О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении административного искового заявления
г. Пермь 13 января 2020 г.
Судья Пермского краевого суда Симонова Т.В., изучив административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в Пермский краевой суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **** равной его рыночной стоимости в размере 5145 335 руб., по состоянию на 01 января 2013 года.
При принятии к производству административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости суд проверяет его на соответствие требованиям статей 125, 126, частей 1 - 3 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При наличии предусмотренных законом оснований административное исковое заявление может быть возвращено либо в его принятии может быть отказано.
Ознакомившись с указанным заявлением и приложенными к нему документами, прихожу к выводу о том, что имеются обстоятельства, служащие основанием для возвращения административного искового заявления и препятствующие его принятию к производству суда.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу, в случае если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд.
В силу части 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению прилагается доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.
Согласно части 3 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представители в суде по административным делам должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
Документом, в котором выражаются полномочия представителя, является доверенность, оформляемая в соответствии с законом.
Положениями статей 56, 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены правила, касающиеся содержания полномочий представителей, их оформления и подтверждения.
Круг полномочий представителя и требования к доверенности на представление интересов закреплены в статье 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 2 указанной статьи в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица.
При этом отдельные полномочия, перечисленные в указанной норме, могут быть осуществлены представителем только в случае непосредственного указания их в доверенности, выданной представляемым лицом.
В частности, в доверенности должно быть оговорено право представителя на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд (пункт 1 части 2 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, законодательство об административном судопроизводстве устанавливает обязательное требование о том, что административное исковое заявление должно быть подписано самим административным истцом, либо его уполномоченным представителем.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 2 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что судья возвращает административное исковое заявление по основаниям, предусмотренным пунктами 2-7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Такое правовое регулирование, обеспечивает реализацию задач административного судопроизводства по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" разъяснено, что обращение в суд может быть подписано простой электронной подписью, а в случаях, предусмотренных законодательством, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (например, заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, заявление об обеспечении иска, заявление о применении мер предварительной защиты).
Если законодательством не установлено требование о подписании обращения в суд усиленной квалифицированной электронной подписью, то при подаче представителем обращения в виде электронного образа документа к обращению прилагаются доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия на подписание обращения в суд, в виде электронного образа документа, заверенного простой электронной подписью лица, подающего документы в суд.
Документы, прилагаемые к обращению, подаваемому в суд в электронном виде, и подтверждающие соблюдение предусмотренных законом процессуальных условий подачи обращения (например, документ об уплате государственной пошлины, в том числе формируемый посредством платежных онлайн-систем, банкоматов, мобильных приложений и платежных устройств, доверенность, ордер адвоката, документ об образовании представителя по административному делу), представляются в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы, либо в виде электронных документов.
Если административное исковое заявление и приложенные к нему документы поданы в суд в электронном виде и судьей вынесено определение об отказе в принятии или о возвращении такого обращения, то поданные в электронном виде документы не прилагаются к копии соответствующего определения (статьи 128, 129 КАС РФ).
Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа утвержден Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27.12.2016 N 251, предусматривает возможность подачи документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – Порядок).
В соответствии с частью 2 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 220-ФЗ, вступающего в силу с 01.01.2017) административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Абзацем третьим пункта 1.4 Порядка предусмотрено, что в целях реализации Порядка под электронным документом понимается документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации;
абзацем четвертым пункта 1.4 - электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) - это переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью;
в соответствии с пунктом 2.1.1 Порядка - документы в электронном виде подаются через личный кабинет пользователя, созданный в разделе "Подача процессуальных документов в электронном виде" официального сайта суда, который расположен в ГАС "Правосудие";
в соответствии с пунктом 2.1.2 Порядка - личный кабинет создается на физическое лицо, которым подаются документы в электронном виде в суд; при подаче документов представителем личный кабинет создается на имя представителя. Через личный кабинет представителя могут быть поданы документы в отношении одного и более представляемых им физических и (или) юридических лиц.
в силу абзаца первого пункта 2.3.5 Порядка - электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью;
абзац второй пункта 2.3.5 Порядка не предусматривает подачу электронных документов, подписанных простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью;
Согласно абзацу четвертому пункта 2.3.5 Порядка - электронная подпись должна содержаться в отдельном файле (отсоединенная электронная подпись);
В соответствии с пунктом 2.3.6 Порядка - электронный документ должен быть подписан электронной подписью лица, которое указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее.
Не допускается представление в суд электронных документов, подписанных электронной подписью лица, которое не указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее;
В соответствии с пунктом 3.1.3 Порядка - к обращению в суд, подаваемому представителем, должен быть приложен документ, подтверждающий полномочия представителя (статья 56 КАС РФ).
В соответствии требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доверенность представляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью представляемого лица, либо в виде электронного образа документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью представляемого лица, либо электронного образа, заверенного простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы.
Если обращение в суд в соответствии с законодательством и Порядком подачи документов должно быть подписано (заверено) усиленной квалифицированной электронной подписью, при подаче такого обращения в электронном виде к нему прикладывается доверенность, подписанная (заверенная) усиленной квалифицированной электронной подписью представляемого лица.
Пункт 4.5 Порядка предусматривает причины, по которым поступившие документы могут быть отклонены.
Так, документы отклоняются по следующим причинам, в том числе:
в нарушение законодательства Российской Федерации и Порядка подачи документов обращение в суд в виде электронного документа не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью либо обращение в суд в виде электронного образа документа не заверено усиленной квалифицированной электронной подписью;
электронный образ обращения в суд не содержит графической подписи лица, обратившегося в суд;
электронная подпись не соответствует виду, установленному Порядком подачи документов. Усиленная квалифицированная электронная подпись не прошла проверку: на момент подписания документа срок действия сертификата электронной подписи истек, электронная подпись не соответствует документу, документ был изменен (модифицирован) после подписания его электронной подписью;
к обращению в суд, подаваемому представителем, не приложен документ, подтверждающий полномочия представителя на предъявление документов в суд;
нарушены иные требования к электронным документам и (или) электронным образам документов, установленные Порядком подачи документов.
Таким образом, при направлении документов в электронном виде, суд должен установить факт того, что пользователь, подписавший документ является представителем по данному делу, имеющим необходимое право на подписание и предъявление (подачу) в суд обращения, а соответствующее лицо обязано указать сведения о документе, удостоверяющем его полномочия, и его наличие в конкретном судебном деле.
Из представленных материалов следует, что административным истцом является ФИО1, его представителем – Л.
Административное исковое заявление от 31.12.2019г., представленное в электронном виде, подано в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Согласно протоколу проверки электронной подписи под данным документом поставлена подпись Л.
Однако в нарушение вышеприведенных норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 3.1.3. Порядка, к обращению в суд, поданному представителем, не приложен документ, подтверждающий его полномочия.
Проверить наличие полномочий Л. на представление интересов ФИО1, включая наличие у него права на подписание административного искового заявления и подачу его в суд, не представляется возможным.
При этом, в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее указан также Л.
Таким образом, административное исковое заявление подписано и подано в суд от имени административного истца его представителем, не имеющим соответствующих полномочий, то есть лицом, не имеющим полномочий на его подписание и подачу в суд.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях по жалобам граждан на нарушение права на судебную защиту нормами, регулирующими порядок обращения в суд с исковыми заявлениями и жалобами, устанавливаемые законодателем требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд - обязательны для граждан (определения от 29 сентября 2016 года N 2110-О и от 20 декабря 2016 года N 2682-О).
Учитывая изложенное, административное исковое заявление подлежит возвращению.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 129, частью 2 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
о п р е д е л и л :
административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости возвратить.
Возвращение административного искового заявления не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке.
Определение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья подпись