Дело№ Па-3352/2018 | Судья: Резниченко Ю.Н. | ||
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 06 марта 2018 года город Челябинск Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Аганиной Т.А., судей Ишимова И.А., Сапрыгиной Л.Ю., при секретаре Лысяковой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Закрытого акционерного общества «Челябинский завод технологической оснастки» на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 декабря 2017 года по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества «Челябинский завод технологической оснастки» к Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании недействительными результатов проверки, об отмене предписания и акта проверки, заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав мнение участников процесса, УСТАНОВИЛА: Закрытое акционерное общество «Челябинский завод технологической оснастки» (далее - ЗАО «ЧЗТО») обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании недействительными результатов проверки, проведенной по жалобе Т.Д.Н.; об отмене акта проверки № 1187/61/2 от 04 сентября 2017 года, предписания № 1187/61/3 от 04 сентября 2017 года, постановления о привлечении к административной ответственности № 1187/61/5/2 от 18 сентября 2017 года, постановления о привлечении к административной ответственности № 1187/61/5 от 18 сентября 2017 года. В обоснование заявленных требований указало, что 21 июля 2017 года бывший работник ЗАО «ЧЗТО» Т.Д.Н. обратился в Государственную инспекцию труда в Челябинской области с жалобой о признании его увольнения по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ незаконным, о признании незаконными и отмене приказов о вынесении ему дисциплинарных взысканий № 25 от 22 марта 2017 года, № 39 от 30 мая 2017 года. Считает, что Государственная инспекция труда в | |||
Челябинской области, в нарушение норм действующего законодательства, направила почтой в адрес ЗАО «ЧЗТО» копию распоряжения о проведении внеплановой/документарной проверки надлежащим образом не заверенную, без надлежащего указания на основание и предмет проводимой проверки, запросила ЗАО «ЧЗТО» документы, которые не относятся к предмету проверки, следовательно, результаты проверки подлежат отмене. Спор о законности дисциплинарных взысканий и увольнения работника является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом, следовательно, предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции. Кроме того, предписание вынесено без подтверждения фактов невыплаты повышенной оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. Определением судьи от 21 ноября 2017 года отказано в принятии к рассмотрению исковых требований ЗАО «ЧЗТО» в части отмены постановления о привлечении к административной ответственности № 1187/61/5/2 от 18 сентября 2017 года и № 1187/61/5 от 18 сентября 2017 года, поскольку данные требования подлежат рассмотрению в порядке главы 30 КоАП РФ. Представитель административного истца ЗАО «ЧЗТО» Артамонова А.Р. в судебном заседании просила удовлетворить заявленные требования. Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Челябинской области Шалаевских А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в отзыве. Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 20 декабря 2017 года административные исковые требования ЗАО «ЧЗТО» удовлетворены частично. Пункт № 1 предписания № 1187/61/3 от 04 сентября 2017 года отменен, в удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано. Не согласившись с данным решением, ЗАО «ЧЗТО» обратилось в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывают на то, что при вынесении решения судом нарушены и неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Считают, что результаты проверки ЗАО «ЧЗТО» подлежат отмене на основании статьи 15, части 1, пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального | ||
3 | ||
закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ. Указывают, что дата утверждения отчета свидетельствует о завершении специальной оценки, и именно с этой даты следует применять ее результаты, при этом, председатель комиссии К.Д.Л. 09 июня 2017 года находился в ежегодном оплачиваемом отпуске и утвердить отчет не имел возможности. Дата утверждения отчета СОУТ, устанавливающая дополнительные гарантии и компенсации Т.Д.Н. - 20 июня 2017 года, дата увольнения Т.Д.Н. - 19 июня 2017 года. Считают, что из представленного для обозрения оригинала отчета о проведении специальной оценки условий труда видно, что подпись председателя К.Д.Л. поставлена ручкой одного цвета, а число другого цвета, схожего по цвету ручки бывшего сотрудника П.И.В., уволившегося 24 июля 2017 года. Полагают, что ГИТ по Челябинской области запросило у ЗАО «ЧЗТО» документы, а именно: справка о фактической численности работников, сведения по выплате заработной платы за май - июнь 2017 года всем работникам организации, сведения о задолженности по выплате заработной платы работникам, в том числе уволенным, суммы дебиторской и кредиторской задолженности и другие, которые не относятся к предмету иска, при этом, в силу части 7 статьи 11, пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, пункта 51 Регламента № 354 н, трудовая инспекция не вправе требовать у проверяемого работодателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки. Представитель административного истца ЗАО «ЧЗТО» Артамонова А.Р. настаивала на доводах апелляционной жалобы. Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Челябинской области Шалаевских А.В. возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал решение Центрального районного суда г. Челябинска законным и обоснованным. Судебная коллегия, выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда. В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В соответствии с требованиями статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, обеспечивать безопасность и условия труда, | ||
соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. В соответствии со статьей 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Как следует из материалов дела 21 июля 2017 года Т.Д.Н. обратился в Государственную инспекцию по труду в г.Челябинске с жалобой на нарушение его прав как уволившегося работника ЗАО «ЧЗТО», а именно: о проведении проверки в ЗАО «ЧЗТО» и в случае обнаружения нарушений законодательства привлечь виновных лиц к административной ответственности, о признании незаконными и отмене Приказов № **** от 22 марта 2017 года, № **** от 30 мая 2017 года о вынесении ему дисциплинарных взысканий (л.д. 21-22). 09 августа 2017 года заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области Ж.И.В. вынесено распоряжение № 1187/61/1 о проведении внеплановой, документарной проверки в отношении ЗАО «ЧЗТО» с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе по вопросам оплаты труда, в связи с поступившим обращением Т.Д.Н. (л.д. 24-26), полученное ЗАО «ЧЗТО» - 18 августа 2017 года, согласно штемпеля входящей корреспонденции ЗАО «ЧЗТО» № 627 от 18 августа 2017 года (л.д.23). Кроме того, в связи с проведением внеплановой документарной проверки, на основании Положения о Федеральной службе по труду и | ||
занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 324, статей 356, 357, 360 ТК РФ, распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда № 1187/61/1 от 09 августа 2017 года на ЗАО «ЧЗТО» возложена обязанность по предоставлению в Государственную инспекцию труда в Челябинской области заверенных копий учредительных документов; штатного расписания автотранспортного участка, с приложением справки о фактической численности работников, списочный состав работников; коллективный договор; правила внутреннего распорядка; локальные нормативные акты, регулирующие систему оплаты труда работников; документы, связанные с трудовой функцией механика-водителя автотранспортного участка Т.Д.Н.; сведения по начислению и выплате заработной платы, окончательного расчета Т.Д.Н.; документы, подтверждающие прохождение обучения по охране труда руководителей, специалистов автотранспортного участка; сведения о результатах специальной оценки условий труда; перечень инструкций по охране труда, инструктаж по охране труда, личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты, сведения о прохождении работниками медицинских осмотров; комплект нормативно-правовых актов, содержащих требования охраны труда; положение (приказ) по безопасной организации работ повышенной опасности; сведения по выплате заработной платы за май - июль 2017 года всем работникам. На основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области Ж.И.В. № 1187/61/1 от 09 августа 2017 года государственным инспектором труда Шалаевских А.В. проведена внеплановая, документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки № 1187/61/2 от 04 сентября 2017 года (л.д.33-35). 04 сентября 2017 года государственным инспектором труда Шалаевских А.В. вынесено генеральному директору ЗАО «ЧЗТО» К.М.В. предписание № 1187/61/3 о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в срок до 28 сентября 2017 года, а именно: - в соответствии с частью 2 статьи 22, частью 5 статьи 192, частью 1 статьи 193 ТК РФ при наложении дисциплинарного взыскания учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. До применения дисциплинарного взыскания требовать от работника письменное объяснение для выяснения и учета обстоятельств, при которых он был совершен, в том числе для определения вины работника. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составлять соответствующий акт. Приказ от 22 марта 2017 года № **** о наложении на Т.Д.Н. дисциплинарного взыскания в виде выговора отменить, поскольку | ||
нарушен порядок применения к работнику соответствующего дисциплинарного взыскания, что является основанием для его отмены; - в соответствии с частью 2 статьи 22, статьи 212, статьи 221 ТК РФ, «Межотраслевые Правила обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01 июня 2009 года № 290 Н, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, обеспечивать своевременную выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Перечень должностей работников, которым полагается средство индивидуальной защиты, содержащийся в Порядке обеспечения работников ЗАО «ЧЗТО» средствами индивидуальной защиты, введенном в действие с 01 октября 2014 года, привести в соответствие с «Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты работникам машиностроительных и металлообрабатывающих производств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2010 года № 1104н; - в соответствии с частью 2 статьи 22, статьи 146, статьи 147 ТК РФ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда устанавливать и производить в повышенном размере. Принимая решение, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание Государственной инспекции труда в Челябинской области в части пункта № 1 о возложении на ЗАО «ЧЗТО» обязанности об отмене приказа № **** от 22 марта 2017 года о наложении на Т.Д.Н. дисциплинарного взыскания в виде выговора подлежит отмене, поскольку трехмесячный срок для обжалования указанного приказа истек, соответственно у государственного инспектора труда отсутствовали основания для вынесения в адрес ЗАО «ЧЗТО» п. № 1 предписания, кроме того, со слов представителей сторон по результатам рассмотрения дела судом между Т.Д.Н. и ЗАО «ЧЗТО» заключено мировое соглашение. При этом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца об отмене акта проверки № 1187/61/2 от 04 сентября 2017 года, пунктов 2, 3 предписания Государственной инспекции труда в Челябинской области, поскольку акт проверки не нарушает права административного истца, а оспариваемое предписание № 1187/61/3 от 04 сентября 2017 года в части вынесения пунктов 2,3, является правомерным и обоснованным. Судебная коллегия отклоняет как безосновательные доводы апелляционной жалобы, поскольку изложенные в жалобе доводы не могут | ||
служить основанием для признания незаконным оспариваемого административным истцом предписания должностного лица в части вынесения пунктов 2, 3, на основании следующего. В соответствии со статьей 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Согласно статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. В силу статьи 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. | ||
8 | ||
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. Из положений статей 146, 147 ТК РФ следует, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. Таким образом, государственной инспекцией труда в Челябинской области реализованы полномочия как государственного надзорного органа, положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должностным лицом не допущены, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Указание в жалобе на то, что Государственной инспекцией труда в Челябинской области истребовались документы, не относящиеся к предмету проверки, являются необоснованными. В силу абз. 15 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить, в том числе предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и | ||
иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий. На основании абз. 3 части 1 статьи 357 ТК РФ государственные инспекторы труда вправе запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 года № 875, при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. Таким образом, именно на работодателя возлагается обязанность предоставить должностному лицу инспекции возможность ознакомиться с документами работодателя, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки. Действия государственного инспектора не противоречат требованиям статьи 357 ТК РФ. Остальные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, они были предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям. На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, принял правильное решение, оснований для его отмены не имеется. Нормы трудового законодательства, подлежащие применению, подробно изложены в решении суда. Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая | ||
10 | ||
правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы. Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества «Челябинский завод технологической оснастки» -без удовлетворения. | ||
Председательствующий | ||
Судьи | ||