Кделу№а-749/2016
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ст.Калининская Краснодарского края 07 декабря 2016 года.
Калининский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Радченко И.О.,
при секретаре Чуб Е.Д.,
с участием представителя административного истца - Администрации МО Калининский район Краснодарского края по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Администрации МО Калининский район Краснодарского края к межмуниципальному отделу по Калининскому и Красноармейскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО Калининский район Краснодарского края обратилась в Калининский районный суд с административным иском к межмуниципальному отделу по Калининскому и Красноармейскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором указано, что Администрация муниципального образования Калининский район 11.05.2016 года обратилась в Межмуниципальный отдел по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно с заявлением на государственную регистрацию договора аренды муниципального имущества, заключенного по результатам аукциона №2 от 04.05.2016 года на нежилые помещения № 9-16 пищеблока Гречанобалковской участковой больницы (помещение №1), литер Б, общей площадью 85,1 кв.м., кадастровый (или условный) №, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, корпус1; - нежилое помещение № 2 гаража, литер В, площадью 20,5 кв.м., кадастровый (или условный) №, расположенного по адресу: РФ, <адрес>. В качестве основания» для регистрации указанного договора аренды к заявлению были приложены следующие документы: договор аренды муниципального имущества, заключенного по результатам аукциона от 04.05.2016 № 2, акт приема-передачи муниципального имущества от 04.05.2016, протокол № 1 от 19.04.2016 года о рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе. 24.05.2016 года Межмуниципальным отделом по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю регистрационные действия были приостановлены сроком до 22.06.2016 года, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тесту Закон о регистрации). Для устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации. В установленные сроки, администрацией муниципального образования Калининский, район были устранены указанные в уведомлении причины приостановления государственной регистрации договора аренды, документы были направлены на государственную регистрацию, в том числе кадастровые паспорта зданий, документы, подтверждающие право муниципальной собственности на предоставляемые в аренду объекты, генеральная доверенность № 1312/2015/399 от 01.10.2015 г. Сообщением от 22.06.2016 №, № отказано в государственной регистрации договора аренды муниципального имущества, заключенного по результатам аукциона на нежилые помещения № 9-16 пищеблока Гречанобалковской участковой больницы (помещение №1), литер Б, общей площадью 85,1 кв.м., кадастровый (или условный) №, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, корпус 1 и нежилое помещение № 2 гаража, литер В, площадью 20,5 кв.м., кадастровый (или условный номер) 23-23-23/047/20111-319, расположенного по адресу: РФ, <адрес>. Отказ 1 в регистрации договора аренды мотивирован нарушением требований статей 26, 13 Закона о регистрации и указано, что в качестве приложения к договору аренды не представлены кадастровые паспорта помещений, которые передаются в аренду, документы, подтверждающие право собственности на сдаваемые в аренду объекты, заверенные в установленном законом порядке копии учредительных документов арендатора. Государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Этапами государственной регистрации являются правовая экспертиза документов, проверка законности сделки, установление отсутствия противоречии между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Считает, отказ в государственной регистрации договора аренды незаконным и необоснованным, по причинам изложенным ниже. 1. Сообщением об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сказано, что согласно п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и предъявляемые на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в ЕГРП, указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества. Пунктом 3.ст. 26 Закона о регистрации установлено, что в том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Во исполнение данной нормы закона, нами вместе с заявлением о государственной регистрации договора аренды муниципального имущества № 2 от 04.05.2016 года на: - нежилые помещения № 9-16 пищеблока Гречанобалковской участковой больницы (помещение №1), литер Б, общей площадью 85,1 кв.м., кадастровый (или условный) номер 23:10:0309002:02:893/3, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Калининский район, х. Гречаная Балка, ул. Дорожная; дом №7, корпус 1: - нежилое помещение № 2 гаража, литер В, площадью 20,5 кв.м., кадастровый (или условный номер) 23-23-23/047/2011-319, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, в регистрирующий орган предоставлены: - доверенность письменная от 14.01.2016 №5; -протокол от 19.04.2016 №1; - договор аренды муниципального имущества, заключенного по результатам аукциона от 04.05.2016 №2; - акт приема-передачи муниципального имущества от 04.05.2016 года; - кадастровый паспорт помещения от 29.01.2015; - кадастровый паспорт помещения от 24.02.2014; - экспликация к поэтажному плану здания (строения) от 11.0 5.2 016; -устав от 21,07.2015; - свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия от 11.05.2016 №326; - генеральная доверенность от 01.10.2015 №13-12/2015/399; - свидетельство о внесении записей в ЕГРЮЛ от 21.11.2002; - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от 24.02.1994; -приказ от 04.09.2015; -заявление о предоставлении дополнительных документов