ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № ГА-001710-04/17 от 01.08.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ И а-9112/2017

судья Беляева Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 августа 2017 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Сапрыгиной Л.Ю., судей Шигаповой СВ., Ишимова И.А.,

при секретаре Лысяковой Т.С,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области на решение Снежинского городского суда Челябинской области от 12 апреля 2017 года по административному иску Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства» к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области о признании недействительным предписания

Заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России Худышкина А.А., представителя ГУ МЧС России по Челябинской области Лукьяновой Е.В., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства» (далее ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России) обратилось в суд с административным иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее ГУ МЧС России по Челябинской области) о признании недействительным предписания *** от 16 ноября 2016 года по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны выданного ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России в части исполнения мероприятий, предусмотренных пунктами 2,3,4,5,6,7.

В обоснование указано на то, что в период с 14 ноября 2016 года по 16


2

ноября 2016 года в отношении административного истца была проведена плановая проверка, по результатам которой составлен акт проверки *** от 16 ноября 2016 года, выдано предписание *** по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны. Считает данное предписание в части противоречащим требованиям действующего законодательства, нарушающим права и законные интересы заявителя, поскольку содержит обязательные для исполнения требования, связанные с расходованием бюджетных средств. При этом неисполнение предписания может повлечь неблагоприятные последствия для ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России.

Представитель административного истца Худышкин А.А. в судебном заседании административный иск поддержал, настаивает на его удовлетворении.

Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Суд постановил решение об удовлетворении административных исковых требований.

Не согласившись с постановленным по делу решением, ГУ МЧС России по Челябинской области обратилось в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывают на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Указывают, что судом не исследовались паспорта (инструкции) по эксплуатации средств индивидуальной защиты, средств радиационной и химической защиты. Также полагают, что отсутствие финансирования на нужды гражданской обороны не является основанием для неисполнения требований норм действующего законодательства, не является основанием для признания ненормативного правового акта незаконным.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Челябинской области - без удовлетворения.

Представитель ГУ МЧС России по Челябинской области Лукьянова Е.В. в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала.

Представитель административного истца ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России Худышкин А.А. в суде апелляционной инстанции возражал против


3

доводов апелляционной жалобы, полагая о законности постановленного по делу решения суда.

Выслушав мнение представителя ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России Худышкина А.А., представителя ГУ МЧС России по Челябинской области Лукьяновой Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период времени с 07 ноября 2016 года по 02 декабря 2016 года на основании распоряжения управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Челябинской области *** от 10 октября 2016 года была проведена плановая выездная проверка Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства» в области гражданской обороны.

Согласно акту проверки *** от 16 ноября 2016 года, в ходе проверки Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства», ОГРН ***, расположенного по адресу: г. Снежинск, ул. Дзержинского, д. 13, были выявлены нарушения требований в области гражданской обороны, а именно: не обеспечено укрытие работников наибольшей работающей смены в защитном сооружении гражданской обороны (убежище), оснащенным медицинскими помещениями (операционные, родовые и т.п.) и санитарно-техническим оборудованием согласно техническим требованиям для учреждений здравоохранении; не обеспечено укрытие нетранспортабельных больных,


4

находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений в защитном сооружении гражданской обороны (противорадиационном укрытии), оснащенными помещениями и санитарно-техническим оборудованием, а именно операционно-перевязочную и предоперационно-стерилизационную палаты, санитарную комнату для тяжелобольных, помещения для размещения больных и выздоравливающих, медицинского и обслуживающего персонала, процедурную (перевязочную), буфет, посты медсестер; разработанный План эвакуации (рассредоточения) работников не согласован с администрацией Каслинского муниципального района, на территории которого планируется проведение эвакуационных мероприятий, а также не подписан председателем эвакуационной комиссии Общества; работники не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты (комплектами индивидуальной медицинской гражданской защиты - КИМГЗ) на 30% от общей численности работников (списочная численность работников - 1177 человек), а именно: обеспеченность КИМГЗ работников общества составляет 0% от требуемых 353 шт.; не проведены лабораторные испытания средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогазов) и приборов радиационной и химической разведки и контроля, в установленные законодательством РФ сроки, в целях продления сроков хранения или списания вышеуказанных средств; НФГО не оснащены оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами в соответствии с установленными нормами оснащения, (л.д. 13-19)

На основании акта проверки *** от 16 ноября 2016 года в адрес ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России выдано предписание *** по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.

