ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ г. Ханты-Мансийск
Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области Литвинова А.А., ознакомившись с административным исковым заявлением <адрес> к <адрес> о признании недействующим нормативного правового акта.
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к <адрес> о признании недействительными Положение о порядке выдвижения кандидатов на должность ректора <адрес> и требования к ним, утвержденные решением Ученого совета <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, протокол №.
Исследовав административное исковое заявление, судья установил наличие оснований для отказа в его принятии.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Кодекс административного судопроизводства РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ч.1 ст.1 КАС РФ).
В соответствии с ст.17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
В соответствие с ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии);
6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
<адрес> не является органом местного самоуправления; некоммерческой организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными, административно-властными полномочиями по отношению к <адрес>
Исходя из установленной статьей 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подведомственности гражданских дел судам, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ).
Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому.
Административный истец полагает, что оспариваемым Положением нарушены его права, так как оспариваемое Положение ограничивает права значительной части работников голосовать при выдвижении кандидатов на должность ректора. Ограничивает права всех иных в том числе членов профсоюза – возможных кандидатов на данную должность, поскольку ухудшают положение работников образовательной организации по сравнению с установленными законодательством об образовании и трудовым законодательством.
Следовательно, требование административного истца направлено на возникновение у него прав на выдвижение кандидатов на должность ректора, возникающих на основании законодательства об образовании, трудового законодательства, и подлежит рассмотрению в порядке гражданского процессуального судопроизводства (ст.ст.131-132 ГПК РФ).
В соответствие с ч.4 ст.1 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений, подлежат рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке судах общей юрисдикции.
При этом избранная лицом форма обращения в суд подача административного искового заявления или искового заявления не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Следовательно, требование <адрес> к <адрес> о признании недействительным Положение о порядке выдвижения кандидатов на должность ректора <адрес> и требования к ним, утвержденные решением Ученого совета <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, протокол №, подлежат рассмотрению в порядке главы 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку вытекают из трудовых правоотношений.
В силу положений ст.333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина при подаче административного искового заявления подлежит возврату.
В соответствии с ч.3 ст.128 КАС РФ отказ административному истцу в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 128 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в принятии административного искового заявления <адрес> к <адрес> о признании недействительным Положение о порядке выдвижения кандидатов на должность ректора <адрес> и требования к ним, утвержденные решением Ученого совета <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, протокол №, административное исковое заявление с приложенными документами возвратить истцу.
Разъяснить <адрес>, что отказ в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением.
На определение в течение 15 дней со дня его вынесения может быть подана частная жалоба в суд <адрес> - Югры через Ханты-Мансийский районный суд ХМАО - <адрес>.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.А.Литвинова