ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А-91/2021 от 03.03.2021 Татарского районного суда (Новосибирская область)

дело а-91/2021

поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

уид 54RS0-72

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ Татарск

Татарский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи С.П. Довыденко,

при секретаре судебного заседания: ФИО3;

с участием представителя администрации <адрес>: ФИО5;

представителя УФССП РФ по <адрес>: ФИО4;

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации <адрес> к ОСП по Татарскому и <адрес>м УФССП РФ по <адрес>, судебному приставу- исполнителю ОСП по Татарскому и <адрес>м по <адрес>ФИО6, УФССП РФ по <адрес>, ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора

У С Т А Н О В И Л:

В основание своих административных исковых требований административный истец указал о том, что решением Федерального районного суда общей юрисдикции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дело , вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения за счет средств бюджета <адрес>.

Постановлением судебного пристава -исполнителя Отдела судебных приставов по Татарскому и <адрес>м от 01.10.2020г. в отношении администрации <адрес> возбуждено исполнительное производство -ИП и должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда с момента получения данного постановления.

В связи с тем, что решение суда в установленный срок исполнено не было, судебным приставом-исполнителем ФИО6 было принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

В целях обеспечения исполнения решений Татарского районного суда администрацией <адрес> было заключено Соглашение с Министерством труда и социального развития <адрес> об осуществлении отдельных государственных полномочий <адрес> от 15.01.2020г

Все средства, которые были переданы администрации <адрес> на осуществление полномочий <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, освоены в полном объеме.

В текущем году администрацией <адрес> было проведено 19 аукционов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

По результатам проведения вышеуказанных аукционов заключено 19 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые находятся на территории <адрес>. Из них 11 контрактов заключено в декабре 2020 г., документация для предоставления жилых помещений детям-сиротам находится на стадии оформления.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанным графиком администрацией района произведено расходование субвенций на приобретение жилых помещений с июня по декабрь 2020 г. на общую сумму 22440000 руб.

В настоящее время 29 решений судов вступило в законную силу, обязывающих администрацию <адрес> обеспечить детей -сирот благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории <адрес>. В связи, с чем предоставление средств из областного бюджета явно не удовлетворяет потребности в обеспечении детей сирот жилыми помещениями.

Привлечение администрации <адрес> к ответственности за нарушение сроков исполнения решения суда в указанных выше обстоятельствах будет противоречить принципам назначения исполнительного сбора, поскольку не может являться стимулирующим фактором исполнения решения суда, поскольку такое исполнение зависит, в первую очередь, от объемов финансирования из областного бюджета, достаточного для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями и во вторую очередь, от наличия предложений по продаже жилых помещений от потенциальных застройщиков.

Представитель истца просит освободить администрацию <адрес> от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Татарскому и <адрес>м ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено: Министерства труда и социального развития <адрес>.

Также судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: УФССП РФ по <адрес>, ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по <адрес>.

Представитель административного истца ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил о том, что в пятидневный срок исполнитель указанное решение суда не возможно. В октябре 2020 г. была подана заявка на электронный аукцион, сама администрация аукцион не проводит, его проводит согласно Постановлению <адрес> - Управлением контрактной системы. По результатам аукциона была приобретена в собственность администрации квартира, после оформления права собственности в декабре 2020 г. квартира передана по договору специализированного найма ФИО1. Решение суда исполнено.

Судебный пристав - исполнитель по Татарскому и <адрес>м УФССП РФ по <адрес>ФИО6 возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, суду пояснила о том, что в установленный срок решение суда исполнено не было.

Представитель УФССП РФ по <адрес>ФИО4 возражает против удовлетворения исковых требований, суду пояснила о том, что исполнительное производство передано в ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по <адрес>.

Представитель Министерства труда и социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, предоставила отзыв в котором не возражает против удовлетворения заявленных требований. С ДД.ММ.ГГГГ приобретение жилых помещений в соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд» возможно только путем проведения открытых аукционов в электронной форме. Соблюдение 5 дневного срока для исполнения решения суда не представляется возможным.

