ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № ГА-008231-02/15 от 29.09.2015 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело№ 11 а - 10212/2015

                  судья Челюк Д.Ю.

                      АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                      29 сентября 2015 года

                  город Челябинск

                      Судебная коллегия по       административным делам Челябинского областного суда в составе:       председательствующего судьи Загайновой А.Ф.,

        судей Смолина А.А., Зариповой       Ю.С.

        при секретаре Бурцеве П.А.,       рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по       апелляционной жалобе администрации города Магнитогорска Челябинской       области на решение Правобережного районного суда города Магнитогорска       Челябинской области от 16 июня 2015 года по административному исковому       заявлению Магнитогорского природоохранного прокурора в защиту прав и       интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию город       Магнитогорск Челябинской области о признании незаконным бездействия в       области лесного законодательства и возложении обязанности устранить       допущенные нарушения,

        заслушав доклад судьи Загайновой       А.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной       жалобы,

                      установила:

                      Магнитогорский природоохранный       прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного       круга лиц к Муниципальному образованию город Магнитогорск в лице       администрации города Магнитогорска о признании незаконным бездействия       администрации города Магнитогорска по разработке и утверждению       Лесохозяйственного регламента муниципальных лесов Магнитогорского       городского округа, ведению лесного реестра, разработке и утверждению       административного регламента по осуществлению муниципального лесного       контроля в отношении лесов, просил возложить обязанность на администрацию       города Магнитогорска разработать и утвердить лесохозяйственный регламент,       вести лесной реестр, разработать и утвердить административный регламент по       осуществлению муниципального лесного контроля в отношении лесов,       расположенных в границах муниципального образования «Город Магнитогорск» в       течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную       силу.

        В обоснование заявленных       требований указано, что в ходе проверки прокуратурой соблюдения       законодательства о режиме использования и охраны городских лесов на       территории города

                      Магнитогорска было установлено,       что на основании распоряжения Главы города Магнитогорска от 23 мая 2005       года администрация города приняла от ФГУ «Магнитогорский лесхоз» городские       леса, расположенные в зоне санитарной охраны II и III пояса       Мало-Кизильского водозабора на площади 913 Га, а также выявлены земельные       участки с кадастровыми номерами ****, ****, **** - земли населенных пунктов с       разрешенным использованием «для лесоразведения», общей площадью **** Га. Согласно письму Главного       управления лесами Челябинской области в государственном лесном реестре по       состоянию на 01 января 2013 года на территории Магнитогорского городского       округа числится **** Га лесных       земель, а лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден, в       Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним       отсутствуют записи о зарегистрированных правах на земельные участки с       кадастровыми номерами ****, ****, № ****. Комплекс работ по охране, защите и       воспроизводству лесов выполняется МБУ «Дорожное специализированное       учреждение города Магнитогорска» в рамках муниципального задания. В       2012-2014 годы из средств местного бюджета на финансирование работ по       текущему содержанию лесов выделены денежные средства, но указанные леса       юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не используются,       ставок платы за объем лесных ресурсов и древесины не установлено,       административный регламент, устанавливающий порядок осуществления       муниципального лесного контроля на территории городского округа не       разработан и не утвержден. Представление прокурора по результатам проверки       в 2013 года не было исполнено администрация города отказалась от       выполнения требований прокурора со ссылкой на отсутствие в черте города       лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Считает, что       уклонение администрации от выполнения обязанностей по отношению к       городским лесам создает угрозу потери леса, а оспариваемое бездействие       ведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую       среду.

        В судебном заседании       природоохранный прокурор города Магнитогорска Акманов P.P. поддержал       заявленные требования.

        Представитель администрации       города Магнитогорска ФИО1 возражала против заявленных требований,       поддержав доводы письменного возражения, согласно которому решениями       Магнитогорского городского собрания депутатов от 25 ноября 2014 года № 174       и № 1 - от 15 января 2015 года в Постановление Магнитогорского Городского       Собрания депутатов от 24 мая 2000 года № 428 «Об утверждении Генерального       плана города Магнитогорска»

        внесены изменения, земельные       участки № **** и **** исключены из границ       населенных пунктов и переведены в земли лесного фонда, следовательно,       находятся в федеральной собственности, оснований для выполнения       мероприятий, указанных прокурором, не усматривают.

        Представитель Главного Управления       лесами Челябинской области ФИО2 в судебном заседания участия не       принимала, просила в письменном отзыве иск прокурора       удовлетворить.

        Представители ТУ Росимущество в       Челябинской области, Правительство Челябинской области, Министерство       промышленности и природных ресурсов» участия в судебном заседании не       принимали.

        Суд постановил решение, которым       требования Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области       удовлетворил; признал незаконным бездействие администрации города       Магнитогорска по разработке и утверждению Лесохозяйственного регламента       муниципальных лесов Магнитогорского городского округа, осуществлению       муниципального лесного контроля в городских лесах округа; обязал       администрацию города Магнитогорска разработать и утвердить       лесохозяйственный регламент, вести лесной реестр, разработать и утвердить       административный регламент по осуществлению муниципального лесного       контроля в отношении лесов, расположенных в границах муниципального       образования «Город Магнитогорск» в течение восьми месяцев со дня       вступления решения суда в законную силу.

