ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9А-89/2021 от 30.09.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

М-240/2021

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ул. Тихоокеанская, 155, г. Хабаровск

тел. 8(4212) 97-91-11, факс 8(4212) 97-91-08, е-mail: kraevoy.hbr@sudrf.ru

сайт: kraevoy.hbr.sudrf.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возвращении административного искового заявления

30 сентября 2021 года город Хабаровск

Судья Хабаровского краевого суда Бузыновская Е.А., изучив материалы административного искового заявления администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 11.08.2021 года № 3,

у с т а н о в и л:

В Хабаровский краевой суд 28.09.2021 года поступило административное исковое заявление администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края, в котором оспаривается решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю (далее по тексту - Комиссия) от 11.08.2021 года № 3, которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, установлена в размере его рыночной стоимости 866 172,26 рубля.

Административное исковое заявление принимается к производству суда, если отсутствуют основания для его оставления без движения, его возвращения или отказа в его принятии (статьи 127 - 130, 222, 245, 246, 247 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что.

Форма и содержание административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны соответствовать требованиям статей 125, 126, 246 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В части 1 статьи 125, части 1 статьи 55, пункте 5 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства РФ указано, что административное исковое заявление подается в суд в письменной форме и подписывается административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

Административное исковое заявление подписано представителем административного истца Воронович Е.В.. В подтверждение полномочий представителя к административному исковому заявлению приложена копия доверенности от 11.01.2021 года

В тексте доверенности указано, что Воронович Е.В. вправе предстаавлять интересы администрации Эльбанского городского поселения, главы администрации Эльбанского городского поселения, заместителя главы администрации Эльбанского городского поселения во всех судах общей юрисдикции со всеми правами, предоставленными законом истцу, ответчику, третьему лицу, в том числе подписывать и подавать в суд исковые заявления.

Порядок осуществления административного судопроизводства судами общей юрисдикции по административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (глава 25), регулируется Кодексом об административных правонарушения РФ, введенным в действие с 15.09.2015 года.

Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик. Административное дело возбуждается на основании поданного в суд административного искового заявления (часть 1 статьи 38, часть 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства РФ).

От имени органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов (часть 8 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия. В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица. В частности, в доверенности должно быть оговорено право представителя на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд (часть 1, пункт 1 части 2 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Системное толкование приведенных положений Кодекса административного судопроизводства РФ, позволяет сделать вывод, что в доверенности, дающей представителю право совершать процессуальные действия от имени административного истца, выданной после 15.09.2015 года, должно быть оговорено его право на совершение процессуальных действий по делам, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе право на подписание и предъявление в суд административного искового заявления.

Доверенность, предоставляющая Воронович Е.В. право действовать от имени муниципального образования не содержит указаний на то, что он имеет право совершать процессуальные действия в рамках административного судопроизводства, регулируемого Кодексом об административных правонарушения РФ (в частности главой 25 этого Кодекса), как и не содержит указаний на его право подписывать и предъявлять в суд административное исковое заявление, и реализовывать иные права административного истца.

Оговоренное в доверенности право Воронович Е.В. подписывать и подавать в суд исковое заявление, исходя из положений Кодекса административного судопроизводства РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ, может быть реализовано только в рамках гражданского судопроизводства или арбитражного судопроизводства, которое может быть начато обращением гражданина с исковым заявлением в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, к мировому судье.

Следовательно, административное исковое заявление подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и подачу в суд. При таком положении административное исковое заявление должно быть, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства РФ, возвращено административному истцу.

Возвращение административного искового заявления не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке (часть 3 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Также административному истцу, при оформлении административного искового заявления и подачи его в суд необходимо учесть требования Кодекса административного судопроизводства РФ и федерального законодательства, регулирующего вопросы кадастровой оценки и оспаривания кадастровой стоимости.

В административном исковом заявлении должны быть указаны, в том числе: -наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация - место их нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (если известны). К административному исковому заявлению прилагаются: -копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; -выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; -отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (часть 2 статьи 125, части 1 статьи 126, частей 1 и 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Пленум Верховного Суда РФ в постановление от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (пункт 7) разъяснил, что по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии административными ответчиками являются Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана. Суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости (статья 47 и часть 3 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Полномочия государственного органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, определены постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», а полномочия его территориальных органов - приказом Росреестра от 30.05.2016 года № П/0263 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации».

В оспариваемом решении Комиссии указано, что оно принималось по заявлению арендатора Сердюкова Р.С. (арендатор) в отношении кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 02.03.2016 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 27:01:0000004:1726 определена в порядке статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной детальности» ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Согласно абзаца 1 статьи 24.19 Федеральный закон от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяется кадастровая стоимость ранее не учтенных объектов, при включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

Приказом Росреестра от 12.05.2015 года № П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости наделено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов. В бюджеты городских поселений до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов.

Руководствуясь статьями 129, 246, 199 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья

о п р е д е л и л:

Административное исковое заявление администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 11.08.2021 года № 3, возвратить административному истцу.

Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня его вынесения в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи частной жалобы через Хабаровский краевой суд.

Судья краевого суда