ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № ГА-003790-02/17 от 18.05.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № Па- 5713/2017

Судья Гладких Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 мая 2017 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судьи Загайновой А.Ф.,

судей Аганиной Т.А., Шигаповой СВ.

при секретаре Лысяковой Т.С рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общественной организации Территориальная организация самоуправления «Микрорайон «Родной» на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 20 февраля 2017 года по административному исковому заявлению общественной организации Территориальная организация самоуправления «Микрорайон «Родной» к прокуратуре Сосновского района Челябинской области, прокуратуре Челябинской области об отмене представления,

заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах

дела,

установила:

Общественная организация Территориальная организация самоуправления «Микрорайон «Родной» (далее - ОО ТОС «Микрорайон «Родной») обратилась в суд с административным иском об отмене представления прокурора Сосновского района Челябинской области в части требования об изменении Устава ОО ТОС «Микрорайон «Родной».

В обоснование иска указано, что 24 октября 2016 года прокуратурой Сосновского района Челябинской области вынесено представление № 69-2016, в котором, в том числе содержится требование о приведении в соответствие с требованиями законодательства Устава ОО ТОС «Микрорайон «Родной» путем исключения из него положения об обязательности единовременного вступительного взноса в размере **** рублей и ежемесячного вступительного взноса в размере **** рублей за сотку со сроком уплаты до 10 числа каждого месяца. Находят необоснованным вывод в представлении об обязательности данного решения конференции для всех граждан. Исходя из абзаца 4 пункта 4.6 Устава ОО ТОС «Микрорайон «Родной», на который сделана ссылка в представлении, решения конференции обязательны только для членов ОО ТОС «Микрорайон «Родной». К тому же, указывают, что возможность сбора денежных средств для осуществления уставных целей предусмотрена положениями пункта 2 статьи 123.6 Гражданского


2

кодекса РФ и статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления».

Представители ОО ТОС «Микрорайон «Родной» Воробьев А.В., Припутина Г.А. в судебном заседании административный иск поддержали.

Представитель административных ответчиков - прокуратуры Сосновского района Челябинской области и прокуратуры Челябинской области - помощник прокурора Сосновского района Челябинской области Пудова С.А. в судебном заседании административный иск не признала.

Решением суда в удовлетворении требований ОО ТОС «Микрорайон «Родной» отказано.

В апелляционной жалобе ОО ТОС «Микрорайон «Родной» просит отменить решение, указывая, что решение суда не соответствует требованиям закона, не дана правовая оценка действиям прокурора и самому представлению. Выводы суда не мотивированы и ничем необоснованны. Сам предмет спора не исследован.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора прокуратуры Челябинской области Соколову Н.Ф., представителя ОО ТОС «Микрорайон «Родной» Воробьева А.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

На основании пункта 1 статьи 21 указанного Федерального закона при реализации возложенных функций прокурор вправе проверять соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами


3

военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В пункте 3 статьи 22 Федерального Закона № 2202-1 указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из материалов дела следует, что в адрес прокурора Сосновского района Челябинской области поступили заявления жителей и собственников земельных участков микрорайона «Родной» Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области П.С.Х., М.С.Н., С.С.Б. с просьбой провести проверку законности создания ОО ТОС «Микрорайон «Родной», его учредительных документов, протоколов собраний, заседаний, принять меры к устранению нарушений норм действующего законодательства и их прав.

По результатам проверки указанных обращений прокуратурой Сосновского района 24 октября 2016 года в адрес председателя ОО ТОС «Микрорайон «Родной» вынесено представление № 69-2016, в котором выставлены следующие требования: обеспечить беспрепятственный проезд всем жителям и посетителям (на всех видах транспорта) (пункт 2); привести в соответствие с требованиями законодательства Устав ОО ТОС «Микрорайон «Родной», исключив положение об обязательности единовременного вступительного взноса в размере **** рублей и ежемесячного обязательного платежа в размере **** рублей за сотку, со сроком оплаты до 10 числа каждого месяца (пункт 3); решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц (пункт 4).

В обоснование представления указано на то, что решением общего собрания жителей микрорайона «Родной» Кременкульского


4

сельского поселения от 22 февраля 2015 года установлены обязательные платежи: единовременный вступительный взнос в размере **** рублей и обязательный платеж в размере **** рублей за сотку со сроком оплаты до 10 числа каждого месяца. Пунктами 2.3 и 4.5 Правил проживания (пребывания) и внутреннего распорядка на территории ТОС «Микрорайон «Родной» установлено, что при задолженности по оплате собственником (арендатором) членских взносов сроком 3 и более месяцев ограничивается проезд на земельные участки должников грузотехники, гостевого транспорта, оформление (переоформление) транспортных, временных и разовых пропусков для подрядчиков. Указано, что в силу статьи 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность граждан - жителей микрорайона внесения соответствующих взносов противоречит принципу организации территориального общественного самоуправления как юридического лица, созданного путем самоорганизации граждан на добровольной основе самостоятельно и под свою ответственность. Кроме того, ТОС, являясь некоммерческой организацией, правом на издание актов, затрагивающих права неопределенного круга лиц, не наделено. Также со ссылкой на пункт 1 статьи 28, пункт 8 статьи 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» указано на наличие у пользователей автомобильных дорог права свободно и бесплатно осуществлять проезд.

