ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № ГА-003672-02/17 от 16.05.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11 а-5572/2017 Судья: Хабарова Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2017 года г. Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего: Смолина А.А.,

судей: Шигаповой СВ., Аганиной Т.А.,

при секретаре Лысяковой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе администрации г. Челябинска на решение Советского районного суда г. Челябинска от 27 января 2017 года по административному исковому заявлению прокурора г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Челябинска о признании недействующим в части нормативного правового акта исполнительного органа местного самоуправления,

заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Прокурор г. Челябинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г. Челябинска о признании постановления администрации г.Челябинска №73-п от 17 февраля 2016 года «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска» в части включения летнего зала кафе «Венская кофейня» по проспекту Ленина,д. 63 г.Челябинска в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального района г.Челябинска под №127 противоречащим федеральному законодательству и не действующим; возложении на администрацию г. Челябинска обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать нормативный правовой акт, принятый во исполнение решения суда, на официальном сайте администрации г. Челябинска и в газете «Вечерний Челябинск».

В обоснование заявленных требований указано на то, что постановлением администрации г.Челябинска №73-п от 17 февраля 2016 года утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска, в которую включен летний зал кафе «Венская кофейня» по пр. Ленина, 63 г.Челябинска, расположенный на части земельного участка, являющегося муниципальной собственностью. Данное постановление не соответствует требованиям законодательства, поскольку здание по пр.Ленина, 63 является частью выявленного объекта культурного наследия «Городок чекистов»-комплекс зданий, расположенных в г.Челябинске. Деятельность по организации услуг общественного питания в


2

"

кофейне по указанному адресу осуществляет ИП Фишер М.Г. По решению Центрального районного суда г.Челябинска от 22 октября 2015 года запрещено при эксплуатации наружной системы вентиляции и кондиционирования, монтаже и эксплуатации павильона летнего кафе использовать общее имущество собственников помещений в доме без их согласия. Несмотря на наличие указанного решения, летний зал кафе был включен в схему размещения нестационарных объектов на территории Челябинска, утвержденную постановлением администрации г.Челябинска от 17 февраля 2016 года №73-п. Между тем, разрешение Министерства культуры Челябинской области на монтаж, конструкции летнего зала пользователем объекта культурного наследия не получено.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ИП Фишер М.Г. (л.д.117).

Помощник прокурора г.Челябинска Нигматуллина А.Д. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика администрации г. Челябинска Артемов Е.Г. в судебном заседании заявленные требования не признал.

Заинтересованное лицо ИП Фишер М.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ИП Фишер М.Г. -Ряполова О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.

Судом постановлено решение об удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с решением суда администрация г. Челябинска обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что размещение летнего зала (как самостоятельного объекта, состоящего из легких временных конструкций) не предполагает его примыкание к стационарному объекту общественного питания, установки системы вентиляции, иных приспособлений к недвижимому имуществу, тем самым повреждение, разрушение изменение облика объекта культурного наследия невозможно. Указывает на отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих нахождение летнего зала на территории объекта культурного наследия «Городок чекистов». Настаивает на том, что законодательством Российской Федерации не установлен запрет на размещение временных нестационарных объектов не далеко от объектов культурного наследия. Обращает внимание на то, что 28 апреля 2016 года Комиссией по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории г. Челябинска было принято решение о согласовании размещения летнего зала (кафе «Венская кофейня») по адресу: пр. Ленина, 64 - по обращению ИП Фишер М.Г. Вышеуказанным решением не предполагалось возведение летнего зала («кафе «Венская


I

з

кофейня») к дому № 63 по пр. Ленина.

В дополнении к апелляционной жалобе полагает неправомерным указание в оспариваемом судебном акте на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 22 октября 2015 года, поскольку заинтересованное лицо ИП Фишер М.Г. обратился в администрацию г. Челябинска за согласованием размещения летнего зала после принятия данного решения суда, включение данного объекта в схему временных нестационарных объектов и рекомендация его размещения были произведены также после принятия данного решения. При рассмотрении вопроса о включении данного объекта в схему, администрация своего согласия на использование предпринимателем при размещении летнего зала общего имущества жильцов дома №63 по проспекту Ленина в г. Челябинска не давала, доказательства того, что при размещении и эксплуатации в 2016 году летнего зала использовалось общее имущество жильцов названного дома, в материалах дела не имеется. Обращает внимание на то, что в настоящее время Постановление №73-п от 17 февраля 2016 года утратило силу.