для государственной регистрации прав от 08.06.2016 №23/023/801/2016-2987; - отчет об определении рыночной величины арендной платы за пользование нежилым помещением от 18.03.2016 №61; - письмо от 07.06.2016 года №438; - решение Совета муниципального образования Калининский район! от 18.07.2008 №327, - решение Совета муниципального образования Калининский район от 22.10.2010 №48. Однако, государственный регистратор, игнорируя данную норму закона, при проведении правовой экспертизы посчитал, что из представленного договора аренды невозможно однозначно идентифицировать объекты, передаваемые в аренду, также регистратор сделал вывод о том, что нарушено требование пункта 3 ст. 26 Закона о регистрации- в качестве приложений к договору аренды не представлены кадастровые паспорта помещений с указанием размера арендуемой площади. Выводы государственного регистратора ошибочны и противоречат действующему законодательству Российской Федерации: - в договоре аренды, представленном на регистрацию содержится описание недвижимого имущества, передаваемого в аренду: перечислены номера комнат согласно плана схемы поэтажного плана, указаны кадастровые номера зданий, в которых расположены комнаты, их литеры, адреса (прилагается); -в соответствии с п.3 ст. 26 Закона к договору приложены кадастровые паспорта зданий и планы помещений с указанием размера арендуемой площади, что позволяет однозначно определить объекты, передаваемые в аренду; - к договору аренды муниципального имущества, заключенного по результатам аукциона № 2 от 04.05.2016 года, на регистрацию был приложен протокол № 1 от 19 апреля 2016 года, сформированный посредством официального сайта torgi.gov.ru, подтверждающий предоставление вышеуказанных объектов недвижимости в аренду на торгах. Вся необходимая документация по проведению аукциона размещена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru и находится в свободном доступе заинтересованным лицам. В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а так же муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Муниципальное образование Калининский район является правообладателем объектов недвижимости: пищеблока Гречанобалковской участковой больницы (помещение №1), литер Б, общей площадью 260,8 кв.м., кадастровый (или условный) №, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, корпус 1 и гаража, литер В, площадью 41,00 кв.м., кадастровый (или условный номер) 23-23-23/047/2011-319, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, о чем в ЕГРП сделаны записи № 23-23-23/047/2011-319 от 21.09.2011 года и № 23-23-23/058/2011-205 от 23.11.2011 года. Предоставление в аренду вышеуказанных объектов недвижимости, осуществлено в соответствии с частью 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Положением о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования Калининский район, утвержденным решением Совета муниципального образования Калининский район от 18 июля 2008 года № 327 предусмотрено, что управление правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район организатором конкурсов или аукционов при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и Гили) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и муниципального имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления муниципальным унитарным предприятиям, учреждениям. В связи с чем, мнение государственного регистратора относительного того, что не соблюдены нормы действующего законодательства при проведении государственной регистрации предоставления объектов в аренду ошибочно, так как в соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по -своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. Межмуниципальный отдел по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в своем отказе указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Закона о регистрации, в том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, предоставляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. В соответствии с пунктом 1.2. части 1 ст.20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. На данные объекты недвижимости имеются технические паспорта и кадастровые паспорта. При заключении договора аренды муниципального имущества предмет договора сторонами согласован, а именно конкретно определены арендуемые площади части здания, определена общая площадь арендуемого имущества, и др. Так же в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о. регистрации в договоре аренды муниципального имущества, заключенному по результатам торгов, предоставленном на государственную регистрацию, содержится описание недвижимого имущества, передаваемого в аренду: перечислены номера комнат согласно плана схемы поэтажного плана, указаны кадастровые номера зданий, в которых расположены комнаты, их литеры, адреса. Кроме того, в соответствии "с пунктом 3 статьи 26 Закона к договору приложены кадастровые паспорта зданий и планы помещений с указанием размера арендуемой площади, что позволяет однозначно определить объекты, передаваемые в аренду. В пункте 9 Постановления Пленума, ВАС РФ № 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" дано разъяснение, о том, что «В соответствии со статьей 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Судам следует иметь в виду, что это положение ГК РФ (в том числе с учетом статьи 606 Кодекса о возможности передачи объекта аренды только в пользование арендатора) не ограничивает право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть. Если по договору аренды, заключенному на срок год и более, допускается пользование частью земельного участка, здания, сооружения: или помещения, то в соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ, пунктом 2 статьи 26 ЗК РФ он подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на всю недвижимую вещь в целом. Разрешая споры об оспариваний отказа в государственной регистрации названных договоров аренды, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26 и пункта 10 статьи'33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным. Аналогичная позиция изложена в решении Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-21627/2015. Как было указано выше, предмет договора сторонами согласован. Текстуальное описание арендуемой части содержится в пункте 1.1. договора аренды. Технические характеристики и иные сведения о передаваемом в аренду имуществе содержатся в кадастровых паспортах от 07.10.2013 года, границы арендуемых частей обозначены на выкопировках из поэтажного плана зданий технических паспортов от 07.02.2008 года. Все указанные документы были предоставлены на государственную регистрацию. Кроме того, передача в аренду части нежилого помещения не ведет к изменению характеристик такого объекта в целом, подлежащих учету в государственном кадастре недвижимости. К аналогичному выводу пришел и Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 15.10.2016г.№АП-12850/15 по делу№А60-21627/2015. Помимо прочего, действующим законодательством РФ не предусмотрено обязательная постановка на кадастровый учет отдельных частей зданий, строений и др. при передаче их в аренду. В соответствии с гл.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражным судом рассматриваются возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. Так же в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним №, 23/023/801/2016-2366 от 22.06.2016 года государственный регистратор указывает, что предоставленные копии учредительных документов арендатора не заверены в установленном законом порядке. Данная позиция государственного регистратора является ошибочной, в силу того, что все документы от имени арендатора подписаны и заверены Балла С.Н., действующего на основании генеральной доверенности №13-12/2015/399 от 01.10.2015 года, утвержденной генеральным директором Управляющей организации - Акционерного общества «Газпром газораспределение Краснодар» ФИО2, которая наделяет правом Балла С.Н. заключать, расторгать, изменять договоры и совершать иные сделки не запрещенные Российским законодательством, а так же удостоверять подлинность копий всех документов Общества. В своем отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним №, 23/023/801/2016-2366 от 22.06.2016 года государственный регистратор указывает, что согласно сведениям ЕГРП на вышеуказанные объекты зарегистрировано право оперативного управления, таким образом, выявлены противоречия между заявленными правами и зарегистрированными ранее. Данные выводы также безосновательны и ошибочны ввиду того, что в соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Повторюсь, муниципальное образование Калининский район является правообладателем объектов недвижимости: пищеблока Гречанобалковской участковой больницы (помещение №), литер Б, общей площадью 260,8 кв.м., кадастровый (или условный) №, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, корпус 1 и гаража, литер В, площадью 41,00 кв.м., кадастровый (или условный номер) 23-23-23/047/2011-319, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, о чем в ЕГРП сделаны записи № 23-23-23/047/2011-319 от 21.09.2011 года и № от 23.11.2011 года. Предоставление в аренду объектов недвижимости, указанных в договоре №2 аренды муниципального имущества, заключенного по результатам аукциона от 4 мая 2016 года, осуществлено в соответствии с частью 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме-конкурса». Положением о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования Калининский район, утвержденным решением Совета муниципального образования Калининский район от 18 июля 2008 года №327 предусмотрено, что управление правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район является организатором конкурсов, или аукционов при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного хозяйственного ведения или оперативного управления, и муниципального имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления муниципальным унитарным предприятиям, учреждениям. К вышеуказанному договору аренды приложен и сдан на регистрацию протокол №1 от 19 апреля 2016 года, сформированный посредством официального сайта torgi.gov.ru, подтверждающий предоставление вышеуказанных объектов недвижимости в аренду на торгах. Вся необходимая документация по проведению аукциона размещена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на официальном сайте torgi.gov.ru и находится в свободном доступе заинтересованным лицам. 4. Также, в своем отказе государственный регистратор ссылается на непредставление заявителем отчета об оценке. По данному требованию поясняю следующее: в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности» арендная плата за муниципальное имущество установлена в размере рыночной стоимости арендной платы, определенной независимым оценщиком. Предоставление отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы не предусмотрено Законом о государственной регистрации. Таким образом, представленные на регистрацию вышеуказанного договора аренды документы, соответствуют нормам ст. 18 Закона о государственной регистрации, и в соответствии с п. 2 ст. 18. Закона о государственной регистрации истребование у заявителя дополнительных документов не допускается. Администрация, являясь органом местного самоуправления, наделенным публичными полномочиями, обратилось в суд не за восстановлением нарушенного права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, спор о праве отсутствует, а за оспариванием решения (отказа) органа государственной власти (Росреестра) в государственной регистрации права муниципальной собственности, соответственно по смыслу ч.3 ст.38 КАС РФ, Администрация является административным истцом. В свою очередь ответчик (Росреестр) является государственным органом, также наделенным публичными полномочиями, и не осуществляющее никакой предпринимательской и иной экономической деятельности, в функции которого входит организация единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, заявителем, в соответствии с ч.5 ст;38 КАС РФ, правильно определен административный- ответчик: Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспариваний решений, действий (бездействия) органов государственной власти; иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. На основании вышеизложенного административный истец считает, отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.06.2016 №, № незаконным. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации истец от уплаты госпошлины освобождён. Руководствуясь статьей 8.1 ГК РФ, статьей 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", гл.22 Кодекса административного судопроизводства РФ, административный истец просит суд: признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.06.2016 №, №. Обязать Межмуниципальный отдел по Калининскому, Красноармейскому и <адрес>м Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию договора аренды муниципального имущества № от 04.05.2016 года на: - нежилые помещения № 9-16 пищеблока Гречанобалковской участковой больницы (помещение №1), литер Б, общей площадью 85,1 кв.м., кадастровый (или условный) №, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, корпус 1; - нежилое помещение № гаража, литер В, площадью 20,5 кв.м., кадастровый (или условный номер) 23-23-23/047/2011-319, расположенного по адресу: РФ, <адрес>.
Представитель административного истца - Администрации МО Калининский район Краснодарского края по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования, просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель межмуниципального отдела по Калининскому и Красноармейскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, согласно письменному ходатайству, просит рассмотреть дело в их отсутствие, решение оставляют на усмотрение суда, так же в суд предоставлен письменный отзыв согласно содержания которого следует, что 11.05.2016г. в Межмуниципальный отдел по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю обратилась Администрация Муниципального образования Калининский район. Заявления о государственной регистрации договора аренды на часть помещений объектов недвижимого имущества: - Пищеблока Гречанобалковской участковой больницы (помещение № 1), КН 23:10:0309002:456, расположенного по адресу Россия, Краснодарский край, Калининский район, х. Гречаная Балка, ул. Дорожная, дом №7,корпус 1; - Гаража, КН 23:10:0309002:434, расположенного по адресу: Россия, <адрес>; зарегистрированы записями в книге учёта входящих документов под № и №. При проведении правовой экспертизы в порядке ст. 13 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» были выявлены основания, препятствующие проведению государственной регистрации. А именно: Согласно п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП), указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества. Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" его государственного учета- то есть кадастровым номером. Пунктом 3 ст.26 Закона о регистрации установлено, что в том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади, если ранее соответствующая часть здания, сооружения, помещения не являлась предметом договора и в деле правоустанавливающих документов отсутствует кадастровый паспорт, план данной части здания, сооружения, посещения или иной документ, содержащий описание этой части здания, сооружения, посещения. При проведении правовой экспертизы в порядке ст. 13 Закона о регистрации наряду с другими причинами приостановления государственной регистрации договора аренды, было установлено, что в качестве приложения к договору аренды не представлен кадастровый паспорт помещений, которые передаются в аренду, а ранее помещения №№9-46 пищеблока (<адрес>) и №2 гаража (<адрес>) не являлись предметом какого-либо договора аренды. Ранее действовавшей редакцией пункта 3 ст. 26 Закона о регистрации (до внесения в нее изменений Федеральным законом от 13.05.2008 г № 66-ФЗ) к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию, прилагались поэтажные планы здания, сооружения, на которых обозначались сдаваемые в аренду помещения с указанием размера арендуемой площади, что позволяло при проведении правовой экспертизы определенно установить имущество, передаваемое в аренду. Кроме того, пункт 12 статьи 33 Закона о регистрации, устанавливающий, что технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости, утратил силу с 1 октября 2013 года. Согласно пп.2 и 4 ст. 16, п.1, ст. 26, Закона о государственной регистрации, Приложению №2 к Административному регламенту Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 9 декабря 2014 г. N 789 с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения: - учредительные документы юридического лица либо заверенные в установленном порядке копии учредительных документов юридического лица или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица; - документ, подтверждающий полномочия лица на подписание договора аренды лицом, не являющимся руководителем или иным лицом, действующим от имени юридического лица без доверенности (оригинал и копия). По результатам правовой экспертизы государственным регистратором выявлено следующее: - из представленного Административным истцом договора аренды невозможно однозначно идентифицировать объекты, передаваемые в аренду; - процедура предоставления в