Представители ОСП по Татарскому <адрес>м УФССП РФ по <адрес>, ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Судом в ходе судебного разбирательства установлено следующее:

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 названного Кодекса.

Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размере или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в абзаце 1 пункта 78 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве сбор обладает: свойствами административной штрафной санкции, при применений которой на должника возлагается обязанность произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры; его публично-правовой Ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В силу части 7 статьи 112 указанного: Федерального закона суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.

Как следует из пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

Согласно решения Татарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> обязана за счёт средств областного бюджета <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по нормам предоставления площади жилого помещения, не менее 30 кв.м., в границах <адрес>. Решение вступило в законную силу 28.11.2019г. (л.д.8-16);

Постановлением судебного пристава - исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика администрации <адрес> возбуждено исполнительное производство - ИП, об обязывании предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований с момента получения копии данного постановления. (л.д. 17-18);

Из постановления судебного пристава - исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ 0г. усматривается, что по исполнительному производству - ИП принято решение о взыскании должника исполнительского сбора в размере по 50000 рублей. (л.д.19);

В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, нa срок действиях этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 2 статьи 63 указанного Федерального закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государствённых полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствий с ним законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферы, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждаются законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию в виду субвенций.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснование бюджетных ассигнований.

Согласно статье 1 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделаются специальными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

В силу пункта 1 части 1 статьи 4 указанного закона, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов <адрес> субвенций из областного бюджета <адрес>.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, урегулированы законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «0б обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета <адрес>.

Согласно соглашения, дополнительного соглашения между администрацией <адрес> и Министерством труда и социального развития <адрес> об осуществлении отдельных государственных полномочий <адрес> от 15.01.2020г. усматривается, на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес> доведены до администрации лимиты бюджетных обязательств в сумме 12751400 руб. Дополнительным соглашением от 13.08.2020г. данная сумма увеличена до 22664200,00 руб., что достаточно для приобретения 19 квартир. (пп.4 п. 2.1) (л.д.20-29);

Из протокола ГКУ НСО «УКСиС». от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что по результатам электронного аукциона объявленного в октябре 2020 г. рассмотрена единственная заявка на участие в аукционе в электронной форме. (л.д. 72- 73);

Согласно сведений ЕГРН право собственности на квартиру администрацией <адрес> оформлено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89-90);

Из постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что квартира включена в муниципальный специализированный жилищный фонд <адрес>. (л.д. 91-92);

Из договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема –передачи жилого помещения усматривается, что администрацией <адрес> предоставлена ФИО1 квартира на условиях найма специализированного жилищного фонда. (л.д. 40-46);

Таким образом, действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно обеспечение категорий лиц жилыми помещениями, требуют значительных временных затрат, связанных с необходимостью проведения электронного аукциона и последующим оформлением права на жилое помещение.

<адрес> в данной части реализует полномочия за счет средств федерального и регионального бюджета, приобрести жилые помещения самостоятельно возможности не имеет.

Таким образом установлено, что администрацией <адрес> приняты необходимые и возможные меры для исполнения требований исполнительного документа, и её вина в несвоевременном их исполнении не установлена.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии противоправного виновного бездействия должника. Так как исполнительский сбор является мерой штрафного характера, то предполагает виновные действия должника по неисполнению требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, которых судом, с учетом исследованных обстоятельств по делу, не выявлено.

Уменьшение судом размера исполнительского сбора, освобождение от исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

При таких обстоятельствах, заявленные требования об освобождении от исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 363, 358 КАС РФ суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Административные исковые требования администрации <адрес> удовлетворить.

Освободить администрацию <адрес> от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава - исполнителя ОСП по Татарскому и <адрес>м УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Данное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда в течении 15 дней, с подачей жалобы через суд принявший определение.

Судья С.П. Довыденко