ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9А-5/2021 от 12.02.2021 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

М-32/2021

(...)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 февраля 2021 г. г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Кудряшова Е.П., изучив административное исковое заявление администрации Сортавальского муниципального района, Финансового управления Сортавальского муниципального района о признании недействующими решений Совета Сортавальского городского поселения от 22января 2021 г. № б/н «Об отмене отдельных муниципальных правовых актовСовета Сортавальского муниципального района»,

у становил:

Администрация Сортавальского муниципального района, Финансового управления Сортавальского муниципального районаобратилисьс административным исковым заявлением о признании недействующимирешений Совета Сортавальского городского поселения от 22 января 2021 года № б/н ««Об отмене отдельных муниципальных правовых актов Совета Сортавальского муниципального района», которыми отменены
как противоречащие действующему законодательству Российской Федерации решение Совета Сортавальского муниципального района № 58от 01 декабря 2020 г. «О бюджете Сортавальского муниципального района на 2021 годи плановый период 2022 и 2023 годов» и решение Совета Сортавальского муниципального района № 59 от 01 декабря 2020 г. «О внесении изменений и дополнений в решение Совета Сортавальского муниципального района № 60 от 24 декабря 2019 г.«О бюджете Сортавальского муниципального района на 2020 год и плановый период2021 и 2022 годов».

Изучив представленные документы, прихожу к выводу о том, что административный иск подлежит возвращению по следующему основанию.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд.

Частью 2 статьи 45КАС РФопределено, что административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд
на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В части 1 статьи 86 КАС РФ предусмотрено, что ходатайство о применении
мер предварительной защиты по административному иску может быть изложено в административном исковом заявлении.

В соответствии с частью 9 статьи 125 КАС РФ административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1.1 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 г.№ 251 (далее - Порядок), документы в электронном виде подаются через личный кабинет пользователя, созданный в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде» официального сайта суда, который расположенна интернет-портале ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу пункта 2.1.4 Порядка документы в электронном виде могут быть поданы
в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии
с законодательством Российской Федерации, или в виде электронного образа документа.

Электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного
на бумажном носителе) - переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная
в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

Раздел 3.3. Порядка (пункт 3.3.1 – 3.3.4) регламентирует порядок подачи документов в рамках административного судопроизводства (в соответствии с КАС РФ).

Пунктом 3.3.1 Порядка предусмотрено, что обращение в суд и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в суд в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы (заявителя или его представителя), либо в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы.

Согласно пункту 3.3.2 Порядка усиленной квалифицированной подписью должно быть подписано заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску, а также административное исковое заявление, содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску(абзац 1).

Таким образом, обязательность заверения подаваемых образов документов усиленной квалифицированной электронной подписью установлена только для административных исковых заявлений, содержащих ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску. В остальных случаях электронные образы документов могут быть заверены простой электронной подписью.

Из представленных материалов усматривается, что настоящее административное исковое заявление подано в Верховный Суд Республики Карелия через портал ГАС «Правосудие».В административном иске изложено ходатайство о применении мер предварительной защиты.

Административный иск представляет собой электронный образ документа, поскольку является отсканированным и содержащим собственноручно проставленную подпись Главы Администрации Сортавальского муниципального района ФИО и Руководителя Финансового управления Сортавальского муниципального района ФИО Приложенные к иску документы также представлены в виде электронных образов документов.

Согласно абзацу 2 пункта 3.3.2. Порядка обращение в суд, которое согласно КАС РФ должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью, подается в суд в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы (заявителя или его представителя), либо в виде электронного образа документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом усиленная квалифицированная электронная подпись, которой заверен электронный образ документа, должна принадлежать лицу, подписавшему документ на бумажном носителе.

Поскольку внастоящем административном иске, представленном в виде электронного образа документа (переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе) содержится ходатайство о применении мер предварительной защиты, оно в силу вышеуказанныхтребований законадолжно быть подписано усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью лиц, его подписавших, а именно – Главы Администрации Сортавальского муниципального района ФИО и Руководителя Финансового управления Сортавальского муниципального района ФИО

Вместе с тем, согласно протоколу проверки файлов документов и электронных подписей Верховного Суда Республики Карелия от 10 февраля 2021 г., поступивший в суд электронный образ административного иска заверен простой электронной подписью представителя администрации Сортавальского муниципального района ФИО, что не соответствует положениям части 9 статьи 125 КАС РФ и вышеуказанному Порядку.

С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что административными истцами
не соблюден установленный законом порядок заверения документов, поданных
в электронном виде, а, следовательно, - порядокподачи административного искового заявления(с учетом содержащегося в иске ходатайства о применении мер предварительной защиты)ввиду его подачи лицом, не имеющим полномочий на совершение указанных процессуальных действий.

Согласно положениям части 2 статьи 210 КАС РФ несоответствие административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта требованиям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 129 КАС РФ, является основанием для возвращения такого административного иска.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит возвращению административным истцам на основании пункта 4 части 1 статьи 129 КАС РФ (часть 2 статьи 210 КАС РФ).

Руководствуясь статьями 129, 198, 199, 210 КАС РФ, судья

о п р е д е л и л:

административное исковое заявлениеадминистрации Сортавальского муниципального района, Финансового управления Сортавальского муниципального района о признании недействующими решений Совета Сортавальского городского поселения от 22 января 2021 г. № б/н «Об отмене отдельных муниципальных правовых актов Совета Сортавальского муниципального района»возвратить административным истцам.

Копию определения направить административным истцам.

На определение может быть подана частная жалоба во Второй апелляционный
суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.

Судья (подпись) Е.П. Кудряшова

Копия верна:

Судья Е.П. Кудряшова