Прокурор Малышева О.П. в суде апелляционной инстанции в удовлетворении жалобы просила отказать.

Представитель административного ответчика администрации г. Челябинска, заинтересованное лицо ИП Фишер М.Г. , его представитель Ряполова О.А. в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КА С РФ суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации г. Челябинска № 73-п от 17 февраля 2016 года утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска (далее - Схема). Данное постановление опубликованно 20 февраля 2016 года на официальном сайте администрации


4

г.Челябинска, в газете «Вечерний Челябинск» 26 февраля 2016 года №15 (л.д.28,139-162).

Данным постановлением в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального района г. Челябинска под №127 включен летний зал кафе «Венская кофейня» по проспекту Ленина, 63, г. Челябинска, расположенный на части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (л.д.143).

Нежилое помещение №6 площадью 134,2 кв.м, по указанному адресу принадлежит ООО Предприятие «Престиж», которое на основании договора аренды от 24 февраля 2012 года предоставило указанное нежилое помещение ИП Фишеру М.Г. (л.д.63-74).

Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска на основании договора сезонного предприятия без предоставления в аренду земельного участка от 06 июня 2016 № 012-СП-2016 ИП Фишеру М.Г. предоставлено право на размещение объекта сезонного функционирования (предприятия общественного питания) -летнего зала кафе «Венская кофейня» площадью 57 кв.м, по вышеуказанному адресу на срок с 01 мая 2016 года по 01 октября 2016 года. В соответствии с пунктом 2.4.1 названного договора, ИП Фишер М.Г. обязан разместить на земельном участке Объект в соответствии с характеристиками, установленными пунктом 1.2 настоящего Договора и эскизным (дизайн-проектом), являющимся приложением № 1 к настоящему Договору, и требованиями действующего законодательства Российской Федерации (л.д.90-95).

Здание по пр. Ленина, 63 является частью выявленного объекта культурного наследия «Городок чекистов» - комплекс зданий, расположенных в г. Челябинске что подтверждается приказом Министерства культуры Челябинской области об утверждении перечня выявленных объектов культурного наследия от 14 апреля 2016 года (л.д.99-104).

Деятельность по организации услуг общественного питания в кофейне по вышеуказанному адресу осуществляет ИП Фишер М.Г.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установив, что решение о предоставлении ИП Фишеру М.Г. права на размещение летнего зала принято без учета требований Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», расположение временного строения вплотную к лицевому фасаду здания со стороны проспекта Ленина препятствует визуальному восприятию объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, при этом размещение конструкций летнего зала, примыкающих вплотную к фасаду дома, произведено в отсутствие согласия собственников помещений многоквартирного дома, пришел к выводу о том, что постановление администрации г.Челябинска №73-п от 17 февраля 2016 года в части включения летнего зала кафе «Венская кофейня» по проспекту Ленина, 63, г. Челябинска в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории


5

Центрального района г. Челябинска под №127 не соответствует требованиям законодательства, в связи с чем подлежит отмене. При этом суд возложил на администрацию г.Челябинска обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать нормативный правовой акт, принятый во исполнение настоящего решения суда, на официальном сайте администрации г. Челябинска и в газете «Вечерний Челябинск».

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на доступ к культурным ценностям и обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.ч.2,3 ст.44).

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона №73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.

Статьей 47.3 названного закона установлены требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

В границах территории объекта культурного наследия: на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (ст. 5.1 данного закона).

Статьей 36 названного Федерального закона предусмотрены меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.

Постановлением администрации г. Челябинска 24 июня 2015 года №


6

119-п утверждено Положение о порядке размещения предприятий общественного питания и объектов развлекательных аттракционов сезонного функционирования на территории города Челябинска (далее- Положение).

Согласно пункту 2 Положения размещение сезонных предприятий на территории города Челябинска в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" осуществляется исключительно в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска (далее - Схема) с учетом необходимости обеспечения доступности сезонных услуг общественного питания и объектов развлекательных аттракционов для населения города Челябинска.

В силу пункта 8 названного Положения, местонахождение летнего зала не должно нарушать сложившуюся эстетическую среду, архитектурный облик города.