аренду части помещений КН 23:10:0309002:456, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, корпус 1 проведена с нарушением норм действующего законодательства - п.1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. "О защите конкуренции", согласно которой, по результатам проведения аукциона заключается договор аренды в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве оперативного управления. Однако, согласно сведениям ЕГРП на вышеуказанный объект зарегистрировано право оперативного управления. Таким образом, выявлены противоречия между заявленными правами и зарегистрированными ранее. Кроме того, в нарушение требований п. 3 ст.26 Закона о регистрации в качестве приложений к договору аренды не представлены кадастровые паспорта помещений с указанием размера арендуемой площади. Поскольку ст.8 Федерального закона от 29.07.1998 г № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что проведение оценки объектов недвижимого имущества является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, в том числе при передаче объектов в аренду, на государственную регистрацию требовалось предоставление копий документов, подтверждающих проведение оценки объектов, которые с первичным пакетом документов представлены не были. Не были также представлены копии учредительных документов арендатора заверенные лицом, которое не имеет права действовать от имени юридического лица без доверенности (п.4 ст. 16 Закона о регистрации). Государственным регистратором в уведомлении о приостановлении государственной регистрации приводился подробный перечень прав Административного истца по устранению причин, препятствовавших осуществлению государственной регистрации прав. Однако, Административным истцом в период действия приостановления государственной регистрации, причины приостановки устранены не были, не смотря на дополнительное представление ряда документов: Отчёта об определении рыночной величины арендной платы за пользование нежилым помещением от 18.03.2016г. №61; Письма начальника Управления правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район №438 от 07.06.2016г.; Решения совета муниципального образования Калининский район №327 от 18.07.2008г.; Решение совета муниципального образования Калининский район №48 от 22.10.2010г. По результатам правовой экспертизы с учётом дополнительно представленных документов принято решении об отказе в государственной регистрации, поскольку: Из представленного договора аренды по-прежнему было невозможно 'однозначно идентифицировать объекты, передаваемые в аренду. Не устранено нарушение требования п. 3 ст.26 Закона о регистрации - в качестве приложений к договору аренды так и не представлены кадастровые паспорта помещений с указанием размера арендуемой площади. Согласно сведениям ЕГРП на вышеуказанные объекты зарегистрировано право оперативного управления, таким образом, не устранены также противоречия между заявленными правами и зарегистрированными ранее. Таким образом, довод №1 Административного истца о том, что в установленные сроки Администрацией Муниципального образования Калининский район были устранены указанные в уведомлении причины приостановления государственной регистрации договора аренды и представлены все необходимые документы, не состоятельны, противоречат фактическим обстоятельствам. Довод №2: Административный истец считает, что предоставленные на государственную регистрацию копии учредительных документов арендатора заверены в установленном законом порядке. Однако, копии учредительных документов арендатора заверены лицом, которое не имеет права действовать от имени юридического лица без доверенности (п.4 ст. 16 Закона о регистрации). Согласно выписке из ЕГРЮЛ, полученной 13.05.2016 г. в рамках межведомственного взаимодействия, лица, имеющие право действовать без доверенности от имени Акционерного общества "Калининскаяравйгаз"- ФИО2 и ФИО3, а представленные копии учредительных документов заверены Балла С.Н., который в указанный перечень лиц не входит. Довод №3: Административный истец утверждает, что противоречий между заявленными и зарегистрированными правами нет. В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Однако, согласно пункту 1 статьи 120 ГК РФ права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 298 названного Кодекса. При этом собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 22.06.2006 N 21 (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 23) разъяснил, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия на то согласия учреждения. Таким образом, Административный ответчик от своего имени вправе заключить договор аренды исключительно после изъятия излишнего неиспользуемого имущества, закреплённого на праве оперативного управления. Довод №4. Административный истец ссылается на указание в отказе в государственной регистрации на не предоставление отчёта об оценке. В сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.06.2016г. №23/023/801/2016-2365, 2366 ссылка на не предоставление заявителем отчёта об оценке отсутствует. На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 45, 59, 62, 135 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации ст. 16, 18, 26 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», просит Административному истцу в удовлетворении заявленных требований: о признании решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.06.2016г №23/023/801/2016- 2365, №23/023/801/2016-2366, а также о возложении обязанности регистрации договора аренды муниципального имущества №2 от 04.05.2016г. на объекты недвижимого имущества: - Пищеблок Гречанобалковской участковой больницы (помещение № 1), КН 23:10:0309002:456, Россия, <адрес>, корпус 1; - Гараж, КН 23:10:0309002:434, Россия, <адрес>; отказать в полном объеме.