Пунктами 2,3 предписания от *** от 16.11.2016 заявителю вменено в обязанность на основании ст.9 п.1 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998, п. 10 постановления Правительства РФ № 804 от 26.11.2007, п.З постановления Правительства РФ № 1309 от 29.11.1999, пункта 16 подпункта 16.4 приказа МЧС РФ N 687 от 14.11.2008 и др. в срок до 12.11.2017 обеспечить укрытие работников наибольшей смены в защитном сооружении гражданской обороны (убежище), обеспечить укрытие нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений в защитном сооружении гражданской обороны (противорадиационном укрытии)

Пунктом 4 предписания от *** от 16.11.2016 заявителю вменено обязанность на основании приказа МЧС России от 16.02.2012 г. № 70ДСП «О


5

Утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)» согласовать план эвакуации (рассредоточения) работников общества с администрацией Каслинского муниципального района, а также подписать председателем эвакуационной комиссии общества.

Пунктом 5 предписания от *** от 16.11.2016 заявителю вменено в обязанность на основании приказа МЧС России от 1 октября 2014 г. N543 обеспечить работников общества медицинскими средствами индивидуальной защиты (комплектами индивидуальной медицинской гражданской защиты -КИМГЗ).

Пунктом 6 предписания от *** от 16.11.2016 заявителю вменено в обязанность на основании приказа МЧС РФ от 27 мая 2003 г. N 285, провести лабораторные испытания противогазов и приборов радиационной и химической разведки и контроля в установленные законодательством РФ сроки.

Пунктом 7 предписания от*** от 16.11.2016 заявителю вменено в обязанность оснастить НФГО ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами в соответствии с установленными нормами оснащения.

Разрешая заявленные административные исковые требования и признавая недействительным предписание *** по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны выданное в адрес ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России в части исполнения мероприятий, предусмотренных пунктами 2,3,4,5,6,7, суд первой инстанции исходил из того, что указанное предписание противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интерес административного истца в сфере финансовой деятельности организации, незаконно возлагает обязанности по обеспечению укрытия работников и нетранспортабельных больных в убежище и противорадиационном укрытии, по обеспечению работников и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее НФГО) медицинскими средствами индивидуальной защиты, проведению лабораторных испытаний средств индивидуальной защиты, то есть содержит обязательные для исполнения требования, связанные с расходованием бюджетных средств, при этом исполнение предписания может повлечь неблагоприятные для административного истца финансовые последствия.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.


6

Правовое регулирование отношений в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ «О гражданской обороне»), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Указанный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

В соответствии со ст. 1 Закона № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Статьями 2, 7 Закона № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определены основные задачи и установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны.

Полномочия организаций в области гражданской обороны определены в ст. 9 Закона № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Согласно пункту 1 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 305, государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.

Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны). Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".


7

В соответствии с пунктом 6 указанного Положения должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:

а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;

г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;

д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.

Решения и требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны соответственно для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц и граждан (пункт 9 Положения).

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.


8

В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

В соответствии с п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, являются: строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны.

Согласно п. 16.4 Приказа МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008 г., организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты: поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций; разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в загородную зону производственную деятельность в военное время; строительство убежищ гражданской обороны для укрытия наибольшей работающей смены организаций, продолжающих производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" организации:- создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти


9

субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В соответствии с п. 12 указанного Порядка создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов.

В силу п. 3 указанного Порядка убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне; для работников объектов использования атомной энергии, особо радиационно опасных и ядерно опасных производственных объектов и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций.

Для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных разрушений, а также для обслуживающего их медицинского персонала создаются противорадиационные укрытия.

Между тем, признавая недействительными п.2 и п.З Предписания суд первой инстанции, приведенные выше положения норм права, регулирующие спорные правоотношения не учел.

