ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9А-73/2023 от 14.08.2023 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

№ 9а-73/2023

УИД 75OS0000-01-2023-000343-48

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в принятии административного искового заявления

14 августа 2023 года г. Чита

Судья Забайкальского краевого суда Цыдендамбаева О.Ч., изучив административное исковое заявление Шавровой В.А. об установлении срока вступления в силу постановления Правительства Забайкальского края от 9 декабря 2011 года № 450 «О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 20 сентября 2011 года № 335»,

установил:

9 августа 2023 года Шаврова В.А., являющаяся единственным участником общества с ограниченной ответственностью «Промышленно-гражданское строительство» (далее – ООО «ПГС»), обратилась в Забайкальский краевой суд с названным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. В 2011 году Правительством Забайкальского края ООО «ПГС» было привлечено к решению проблем обманутых дольщиков, в связи с чем были подписаны соглашения о сотрудничестве по завершению строительства жилых домов по адресу: г. Чита, ул. Генерала Белика, 13 (93 дольщика); г. Чита, ул. 1-я Каштакская, 3 (13 дольщиков). В 2013 году Общество восстановило права всех дольщиков, предоставив им квартиры, однако государственной поддержки от Правительства Забайкальского края не получило, что привело к резкому ухудшению финансового положения предприятия. Более того, в 2020 году правительство инициировало возбуждение в отношении общества процедуры банкротства.

Такая ситуация, по мнению ООО «ПГС», стала возможной в связи с неоднократным применением Правительством Забайкальского края нормативных правовых актов Забайкальского края, не вступивших в силу, в виде предоставления незаконных субсидий иным юридическим лицам.

9 декабря 2011 года Правительством Забайкальского края принято постановление № 450 «О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 20 сентября 2011 года № 335», в части критерия отбора получателя субсидии, которыми являются юридические лица, образованные в форме жилищно-строительного кооператива из числа участников долевого строительства, нуждающихся в защите, и иные юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Забайкальского края, обеспечивающие завершение строительства проблемного объекта и ввод его в эксплуатацию за счет собственных средств на основании оформленных в установленном порядке разрешительных документов на строительство объекта либо на основании соглашения с недобросовестным застройщиком. Постановление Правительства Забайкальского края от 9 декабря 2011 года № 450 было опубликовано в газете «Азия-экспресс» 22 декабря 2011 года.

На основании данного постановления комиссия Министерства территориального развития Забайкальского края 12 декабря 2011 года приняла решение о соответствии ООО «СМП-11» критерию получателя субсидии и предоставлении субсидии.

В ходе проверки законности расходования денежных средств в 2013 году нарушений бюджетного законодательства Контрольно-счетной палатой Забайкальского края не установлено, что подтверждено Управлением ФАС по Забайкальскому краю и Арбитражным судом Забайкальского края.

Между тем согласно правовой позиции Управления Министерства юстиции по Забайкальскому краю, изложенной в письмах от 10 июня 2022 года, от 1 сентября 2022 года, вступило в силу через десять дней с момента его опубликования, то есть 2 января 2022 года.

А согласно правовой позиции Администрации Забайкальского края постановление Правительства Забайкальского края от 9 декабря 2011 года № 450 вступило в силу на следующий день после опубликования, то есть с 23 декабря 2011 года. Данное обстоятельство создало препятствия для доступа к правосудию, не позволяя обратиться с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Забайкальского края, а также требовать пересмотра результатов проверок.

На основании изложенного Шаврова В.А. просит установить срок вступления в силу постановления Правительства Забайкальского края от 9 декабря 2011 года № 450 «О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 20 сентября 2011 года № 335» и признать его недействующим в период с 9 декабря 2011 года по 2 января 2012 года.

Указанное административное исковое заявление не может быть принято к производству Забайкальского краевого суда по следующим основаниям.

Сформулированное в статье 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами.

Суды общей юрисдикции в качестве судов первой инстанции рассматривают административные дела, отнесенные к их подведомственности и подсудности в соответствии с главой 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 209 КАС РФ.

В частности, в административном исковом заявлении должно быть сформулировано требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений (пункт 8 части 2 статьи 209 КАС РФ).

Вопрос о правилах введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу подлежит выяснению при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта (пункт 2 части 8 статьи 213 КАС РФ).

Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений, а также посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами, как не соответствующего по своему содержанию действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.

Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.

При таких обстоятельствах, иных требований, в том числе, об установлении срока вступления в силу нормативного правового акта, при обращении в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 21 КАС РФ действующее законодательство не предусматривает.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действующего на момент принятия постановления Правительства Забайкальского края от 9 декабря 2011 года № 450) конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

В статье 25 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 321-ЗЗК «О нормативных правовых актах Забайкальского края» (в редакции, действующей на момент принятия постановления Правительства Забайкальского края от 9 декабря 2011 года № 450) установлено, что законы края и иные нормативные правовые акты вступают в силу на следующий день после дня их официального опубликования, если более поздний срок вступления их в силу не определен самим нормативным правовым актом. Законы края и иные нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их официального опубликования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является общим законом, устанавливающим порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации. Содержащееся в нем регулирование, согласно которому нормативные акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (пункт 5 статьи 8), не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов. Установление же факта наличия (или отсутствия) в законе или ином нормативном акте, принятом субъектом Российской Федерации, положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, входит в компетенцию соответствующих судов (Определение от 10 марта 2005 года № 71-О).

С учетом приведенных положений, вопрос о наличии (или отсутствии) в законе или ином нормативном акте, принятом субъектом Российской Федерации, положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, а, следовательно, вопрос о дате вступления в силу нормативного правового акта и возможности его применения к спорным правоотношениям подлежит разрешению при рассмотрении конкретного дела, рассматриваемого соответствующим судом (судом общей юрисдикции, арбитражным судом).

Таким образом, административным истцом заявлено административное исковое требование, не подлежащее рассмотрению судом.

Требований об оспаривании нормативного правового акта в связи с его несоответствием федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в административном исковом заявлении не содержится.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.

При таком обстоятельствах, в принятии административного искового заявления Шавровой В.А. об установлении срока вступления в силу постановления Правительства Забайкальского края следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 128, статьями 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определил:

отказать в принятии административного искового заявления Шавровой В.А. об установлении срока вступления в силу постановления Правительства Забайкальского края от 9 декабря 2011 года № 450 «О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 20 сентября 2011 года № 335».

Возвратить Шавровой Вере Алексеевне государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей, уплаченную по платежному поручению от 8 августа 2023 года № 207973 за подачу административного искового заявления в Забайкальский краевой суд.

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в пятнадцатидневный срок со дня вынесения путем подачи частной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья О.Ч. Цыдендамбаева