Указанное представление было рассмотрено ОО ТОС «Микрорайон «Родной» и 29 ноября 2016 года в прокуратуру Сосновского района Челябинской области направлен ответ № 12-186 в-2016, в котором ОО ТОС «Микрорайон «Родной» не согласился с выводами прокуратуры и указал, что положениями пункта 2 статьи 123.6 ГК РФ и статьи 27 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» предусмотрена возможность сбора денежных средств для осуществления уставных целей, решение об обязательности единовременного вступительного взноса и ежемесячного обязательного платежа принято коллегиально. Актов, затрагивающих права неопределенного круга лиц, общественная организация не издает, все принимаемые документы касаются вопросов местного значения и действуют только на территории ТОС.

Административный истец оспаривает только пункт 3 представления - «привести в соответствие с требованиями законодательства Устав ОО ТОС «Микрорайон «Родной», исключив положение об обязательности единовременного вступительного взноса в размере **** рублей и ежемесячного обязательного платежа в размере **** рублей за сотку, со сроком оплаты до 10 числа каждого месяца»


5

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представление вынесено в пределах полномочий прокурора и прав ОО ТОС «Микрорайон Родной» не нарушает. Представление это не имеет абсолютного характера и не обладает силой принудительного исполнения. Кроме того, оно рассмотрено общественной организацией, на него в установленный срок дан ответ, что, по мнению суда, свидетельствует об отсутствии негативных последствий для него. Законность самого представления суд не проверил.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не соглашается в виду следующего.

По смыслу вышеприведенных правовых норм, представление прокурора - это акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранить нарушения закона, их причины и способствующие им условия. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона. В связи с чем, такое представление должно быть законным, обоснованным и исполнимым.

Прокурор, требуя в представлении привести в соответствие с требованиями законодательства Устав ОО ТОС «Микрорайон «Родной» путем исключения из него положения об обязательности единовременного вступительного взноса в размере **** рублей и ежемесячного обязательного платежа в размере **** рублей за сотку, со сроком оплаты до 10 числа каждого месяца (пункт 3), не учел, что Устав общественной организации таких положений не содержит. Прокурором не приведен и пункт Устава, в который нужно внести соответствующие изменения.

Поскольку Устав не содержит указанных прокурором положений, то возможность исключить их из Устава не представляется возможным, нет предмета спора. Представление прокурора в оспариваемой части явно неисполнимо.

Проверяя законность представления прокурора, указанные обстоятельства суд первой инстанции оставил без внимания.

Факт рассмотрения данного представления общественной организацией не препятствует ей в обжаловании представления в судебном порядке. Кроме того, дача ответа на представление не означает его исполнение. С выводами суда о том, что ответ дан, исполнения не требуется, нарушения прав истца не допущено, судебная коллегия согласится не может.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30, 33 Закона о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Лицо,


6

которому адресовано представление, не может по своему усмотрению отказаться от его исполнения, поскольку не только Закон о прокуратуре устанавливает обязательный характер выносимых прокурором представлений, но и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 17.7) предусматривает административную ответственность за неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий. Закон о прокуратуре не содержит каких-либо положений, свидетельствующих о том, что представление прокурора направлено на его добровольное исполнение, либо имеется возможность ограничится письменным ответом.

Таким образом, на административном истце лежит обязанность исполнения представления прокурора, которое фактически неисполнимо.

В связи с чем, ОО Территориальная организация самоуправления «Микрорайон «Родной» считает, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, что побудило организацию обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, лежит на прокуроре. Предусмотренной законом обязанности доказывания прокурор не выполнил. Данное требование не соответствует приведенным положениям Закона о прокуратуре.

Таким образом, совокупность условий, предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизодства РФ, необходимых для удовлетворения требований, по делу имеется, в связи с чем решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда

определила:

решение Сосновского районного суда Челябинской области от 20 февраля 2017 года отменить. Принять новое решение. Административный иск общественной организации Территориальная организация самоуправления «Микрорайон «Родной» удовлетворить. Признать незаконным пункт 3 представления прокурора Сосновского района Челябинской области от 24 октября 2016 года в адрес председателя Общественной организации Территориальная


7

организация самоуправления «Микрорайон «Родной» в части требования привести в соответствии с требованиями Устава ОО ТОС «Микрорайон «Родной» путем исключения положения об обязательности единовременного вступительного взноса в размере **** рублей и ежемесячного вступительного взноса в размере **** рублей за сотку со сроком уплаты до 10 числа каждого месяца.

Председательствующий

Судьи