Пунктом 16.3 Положения N 687 предусмотрено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к числу которых относится подготовка районов размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации; разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе.

Согласно требованиям Приказа МЧС России от 16 февраля 2012 года № 70 ДСП план эвакуации (рассредоточения) работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время и членов их семей разрабатывается в виде отдельного документа, подписывается председателем эвакуационной комиссии организации и согласовывается с органами местного самоуправления, на территориях которых планируется проведение эвакуационных мероприятий, и утверждается руководителем организации, отнесенной к категории по гражданской обороне.


10

Из материалов дела следует, что ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России в 2015 году утвержден и согласован с администрацией города Снежинска План эвакуации работников ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России и членов их семей (№ МБ 21 с), персонал размещается на территории Каслинского района на основании распоряжения Губернатора Челябинской области от 05 мая 2000 года № 4 рс «О распределении безопасных районов (загородной зоны) для эвакуации населения Челябинской области в военное время». План эвакуации подписан начальником эвакуационной комиссии 01 июля 2015 года, что подтверждается исх.№ 314 от 22 декабря 2016 года «О планировании эвакуации».

Поскольку ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России имеет категорию по гражданской обороне, является организацией продолжающей работу в военное время, имеет доступ к документам, содержащим гриф «ДСП», выводы суда первой инстанции о том, что Приказ МЧС России от 16 февраля 2012 года № 70 ДСП не опубликован в средствах массовой информации в связи с чем он не является обязательным для исполнения административного истца (п.4 Предписания) основаны на неправильном толковании норм материального права.

Согласно п. 6 "Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты", утвержденного Приказом МЧС России от 01.10.2014 года N 543, обеспечению средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон: защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

Согласно п. 7 указанного Положения обеспечение работников организаций, находящихся в границах вышеуказанных зон, средствами индивидуальной защиты обеспечивает сама организация.

Признавая недействительным п.5 Предписания суд первой инстанции указал, что Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства» не является распорядителем бюджетных средств.

В качестве подтверждения того, что Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства» обращалось в ФМБА России как к распорядителю бюджетных средств предоставлены заявки на приобретение СИЗ для работников и НФГО за 2014-2015 годы.

Также, Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства» предоставлены государственные задания


11

на 2014-2016 года ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России, в которых проведение и финансирование мероприятий по ГО не предусмотрено, также как и в планах финансово-хозяйственной деятельности на 2014-2016 годы ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России финансирование по коду КОСГУ 310 (увеличение стоимости основных средств) не предусмотрено.

Между тем, судом первой инстанции не было учтено, что отсутствие финансирования на нужды гражданской обороны не является основанием для невыполнения требований норм действующего законодательства и не может являться основанием для признания требований ненормативного правового акта незаконными.

Из материалов дела следует, что на балансе ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России находятся противогазы 1996, 2006 и 2009 годов выпуска, дополнительные патроны 2005 года выпуска, что подтверждается справкой о наличии имущества гражданской обороны на 14.11.2016.

В материалы дела представлено письмо ОГКУ «Центр гражданской обороны и защиты населения Челябинской области» исх.№ 844-9 от 15 июля 2016 года, согласно которому ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России было сообщено, что в отношении противогазов проводятся лабораторные испытания, в отношении приборов - поверка и градуировка. Лабораторные испытания дополнительных патронов к противогазам РПГ -67 и поверку индивидуальных дозиметров ПТФ-02 не проводится из-за отсутствия оборудования и методик.

Согласно п. 2.1 главы 2 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных Приказом МЧС России N 285 от 27 мая 2003 года, основной задачей хранения средств радиационной и химической защиты является обеспечение их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также поддержание в постоянной готовности к выдаче для использования по предназначению в установленные сроки.