Суд, выслушав мнение представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу о прекращении производства по делу по следующим основаниям, согласно (л.д.14-17) договор аренды муниципального имущества, заключенного по результатам аукциона от 04.05.2016 года, подписан между Управлением правовых и имущественных отношений администрации МО Калининский район Краснодарского края в лице начальника управления ФИО4 и АО «Калининскаярайгаз», согласно копии акта приема- передачи муниципального имущества от 04.05.2016 года, арендатору передано имущество, а именно нежилые помещения №9-16 пищеблока Гречанобалковской участковой больницы (помещение№1), литер Б, кадастровый (или условный) №, нежилые помещения №2 гаража, литер В. кадастровый (или условный) № (л.д.18), согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 21.09.2011 года, МО <адрес> является муниципальным собственником гаража, расположенного <адрес> (л.д.43), согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 23.11.2011 года, МО <адрес> является муниципальным собственником пищеблока Гречанобалковской участковой больницы (помещение №1), расположенного по адресу <адрес> корпус №1 (л.д.44), согласно (л.д.46-50) Межмуниципальный отдел по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю приостановил государственную регистрацию и отказал в государственной регистрации нежилых объектов уведомлениями от 24.05.2016 года и от 22.06.2016 года,
Как следует из материалов дела, Администрация муниципального образования Калининский район 11.05.2016 года обратилась в Межмуниципальный отдел по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно с заявлением на государственную регистрацию договора аренды муниципального имущества, заключенного по результатам аукциона №2 от 04.05.2016 года с АО «Калининскаярайгаз» на нежилые помещения № 9-16 пищеблока Гречанобалковской участковой больницы (помещение №1), литер Б, общей площадью 85,1 кв.м., кадастровый (или условный) №, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, корпус1; - нежилое помещение № 2 гаража, литер В, площадью 20,5 кв.м., кадастровый (или условный) №, расположенного по адресу: РФ, <адрес>.
24.05.2016 года Межмуниципальным отделом по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю регистрационные действия были приостановлены сроком до 22.06.2016 года, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации, а сообщением от 22.06.2016 № 23/023/801/2016-2365, № отказано в государственной регистрации указанного договора аренды.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997г., государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
При заключении договора аренды помещений, административным истцом с АО «Калининскаярайгаз» от 04.05.2016 года, сторонами были согласованы все основные положения: предмет договора, срок действия договора, ответственность сторон.
Между тем, судом усматривается, что сторонами данного договора также согласован и порядок ежемесячной оплаты за арендованное имущество (п.4.1 Договора (л.д.16)), то есть указанный договор носит возмездный характер.
Таким образом, судом установлено, что настоящий спор носит экономический характер, так как связан с извлечением прибыли, при этом, суд отмечает, что в порядке КАС РФ не подлежат рассмотрению экономические споры и другие дела, которые связаны с экономической деятельностью и отнесены законом к компетенции арбитражных судов.
На основании ст. 17 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
В силу ст. 27 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспариваний затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, 4 наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно ч.1 ст.225 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в частях 5 и 6 статьи 39, частях 6 и 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 п.1 ст.194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае: 1) если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ч.1 ст.128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: 1) административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Руководствуясь ст.ст. 194, 174 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по административному делу по административному исковому заявлению Администрации МО Калининский район Краснодарского края к межмуниципальному отделу по Калининскому и Красноармейскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течении пятнадцати дней.
Судья:_______________
В окончательной форме: 12 декабря 2016 года.