ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9А-937/20 от 05.11.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№33а-6893/2020

№9а-937/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 05 ноября 2020 года

Оренбургский областной суд в составе председательствующего судьи Трифоновой О.М.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства частную жалобу ФИО1 на определение судьи Ленинского районного суда г.Оренбурга от 14 августа 2020 года о возвращении административного искового заявления,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 14 августа 2020 года административное исковое заявление возвращено заявителю со всеми приложенными к нему документами на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) в связи с неподсудностью Ленинскому районному суду г. Оренбурга.

В частной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене указанного определения судьи как незаконного.

В соответствии с частью 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2.1 статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассматривается в апелляционном порядке судьей апелляционного суда единолично.

Изучив материал, проверив доводы частной жалобы, определение судьи суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.

Возвращая административное исковое заявление, судья исходил из того, что оно подано административным истцом с нарушением правил подсудности, поскольку надлежащим ответчиком по заявленным ФИО1 требованиям является ФСИН России, местонахождение которой не входит в административно-территориальные границы Ленинского районного суда г. Оренбурга.

Суд апелляционной инстанции признает вывод судьи о неподсудности спора Ленинскому районному суду г. Оренбурга ошибочным.

В соответствии с частью 1 статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Из содержания искового заявления ФИО1 следует, что иск предъявлен к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, которое в данных правоотношениях выступает как федеральный орган исполнительной власти, действующий от имени государства в интересах казны Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года №703 «О Федеральном казначействе» - Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 25 августа 2006 года №114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации» обязанность по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации возложена на управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, на основании доверенностей (с правом передоверия), выданных Министерством финансов Российской Федерации руководителям управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.

Системный анализ вышеприведенных положений позволяет сделать вывод о том, что подсудность дел по искам к Министерству финансов Российской Федерации определяется местом нахождения соответствующего Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

Место нахождения Управления Федерального казначейства по Оренбургской области ((адрес)) относится к юрисдикции Ленинского районного суда г. Оренбурга.

При этом выводы суда о том, что надлежащим административным ответчиком по делу является ФСИН России, а не Министерство финансов Российской Федерации, в связи с чем подсудность спора должна определяться по месту нахождения надлежащего ответчика, сделаны без учета требований части 1 статьи 43 КАС РФ, согласно которым вопросы определения надлежащего административного ответчика не разрешаются на стадии принятия административного иска к производству суда, что свидетельствует о существенном нарушении норм процессуального права.

Учитывая изложенное обжалуемое определение судьи нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 313, 316 КАС РФ, судья апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 14 августа 2020 года отменить, направить материал в Ленинский районный суд г.Оренбурга для разрешения вопроса о принятии административного искового заявления ФИО1 к производству суда.

Председательствующий