение налогового периода, равного календарному году, в котором оспариваемая кадастровая стоимость является актуальной.
Как следует из содержания административного искового заявления и прилагаемых к нему материалов, по результатам государственной кадастровой оценки земель для земельного участка с кадастровым номером №:15 по состоянию на 19 января 2010 года кадастровая стоимость была установлена в размере 41 815 956 рублей. В дальнейшем в связи с изменением вида разрешенного использования указанного земельного участка, его кадастровая стоимость была определена состоянию на 14 августа 2013 года в сумме 647 556 рублей.
ФИО1 оспаривает кадастровую стоимость, которая была определена в сумме 41 815 956 рублей применительно к ранее разрешенному виду использования земельного участка и являлась действительной в период с 19 января 2010 года по 14 августа 2013 года, т.е. оспаривает кадастровую стоимость, которая с 14 августа 2013 года перестала быть актуальной, и просит установить ее в сумме 3 276 000 рублей в целях дальнейшего перерасчета суммы земельного налога.
При этом заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, являвшейся действительной в период с 19 января 2010 года по 14 августа 2013 года, было подано административным истцом в 2017 году, т.е. по истечении налогового периода, равного календарному году, в котором оспариваемая кадастровая стоимость являлась актуальной, в связи с чем, изменение кадастровой стоимости на основании решения суда не будет иметь правовых последствий для целей налогообложения, поскольку сведения о новой кадастровой стоимости, могут применяются для целей налогообложения с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, в данном случае с 01 января 2017 года.
Таким образом, на дату обращения административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением за ним не сохранилось право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения за период с 2011 до 2013 года.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку актом органа государственной власти об определении кадастровой стоимости земельного участка в настоящее время не затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца, а изменение установленной данным актом кадастровой стоимости земельного на основании решения суда не будет иметь правовых последствий для целей, установленных законодательством, в принятии административного иска надлежит отказать на основании пункта 3 части 1 статьи 128 КАС РФ
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Отказать в принятии административного искового заявления ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Определение может быть обжаловано путем подачи частной жалобы в суд апелляционной инстанции Красноярского краевого суда в течение 15 дней со дня вынесения определения.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин