ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № ГА-007673-03/15 от 27.10.2015 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело№ 11 а-12825/2015

                  Судья: Юсупов В.А.

                      АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        27 октября 2015       года        г. Челябинск

        Судебная коллегия по       административным делам Челябинского областного суда в составе:

        председательствующего: Смолина       А.А.,

        судей: Шигаповой СВ.,       Зариповой Ю.С.,

        при секретаре: Бурцеве       П.А.,

        рассмотрев в открытом судебном       заседании в зале суда административное дело по апелляционным жалобам       Кулжонова А.А., Управления федеральной миграционной службы по       Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска       от 18 мая 2015 года по заявлению Кулжонова А.А. об оспаривании решения       Управления федеральной миграционной службы по Челябинской области,       возложении обязанности,

        заслушав доклад судьи Смолина       А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, выслушав       участников процесса, исследовав материалы дела, судебная       коллегия

        установила:

        Кулжонов А.А. обратился в суд с       административным исковым заявлением, с учетом изменений, о признании       отказа Управления федеральной миграционной службы по Челябинской области       (далее- УФМС по Челябинской области) в предоставлении квоты бескомиссионно       незаконным, возложении на УФМС России по Челябинской области обязанности       выдать ему квоту на разрешение на временное проживание на территории       Российской Федерации бескомиссионно.

        В обоснование требований указано       на то, что 19 ноября 2014 года УФМС России по Челябинской области было       отказано Кулжонову А.А. в предоставлении квоты на выдачу разрешения на       временное проживание на территории Российской Федерации, поскольку       последняя была исчерпана. 13 января 2015 года Кулжонов А.А. вновь       обратился с заявлением о предоставлении квоты. Ответом УФМС России по       Челябинской области заявителю было сообщено, что квоты выдаются комиссией       ФМС по Челябинской области, при условии сдачи экзамена по русскому языку и       истории. Считает данный отказ незаконным, поскольку прибыл на территорию       РФ в ноябре 2014 года и обратился с заявлением о предоставлении квоты до       внесения изменения в законодательство и вправе получить квоту       бескомиссионно.

        Административный истец Кулжонов       А.А., его представитель Кучуков А.Г. в судебном заседании заявленные       требования поддержали.

                      Представитель заинтересованного       лица УФМС по Челябинской области Кизима И.А. в судебном заседании       заявленные требования не признала.

        Решением суда заявление Кулжонова       А.А. удовлетворено частично. Возложена на УФМС России по Челябинской       области обязанность выдать Кулжонову А.А. разрешение на временное       проживание в Российской Федерации. В остальной части в удовлетворении       заявления отказано.

        Не согласившись с решением суда,       Кулжонов А.А. обратился в Челябинский областной суд с апелляционной       жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое. В       обоснование доводов жалобы указывает, что в решение суда неверно изложены       сведения о явке сторон в судебное заседание, в частности указано об       отсутствии заявителя в судебном заседании, вместе с тем явка последнего и       его представителя для участия в судебном заседании была обеспечена.       Обращает внимание на наличие в решении суда текста указывающего на       обстоятельства, не имеющие отношения к рассматриваемому делу. Считает, что       возложив на миграционный орган обязанность выделить ему квоту комиссионно,       суд вышел за рамки заявленных требований, поскольку он просил признать       незаконным отказ в выдаче квоты бескомиссионно, требование о выдаче квоты       комиссионно Кулжонов А.А. не заявлял. Выражает несогласие с выводами суда       о том, что первоначальный отказ в выдаче квоты не понес для него правовых       последствий, поскольку из-за невыдачи квоты Кулжонов А.А. вынужден был       оплатить налог на получение патента и ежемесячно оплачивает фиксированный       налог.

        В апелляционной жалобе УФМС       России по Челябинской области просить решение суда в части возложения на       УФМС России по Челябинской области обязанности выдать разрешение на       временное проживание Кулжонову А.А. отменить, поскольку указанное       требование Кулжоновым А.А. не заявлялось. Обращает внимание на то, что на       момент вынесения судом решения, заявление Кулжонова А.А. о выдаче       разрешения на временное проживание, поступившее в УФМС России по       Челябинской области 14 мая 2015 года находилось на рассмотрении и       какое-либо решение по данному заявлению миграционным органом принято не       было, поскольку срок предоставления государственной услуги по заявлению       иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не       требующем получения визы, составляет 60 суток со дня принятия заявления. В       связи с чем УФМС России по Челябинской области в выдаче разрешения на       временное проживание Кулжонову А.А. отказано не было.

        В судебном заседании       апелляционной инстанции представитель административного ответчика УФМС       России по Челябинской области Кизима И.А. доводы апелляционной жалобы       поддержала, в удовлетворении требований жалобы Кулжонова А.А. просила       отказать.

                      2

                      Административный истец Кулжонов       А.А., его представитель Кучуков А.Г. в судебном заседании апелляционной       инстанции просили жалобу удовлетворить, в жалобе административного       ответчика УФМС России по Челябинской области просили отказать.

        Выслушав участников процесса,       изучив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность       решения суда первой инстанции, исследовав материалы дела, судебная       коллегия приходит к следующему.

        В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС       РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями       об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной       власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации,       наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями       (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей,       экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или       муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные       государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что       нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы       препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных       интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.       Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд       или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица,       наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в       вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в       порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры       урегулирования споров.

        В соответствии со ст.6       Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении       иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное       проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты,       утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено       настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное       проживание составляет три года (ч.1).

        Квота на выдачу иностранным       гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается       Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов       государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом       демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и       возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан       (ч.2).

        Распоряжением Правительства       Российской Федерации № 2275-р от 14 ноября 2014 года на 2015 год на       Челябинскую область распределено 2000 квот на выдачу разрешений на       временное проживание.

        Как установлено судом и следует       из материалов дела, 19 ноября 2014 года УФМС России по Челябинской области       в адрес Кулжонова А.А.

                      3

                      направлено сообщение о том, что       прием документов для оформления разрешения на временное проживание с       учетом квоты не осуществляется, так как она исчерпана. Разъяснено, что       информация о распределении квот на 2015 год будет размещена на официальном       сайте УФМС России по Челябинской области (л.д.15).

        14 января 2015 года Кулжонов А.А.       обратился в ОДиР УФМС России по Челябинской области с заявлением на       получение квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской       Федерации (л.д. 18).

        20 января 2015 года УФМС России       по Челябинской области в адрес Кулжонова А.А. направлено сообщение о       рассмотрении его заявления по вопросу выделения квоты на выдачу разрешения       на временное проживание. Разъяснено, что решение о выделении квоты на       выдачу разрешения на временное проживание принимается Комиссией. Также       сообщено время и место проведения заседания Комиссии и перечень       документов, которые необходимо иметь при себе при обращении в комиссию по       распределению квоты на выдачу разрешения на временное проживание. Также       разъяснено, что после решения комиссии о выделении квоты иностранному       гражданину необходимо обратиться с пакетом документов на оформление       разрешения на временное проживание (л.д. 19).

        14 мая 2015 года Кулжоновым А.А.       получена квота на выдачу разрешения на временное проживание.

        Разрешая заявленные Кулжоновым       А.А. требования о признании отказа УФМС России по Челябинской области в       выдаче квоты в бескомиссионнном порядке, исходя из того, что       первоначальная невыдача квоты не понесла для Кулжонова А.А. правовых       последствий, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении       требований.

        Указом Президента РФ от 19 июля       2004 года № 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы" полномочиями по       организации выдачи иностранным гражданам разрешений на временное       проживание в Российской Федерации наделена Федеральная миграционная служба       (ФМС России).

        Порядок выдачи разрешения на       временное проживание и перечень документов, подлежащих представлению       одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание,       предусматриваются Административным регламентом по предоставлению       Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче       иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное       проживание в Российской Федерации (далее - Административный       регламент).

        В соответствии с пунктом 13       Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 22       апреля 2013 года № 214, действующего с 21 марта 2014 года, государственная       услуга непосредственно предоставляется территориальными органами ФМС       России и их структурными подразделениями.

                      4

                      На основании указания ФМС России       от 23 июля 2014 года №КР-1/2/2-2879 дсп «О квоте на выдачу разрешения на       временное проживание на 2014 год», а также в целях обеспечения       миграционной безопасности в Челябинской области, исключения коррупционных       факторов, справедливого и равномерного использования установленной для       Челябинской области квоты на выдачу разрешений на временное проживание в       Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 2 ст. 6       Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении       иностранных граждан в Российской Федерации» приказом № 103 от 07 августа       2014 года утвержден состав комиссии УМФС России по Челябинской области по       распределению установленной для Челябинской области квоты на выдачу       разрешений на временное проживание в Российской Федерации (л.д.       16-17).

        Согласно абз. 7 п. 37       Административного регламента заявление и документы для оформления       разрешения на временное проживание в Российской Федерации не принимаются,       если исчерпана квота, утвержденная Правительством Российской Федерации для       соответствующего субъекта Российской Федерации.

        Анализ вышеуказанных правовых       норм позволяет сделать вывод о том, что исчерпание квоты является       основанием для отказа в приеме заявления и документов для оформления       разрешения на временное проживание в Российской Федерации, при этом       действующее законодательство не предусматривает самостоятельную       возможность распределения самой квоты.

        Учитывая, что на момент обращения       Кулжонова А.А. в УФМС России по Челябинской области в ноябре 2014 года       квота на выдачу разрешений на временное проживание в Российской Федерации       на 2014 год была исчерпана, а рассмотрение заявлений о выдаче квот на       выдачу разрешения на временное проживание в комиссионном порядке УФМС       России по Челябинской области установлено в соответствии с приказом № 103       от 07 августа 2014 года, то есть действующим на момент обращения Кулжонова       А.А. с заявлением о выдаче квоты, судебная коллегия приходит к выводу об       отсутствии оснований для признания незаконным отказа УФМС России по       Челябинской области в предоставлении Кулжонову А.А. квоты на выдачу       разрешения на временное проживание в бескомиссионном порядке.

        Вместе с тем судебная коллегия не       может согласиться с выводом суда о наличии оснований для возложения на       УФМС России по Челябинской области обязанность выдать Кулжонову А.А.       разрешение на временное проживание в Российской Федераций.

        Согласно ч.1 ст. 178 КАС РФ суд       принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд       может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного       искового заявления или приведенных административным истцом оснований и       доводов) в случаях, предусмотренных настоящим     Кодексом.

                      5

                      Как следует из материалов дела,       административный истец Кулжонов А.А., обратился в суд с административным       исковым заявлением о признании отказа УФМС по Челябинской области в       предоставлении квоты бескомиссионно незаконным, возложении на УФМС России       по Челябинской области обязанности выдать ему квоту на разрешение на       временное проживание на территории Российской Федерации       бескомиссионно.

        Иных требований, рассмотренных и       удовлетворенных судом первой инстанции, административным истцом не       заявлялось.

        Исходя из того, что Кулжонов А.А.       проживает на территории РФ со своим отцом, являющимся гражданином РФ,       получил патент на работу и квоту на выдачу разрешения на временное       проживание в РФ, суд пришел к выводу о возложения на УФМС России по       Челябинской области обязанность выдать Кулжонову А.А. разрешение на       временное проживание в Российской Федераций.

        Однако судом не учтено, что       получение квоты на выдачу разрешения на временное проживание не       свидетельствует о наличии безусловных оснований для выдачи разрешения на       временное проживание.

        Так, общий срок предоставления       государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без       гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации       составляет шесть месяцев со дня принятия заявления.

        Срок предоставления       государственной услуги по заявлению иностранного гражданина, прибывшего в       Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, составляет       шестьдесят суток со дня принятия заявления (п. 17 Административного       регламента).

        Результатом предоставления       государственной услуги являются: выдача иностранному гражданину разрешения       (принятие решения о выдаче разрешения, направление иностранному гражданину       уведомления о принятом решении, оформление и выдача иностранному       гражданину разрешения); отказ в выдаче иностранному гражданину разрешения       (принятие решения об отказе в выдаче разрешения, направление иностранному       гражданину уведомления о принятом решении или выдача иностранному       гражданину уведомления об отказе в выдаче разрешения) (п. 16).

        Для получения разрешения       иностранный гражданин подает в территориальный орган ФМС России по месту       предполагаемого проживания либо в дипломатическое представительство или       консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего       проживания документы, необходимые в соответствии с нормативными правовыми       актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются       необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги,       подлежащих представлению заявителем, способы их       получения

                      6

                      заявителем, в том числе в       электронной форме, исчерпывающий перечень которых и порядок их       представления предусмотрены п. 19 Административного       регламента.

        В п. 53 Административного       регламента установлено, что предоставление государственной услуги включает       в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация       заявления; рассмотрение заявления; формирование и направление       межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в       предоставлении государственной услуги; принятие решения по результатам       рассмотрения заявления; направление уведомления о принятом решении;       осуществление административных процедур при подаче заявления в электронной       форме; оформление и выдача разрешения; оформление разрешения при утрате       или обмене документа, удостоверяющего личность, при изменении персональных       данных владельца разрешения.

        Согласно п. 54 Административного       регламента основанием для начала предоставления государственной услуги       является подача заявления на бумажном носителе непосредственно в       территориальный орган ФМС России либо в дипломатическое представительство       или консульское учреждение Российской Федерации в двух экземплярах на       бланках установленной формы (приложения N 3 или N 4 к Административному       регламенту) с приложением всех необходимых документов либо в электронной       форме с использованием единого портала в порядке, установленном       подразделом "Осуществление административных процедур при подаче заявления       в электронной форме" настоящего раздела.