Доводы жалобы о том, что размещение летнего зала (как самостоятельного объекта, состоящего из легких временных конструкций) не предполагает его примыкание к стационарному объекту общественного питания, установки системы вентиляции, иных приспособлений к недвижимому имуществу, тем самым повреждение, разрушение изменение облика объекта культурного наследия невозможно, об отсутствии в материалах дела документов, подтверждающих нахождение летнего зала на территории объекта культурного наследия «Городок чекистов» являются необоснованными.

26 мая 2016 года заместителем Губернатора Челябинской области в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций дан ответ на запрос о предоставлении информации по вопросу, содержащемуся в обращении Куминой И.В. Из содержания данного ответа усматривается, что в 2015 году Министерство культуры Челябинской области отказало ИП Фишеру М.Г. в согласовании размещения летнего кафе «Венская кофейня» в связи с тем, что границы участка под его размещение граничат со зданием по проспекту Ленина, д.63, являющегося частью выявленного объекта культурного наследия «Городок чекистов». Также указано, что размещение (установка) и эксплуатация временного нестационарного объекта ИП Фишера М.Г. «Венская кофейня» по указанному адресу согласованы на Комиссии от 28 апреля 2016 года (л.д.77-79).

Из ответа КУИиЗО г. Челябинска Министру культуры Челябинской области от 23 мая 2016 года следует, что специалистами комитета в ходе визуального обследования установлено, что на земельном участке у дома №63 по пр. Ленина расположен летний зал кафе «Coffeeshop Сошрапу», который примыкает к фасаду д. 63 по пр. Ленина в г. Челябинске со стороны пр. Ленина (л.д.82).

03 июня 2016 года комиссией в составе представителей прокуратуры Центрального района г. Челябинска, КУИиЗО г. Челябинска проведено обследование земельного участка по адресу г. Челябинск, пр. Ленина, д.63, в


7

результате которого выявлено, что на земельном участке расположен летний зал кафе «Coffeeshop Сотрапу», который примыкает к фасаду д. 63 со стороны пр. Ленина, площадь участка под летним залом составляет 656 кв.м. данные обстоятельства подтверждаются актом обследования земельного участка (л.д.105).

Исходя из изложенного выше судебная коллегия находит правильными выводы суда о том, что летний зал кафе «Венская кофейня», расположенный по пр. Ленина, 63 в г. Челябинске, в нарушение закона включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, утвержденную Постановлением администрации города Челябинска от 17 февраля 2016 года № 73-п, следовательно требования прокурора г. Челябинска о признании не действующим данного постановления в части включения летнего зала кафе «Венская кофейня» по проспекту Ленина, д.63 г.Челябинска в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального района г.Челябинска под №127 правомерно удовлетворены судом.

Вопреки доводам апелляционной жалобы 28 апреля 2016 года Комиссией по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории г. Челябинска было принято решение о согласовании размещения летнего зала (кафе «Венская кофейня») именно по адресу: пр. Ленина, 63 в г. Челябинске, а не по адресу пр. Ленина, д.64 как на то ссылается податель жалобы.

То обстоятельство, что данным решением предполагалось лишь размещение летнего зала, а не его возведение, в данном случае правового значения не имеет, поскольку доказательствами, имеющимися в материалах дела подтверждается примыкание к фасаду д. 63 со стороны пр. Ленина летнего зала кафе «Венская кофейня», соответственно его включение в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска, утвержденную Постановлением Администрации города Челябинска от 17 февраля 2016 года № 73-п не может быть признано обоснованным.

Несогласие с указанием в оспариваемом судебном акте на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 22 октября 2015 года, со ссылкой на то, что заинтересованное лицо ИП Фишер М.Г. обратился в администрацию г. Челябинска за согласованием размещения летнего зала после принятия данного решения суда, включение данного объекта в схему временных нестационарных объектов и рекомендация его размещения были произведены также после принятия данного решения, основанием для отмены либо изменения решения суда не является.

Данным решением запрещено при монтаже и эксплуатации временного стационарного сооружения-павильона летнего кафе «Венская кофейня» использование общего имущества собственников помещений жилого многоквартирного дома 63 по пр. Ленина в г. Челябинске без их согласия (л.д. 86-89).


8

Таким образом, как верно указано судом, включение в Схему летнего зала кафе «Венская кофейня» по проспекту Ленина, 63, г. Челябинска нарушает как право неопределенного круга лиц жителей и гостей г. Челябинска на доступ к культурным и историческим ценностям города, так и права собственников помещений в многоквартирном доме.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда в силу ст. 310 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 306, 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Челябинска от 27 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Челябинска - без удовлетворения.