ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9А-9/2022 от 28.12.2021 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

М -428/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 декабря 2021 г. г. Ханты-Мансийск

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Черникова Л.С., рассмотрев административное исковое заявление (ФИО)3 к Думе Ханты-Мансийского района об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

(ФИО)4 обратился в суд с указанным административным иском. Просит признать не действующими пункты 10, 11 статьи 4 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ханты-Мансийского района, утвержденного решением Думы Ханты-Мансийского района от 24.03.2016 № 2579.

Изучив административное исковое заявление, нахожу его подлежащим оставлению без движения.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентировано главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (ч. 1).

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентировано главой 21 КАС РФ.

Статья 209 КАС РФ устанавливает требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим, согласно которым форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 настоящего Кодекса.

В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны: 1) сведения, предусмотренные п. 2, 9 части 2 и частью 6 статьи 125; 2) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; 3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования; 4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом; 5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения; 6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части; 7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи; 8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

Согласно ч. 9 ст. 208 КАС РФ при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего Кодекса.

Следовательно, гражданин может лично вести дела, за исключением ситуаций, когда рассматриваются административные дела о признании нормативного правового акта или его части недействующими. В таких случаях заявители без высшего юридического образования вправе вести дела только через представителей.

К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

Согласно части 3 статьи 210 КАС РФ судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим на основании части 1 статьи 130 Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 209 Кодекса.

В нарушение приведенных нормативных требований, в заявлении не указаны: сведения о высшем юридическом образовании административного истца при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя, не представлена копия документа о высшем юридическое образование либо сведения о наличии у административного истца представителя, отвечающего требованиям, предусмотренным статьей 55 КАС РФ; номера телефонов, адрес электронной почты административного истца и его представителя при наличии; не представлены сведения о применении Порядка в оспариваемой части в отношении административного истца; не указано какие конкретно права, свободы и законные интересы ФИО1 нарушены оспариваемыми пунктами; не приведено содержание оспариваемых нормативных положений, в связи с чем не ясно какой именно абзац части 10 и части 11 статьи 4 оспариваются, и в какой редакции. Не указанно, каким именно положениям
(статьи, части, пункты, абзацы) ФЗ №172 противоречат оспариваемые нормы и в чем именно выражается это несоответствие.

К административному исковому заявлению не приложены доказательства, подтверждающие нарушение прав и законных интересов заявителя. Само по себе уведомление конкурсной комиссии об отказе в представлении кандидатуры ФИО1 на должность Главы Ханты-Мансийского района не свидетельствует о нарушении каких-либо прав административного истца оспариваемым Порядком. Фактически заявителем оспаривается сам отказ в представлении его кандидатуры на должность Главы, что не относится к компетенции суда автономного округа. Кроме того, из содержания уведомления следует, что отказ принят в соответствии с пунктом 11, абз.2 пункта 15 Порядка, в то время как заявителем сделано предположение о причинах такого отказа на основании оспариваемых пунктов 10 и 11 статьи 4 Порядка.

К административному исковому заявлению не приложена копия оспариваемого нормативного правого акта, а также копия заявления и иные документы для вручения прокурору, чье участие в делах об оспаривании нормативных правовых актов является обязательным (ч. 4 ст. 213 КАС РФ).

При указанных обстоятельствах, имеются основания для оставления административного заявления без движения для устранения недостатков. Заявителю надлежит оформить новое административное исковое заявление в соответствии с требованиями ст. 209 КАС РФ.

В соответствии п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" лицо, подавшее заявление, должно предпринять все зависящие от него меры для устранения указанных судьей недостатков заявления и поступления в суд соответствующих документов либо информации об их направлении до окончания установленного судьей срока.

Разъяснить также, что в соответствии со ст. 129 КАС РФ судья в течение трех дней со дня истечения срока, установленного для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения, выносит определение о возвращении заявления.

Руководствуясь ст. 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определил:

административное исковое заявление (ФИО)5 к Думе Ханты-Мансийского района об оспаривании в части нормативного правового акта, оставить без движения.

Предложить административному истцу устранить указанные недостатки в срок до 18 января 2022 года.

На определение может быть подана частная жалоба во Второй апелляционный суд черед суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры общей юрисдикции в течение 15 дней со дня вынесения определения

Судья суда ХМАО -Югры подпись Л.С. Черникова

Копия верна

Судья суда ХМАО -Югры Л.С. Черникова