        Пункт 34 Административного       регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме       документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а       именно: если нарушены требования к форме и содержанию заявления; при       наличии фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных;       если отсутствуют документы, представление которых предусмотрено       Административным регламентом, за исключением подачи заявления в       электронной форме с использованием единого портала; если представленные       документы не соответствуют установленным законодательством Российской       Федерации требованиям; если иностранный гражданин удостоверяет свою       личность документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной       деятельностью, в том числе паспортом моряка, или документом, срок действия       которого менее 6 месяцев, или недействительным документом; если исчерпана       квота, утвержденная Правительством Российской Федерации для       соответствующего субъекта Российской Федерации; если заявитель находится       на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка       пребывания (проживания); если иностранный гражданин, прибывший в       Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не предъявил       документ, удостоверяющий личность, и

                      7

                      отсутствует информация об уплате       им государственной пошлины за выдачу разрешения.

        Учитывая, что после получения       квоты на выдачу разрешения на временное проживание иностранному гражданину       необходимо обратиться в миграционный орган с заявлением о выдаче       разрешения на временное проживание, получение Кулжоновым А.А. квоты на       выдачу разрешения на временное проживание лишь 14 мая 2015 года,       отсутствие в материалах дела сведений об обращении Кулжонова А.А. в       миграционный орган с документами для оформления разрешения на временное       проживание, доказательств отказа УФМС России по Челябинской области в       выдаче Кулжонову А.А. разрешения на временное проживание, исходя из того,       что в данном случае суд не может подменять государственные органы,       наделенные соответствующими полномочиями в сфере миграционного контроля,       поскольку материалы дела не содержат необходимой информации, не       препятствующей в выдаче Кулжонову А.А. разрешения на временное проживание,       судебная коллегия считает, что возложение на миграционный орган       обязанности по выдаче Кулжонову А.А. разрешения на временное проживание       является не обоснованным.

        Таким образом, допущенные судом       первой инстанции нарушения, в том числе и норм процессуального права,       привели к принятию неправильного решения в части возложения на УФМС России       по Челябинской области обязанность выдать Кулжонову А.А. разрешение на       временное проживание в Российской Федераций, которое в данной части       подлежит отмене.

        Доводы апелляционной жалобы УФМС       России по Челябинской области являются обоснованными.

        Указание в решении суда сведений       о явке сторон в судебное заседание, противоречащих действительности, в       частности указание на отсутствие заявителя в судебном заседании, тогда как       явка последнего и его представителя для участия в судебном заседании была       обеспечена, что подтверждается протоколом судебного заседания, а также       наличие в оспариваемом решении суда текста, по мнению Кулжонова А.А. не       имеющего отношения к рассматриваемому делу, судебной коллегий признаются       несостоятельными, так как несоответствующие действительности сведения о       явке сторон в судебное заседание, а также наличие текста в мотивировочной       части решения районного суда, в котором содержится информация, не       относящаяся к существу спора, являются описками, которые могут быть       исправлены судом в порядке ст. 184 КАС РФ.

        Доводы апелляционной жалобы       Кулжонова А.А. о том, что возложив на миграционный орган обязанность       выделить ему квоту комиссионно, суд вышел за рамки заявленных требований,       поскольку он просил признать незаконным отказ в выдаче квоты       бескомиссионно, поскольку требование о выдаче квоты комиссионно Кулжонов       А.А. не заявлял не могут быть

                      8

                      приняты во внимание судебной       коллегии, поскольку обязанность по выдаче административному истцу квоты на       выдачу разрешения на временное проживание районный суд на УФМС России по       Челябинской области не возлагал. Кроме того, как установлено судом и не       оспаривалось сторонами, квоту на выдачу разрешения на временное проживание       Кулжонов А.А. получил 14 мая 2015 года, то есть до вынесения судом       оспариваемого решения.

        То обстоятельство, что из-за       невыдачи квоты Кулжонов А.А. вынужден был оплатить налог на получение       патента и ежемесячно оплачивает фиксированный налог, правильные выводы       суда об отсутствии для Кулжонова А.А. правовых последствий в связи с       первоначальным отказом в выдаче квоты, не опровергают, поскольку на момент       первоначального обращения Кулжонова А.А. в УФМС России по Челябинской       области с заявлением на получение квоты на выдачу разрешения на временное       проживание данная квота была исчерпана, в связи с чем оснований для       принятия документов для оформления разрешения на временное проживание у       миграционного органа не имелось.

        Доводы апелляционной жалобы       Кулжонова А.А. по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной       судом оценкой обстоятельств дела. Оснований для иной оценки исследованных       судом доказательств судебная коллегия не усматривает.

        Руководствуясь ст.ст. 306, 307,       308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

        определила:

        Решение Центрального районного       суда г. Челябинска от 18 мая 2015 года в части возложения на Управление       федеральной миграционной службы по Челябинской области обязанность выдать       Кулжонову А.А.       разрешение на временное проживание в Российской Федерации       отменить.

        В остальной части решение       Центрального районного суда г. Челябинска от 18 мая 2015 года оставить без       изменения, апелляционную жалобу Кулжонова А.А. - без       удовлетворения.

                      9