ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А-194/20 от 23.06.2020 Инжавинского районного суда (Тамбовская область)

Дело а-194/2020

Уникальный идентификатор дела 68RS0-38

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июня 2020 г. р.п. Инжавино

Инжавинский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Толмачевой Е.С.,

при секретаре Котовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тамбовской области к Бичахчян А.А. о взыскании задолженности,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Тамбовской области обратилась в суд с административным иском к Бичахчян А.А. о взыскании задолженности: по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 576513 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2707 руб. 90 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 237 руб. 11 коп., по транспортному налогу за 2018 год в размере 85833 руб., по транспортному налогу за 2017 год в размере 13650 руб., по транспортному налогу за 2016 год в размере 13650 руб., пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 577 руб. 93 коп., по земельному налогу за 2017-2018 гг. в сумме 139637 руб., пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10 руб. 99 коп.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена финансовый управляющий Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа» Прохоровская Е.Е.

В судебное заседание представитель административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Тамбовской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебное заседание административный ответчик Бичахчян А.А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

В судебное заседание заинтересованное лицо финансовый управляющий Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа» Прохоровская Е.Е. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.

Исследовав представленные письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения перечислены в ст. 196 КАС РФ.

Из материалов дела следует, что Бичахчян А.А. обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании его банкротом в связи с наличием просроченной задолженности в размере 1437699 руб. 12 коп.

Определением Арбитражного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А64-1409/2020 заявление Бичахчян А.А. о признании банкротом признано обоснованным. В отношении Бичахчян А.А. введена процедура реструктуризации долгов гражданина.

Положения о банкротстве граждан закреплены в главе X Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В силу статьи 213.2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.

Пунктом 1 статьи 213.6 указанного Закона предусмотрено, что по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина; о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения; о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», положения Закона о банкротстве, регулирующие процедуры, применяемые в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, вступили в силу с 1 октября 2015 года (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 154-ФЗ) (пункт 1).

Положения, предусмотренные параграфами 1.1 и 4 главы X Закона о банкротстве, применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей, с учетом особенностей, установленных параграфом 2 названной главы и пунктом 4 статьи 213.1 Закона, независимо от того, связаны ли обязательства, неисполнением которых обусловлено возбуждение дела о банкротстве, с осуществлением предпринимательской деятельности либо нет (статья 214.1 и пункт 3 статьи 213.1 Закона о банкротстве).

При наличии у должника статуса индивидуального предпринимателя возможно возбуждение и рассмотрение только одного дела о его банкротстве. Возбуждение и рассмотрение одновременно двух дел о банкротстве такого лица - как гражданина и как индивидуального предпринимателя - не допускается (пункт 2).

По смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве) (пункт 24).

После завершения реализации имущества должника суд, рассматривающий дело о банкротстве, выдает исполнительные листы только по тем требованиям, указанным в пунктах 5 и 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве, которые были включены в реестр требований кредиторов должника арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, и не удовлетворены по завершении расчетов с кредиторами (пункт 44).

Согласно статье 126 Закона о банкротстве, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения.

Исходя из положений ст.ст. 2,5 Закона о банкротстве налоги и пени за неисполнение обязанности по уплате налогов для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам. Они, в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

Аналогичные положения содержатся и в п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 года № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

В силу п.1 ст.38, п.1 ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы; возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен. Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода.

По смыслу приведенных выше норм права, применительно к обязательным (налоговым) платежам ориентиром по разделению реестровых и текущих платежей является дата окончания соответствующего налогового периода.

Судом установлено, что административным истцом Межрайонной ИФНС России № 3 по Тамбовской области заявлены требования о взыскании задолженности: по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 576513 руб., по транспортному налогу за 2018 год в размере 85833 руб., по транспортному налогу за 2017 год в размере 13650 руб., по транспортному налогу за 2016 год в размере 13650 руб., по земельному налогу за 2017-2018 гг. в сумме 139637 руб. Обязанность по уплате указанных платежей возникла у налогоплательщика Бичахчян А.А. ДД.ММ.ГГГГ (по транспортному налогу за 2016 года), ДД.ММ.ГГГГ (по транспортному и земельному налогу за 2017 год), ДД.ММ.ГГГГ (по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогу за 2018 год).

При этом, определение о реструктуризации долгов гражданина Бичахчян А.А. в рамках процедуры банкротства вынесено Арбитражным судом Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, вышеуказанная сумма задолженности по налогам не является текущей и подлежит включению в реестр требований кредиторов.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 года № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», положения второго предложения абз. 3 п. 2 ст. 213.11 Закона о банкротстве не применяются к исковым заявлениям, производство по которым возбуждено до 01.10.2015 года и не окончено на эту дату. Рассмотрение указанных заявлений после 01.10.2015 года продолжает осуществляться судами, принявшими их к своему производству с соблюдением правил подсудности.

Как следует из материалов дела, административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тамбовской области к Бичахчян А.А. о взыскании задолженности подано в суд 22.05.2020 года, производство по административному исковому заявлению возбуждено 25.05.2020 года.

При таких обстоятельствах, поскольку производство по настоящему исковому заявлению возбуждено судом после 01.10.2015 года, и не было рассмотрено до даты введения реструктуризации долгов административного ответчика Бичахчяна А.А., суд приходит к выводу о том, что настоящее административное исковое заявление в силу абз. 3 п. 2 ст. 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» подлежит оставлению без рассмотрения.

Административный истец вправе обратиться с настоящими требованиями к административному ответчику в рамках дела о банкротстве.

Руководствуясь ст. ст.196, 198-199 КАС РФ, суд

определил:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тамбовской области к Бичахчян А.А. о взыскании задолженности оставить без рассмотрения.

Разъяснить административному истцу право на обращение в Арбитражный суд Тамбовской области с требованиями о взыскании задолженности с административного ответчика Бичахчян А.А.

На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Инжавинский районный суд Тамбовской области в течение 15 дней.

Судья - Е.С. Толмачева