В соответствии с п. 2.3 главы 2 Правил средства радиационной и химической защиты в местах хранения размещаются отдельно от материальных ценностей текущего довольствия и должны соответствовать утвержденной номенклатуре и требованиям ГОСТов (технических условий); их качественное состояние должно быть подтверждено паспортами, формулярами, актами лабораторных испытаний и свидетельствами. Как установлено п.2.4 Правил хранение средств радиационной и химической защиты включает: правильное устройство, оборудование, содержание и использование специализированных складских помещений (мест хранения); прием поступающих средств радиационной и химической защиты на хранение и устранение выявленных недостатков; подготовку средств радиационной и химической защиты для хранения с применением


12

консервации; подготовку мест хранения, обеспечение и поддержание в них необходимых условий (температуры, влажности и др.); проведение лабораторных испытаний, проверки (поверки), ремонта и технического обслуживания средств радиационной и химической защиты; соблюдение режима хранения средств радиационной и химической защиты в зависимости от их химических и физических свойств; своевременную замену и освежение средств радиационной и химической защиты; охрану специализированных складских помещений (мест хранения) и выполнение правил пожарной безопасности; оснащение специализированных складских помещений (мест хранения) средствами механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ; проведение должностными лицами гражданской обороны периодических проверок организации хранения средств радиационной и химической защиты.

В силу п. 2.9.10 главы 2 Правил средства радиационной и химической защиты при приеме на хранение и в процессе хранения (периодически) должны подвергаться осмотру. Сроки проведения осмотров, лабораторных испытаний, проверок (поверок) и объемы контроля технического (качественного) состояния средств радиационной и химической защиты приведены в приложении N 9.

В частности средства радиационной и химической защиты при приеме на хранение в процессе хранения (периодически) должны подвергаться осмотру:

- противогазы фильтрующие, камеры защитные детские, д ополнительные патроны - первый раз - за шесть месяцев до истечения гарантийного срока хранения; второй раз через пять лет после истечения гарантийного срока хранения и далее один раз в два года по пять противогазов, дополнительных патронов и 2 камеры защитные детские;

- приборы радиационной разведки и контроля - один раз в пять лет -проверка (поверка) и консервация, 100% приборов, находящихся на хранении;

- приборы химической разведки - один раз в пять лет - проверка (поверка) работоспособности, техническое обслуживание и замена комплектующих изделий, 100% приборов, находящихся на хранении;

- индикаторные трубки (для приборов ВПХР) - первый раз - за шесть месяцев доя истечения срока хранения и далее один раз в год (индикаторные трубки ИТ-44 - один раз в шесть месяцев).

Однако, удовлетворяя требования о признании недействительным п.6 предписания и указывая на то, что возложение на административного истца обязанности по проведению лабораторных испытаний средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогазов) и приборов радиационной и химической разведки и контроля противоречит нормам действующего законодательства, суд первой инстанции указанные выше положения нормативных правовых актов не учел.


13

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО).

Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - Типовой порядок) разработанный в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и определяет правила создания и оснащения НФГО, утвержден приказом МЧС России от 18 декабря 2014 года N701.

В соответствии с п.9 Типового порядка организации создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО, осуществляют обучение личного состава НФГО, создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

Из материалов дела следует, что ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России НФГО создано, определены нормы оснащения, однако на момент проверки оснащены не в полном объеме.

Удовлетворяя требования административного истца о признании незаконным п. 7 предписания, суд первой инстанции указал, что Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства» предоставлены государственные задания на 2014-2016 года ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России, в которых проведение и финансирование мероприятий по ГО не предусмотрено, также как и в планах финансово-хозяйственной деятельности на 2014-2016 годы ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России финансирование по коду КОСГУ 310 (увеличение стоимости основных средств) не предусмотрено.

Между тем, как судебная коллегия указывала выше, судом первой инстанции не было учтено, что отсутствие финансирования на нужды гражданской обороны не является основанием для невыполнения требований норм действующего законодательства и не может являться основанием для признания требований ненормативного правового акта незаконными.

Частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат


14

применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года "О судебном решении").

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.

При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм решение суда является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Снежинского городского суда Челябинской области от 12 апреля 2017 года отменить. Принять по административному делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства» к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области о признании недействительным предписания *** от 16 ноября 2016 года в части исполнения мероприятий, предусмотренных пунктами 2,3,4,5,6,7 - отказать.

Председательствующий