        Администрация города       Магнитогорска Челябинской области в апелляционной жалобе не согласна с       выводами суда первой инстанции о том, что решения Магнитогорского       городского собрания депутатов от 25 ноября 2014 года № 174 и от 15 января       2015 года № 1 в части исключения занятых городскими лесами земельных       участков с кадастровыми номерами ****, **** из границ населенного пункта города       Магнитогорска и перевода их из категории земель населенных пунктов в       категорию земель лесного фонда приняты в нарушение действующего       законодательства и влекут уменьшение площади городских лесов города       Магнитогорска. Считает, что указанные решения являются нормативно -       правовыми актами представительного органа местного самоуправления       Магнитогорского городского собрания депутатов, а не администрации города и       Главой 24 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрен иной       порядок их обжалования. Также считает, что, делая указанный вывод, суд       вышел за пределы исковых требований прокурора. Усматривает нарушение       статьи 35 Гражданского процессуального кодекса РФ, указывая, что       Магнитогорское

        городское собрание депутатов не       было привлечено к участию в деле. Считает, что суд неправильно применил       пункт 5 статьи 105 Лесного кодекса РФ, после внесения изменений в       генеральный план города Магнитогорска в границах муниципального       образования город Магнитогорск определено несколько категорий земель,       однако границы города не уменьшились, как не произошло и изменения границ       и площади земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, переведенных в земли лесного фонда.       Настаивает, что районным судом не применена норма, подлежащая применению,       а именно статья 8 Лесного кодекса РФ, согласно которой лесные участки в       составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.       Обращает внимание, что спорные земельные участки расположены в зоне       санитарной охраны II и III пояса Мало - Кизильского водозабора, в связи с       чем, указанные объекты расположены в зонах санитарной охраны источников       питьевого водоснабжения, где осуществляется определенный режим       использования земель, и являются федеральной собственностью в силу       действующего законодательства. Настаивает, что право муниципальной       собственности не возникло в отношении спорных лесов, а оснований для       оформления права муниципальной собственности на земельные участки, на       которых находятся леса, лесные участки и зеленые насаждения отсутствуют.       Указывает, что в резолютивной части решения на администрацию судом       возложена обязанность вести лесной реестр, что расценивает в качестве       превышения полномочий органа местного самоуправления в области       использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, учитывая положения       статей 83, 84, пункта 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, а       также Порядка ведения государственного лесного реестра, утвержденного       Приказом Рослесхоза от 30. мая 2011 года № 194. По тем же основаниям       полагает необоснованным возложение на администрацию обязанности по       разработке и утверждению административного регламента по осуществлению       муниципального лесного контроля.

        Прокурор подал возражения на       жалобу. Администрация города Магнитогорска письменно представила мнение на       возражения прокурора.

        Проверив законность и       обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса       административного судопроизводства РФ в полном объеме, доводы       апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим       выводам.

        Как следует из материалов дела,       распоряжением от 22 ноября 1993 года № 1581 Администрация города       Магнитогорска передала в

                      h

                      постоянное использование       Магнитогорскому лесхозу земельный участок, занятый лесонасаждением и       входящий в зону санитарной охраны 2 пояса Мало - Кизильского       водозабора.

        В соответствии с Распоряжением       Главы города Магнитогорска от 23 мая 2005 года в целях сохранности       зеленого фонда, руководствуясь статьями 10, 15 Лесного кодекса РФ, Уставом       города Магнитогорск, Федеральное государственное учреждение       «Магнитогорский лесхоз» передало муниципальному предприятию «Управлению       благоустройства г. Магнитогорска до определения процедуры оформления права       муниципальной собственности, регистрации права собственности и закрепления       за указанным предприятием в установленном законом порядке на временное       содержание и обслуживание городские леса, расположенные в зоне санитарной       охраны II и III пояса Мало - Кизильского водозабора на площади **** Га ( л. д. 12 т. 1).

        В тот же день «Лесхоз» передал, а       «Городской округ» принял на временное обслуживание городские леса,       расположенные в зоне санитарной охраны 2 и 3 пояса Мало - Кизильского       водозабора на площади ****       Га.

        Согласно письму заместителя       начальника Главного управления лесами Челябинской области от 15 февраля       2015 года по данным государственного лесного реестра на территории       Магнитогорского городского округа по состоянию на 01 января 2014 года       числилось **** Га лесных земель с       категорией «земли населенных пунктов, на которых расположены       леса».

        В ходе проверки прокуратурой       города были установлены также земельные участки: кадастровый номер **** площадью **** кв.м., кадастровый номер **** площадью **** кв.м., кадастровый номером **** площадью **** кв.м., находящиеся в составе земель - земли       населенных пунктов с разрешенным использованием «для лесоразведения» общей       площадью **** Га, государственная       собственность на данные лесные участки не разграничена.

        Таким образом, доводы ответчика       об отсутствии лесных участков на территории городского округа       несостоятельны.

        В силу частей 1,11 Градостроительного кодекса РФ в       результате градостроительного зонирования могут определяться жилые,       общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной       инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны       рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны       специального назначения, зоны

                      размещения военных объектов и       иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения       могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами,       скверами, парками, городскими садами и т.д.

        В соответствии со статьей 84       Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в       отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности,       отнесено владение, пользование, распоряжение такими лесными участками       (пункт 1 часть 1); органы местного самоуправления осуществляют разработку       и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков,       расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены       городские леса (часть 1.1).

        Обязанность органов местного       самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70       Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой органы местного       самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по       лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении       заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для       государственных и муниципальных нужд».

        В силу пункта 3 части 1 статьи 16       Закона № 131-ФЗ к полномочиям городского округа относится владение,       пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной       собственности городского округа.

        Частью 5 статьи 51 Закона №       131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления ведут реестры       муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным       Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной       власти.

        Порядок ведения органами местного       самоуправления реестров муниципального имущества, утвержден       Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 №       424.

        В соответствии с пунктом 12       Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от       12.12.2011 № 516, сведения об установленных границах земельных участков       вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с земельным       законодательством.

        В силу статьи 92 Лесного кодекса       РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в       соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ       «О

                      государственном кадастре       недвижимости». В соответствии подпунктами 12, 13, пункта 2 статьи 7       указанного закона в ГКН вносятся сведения о земельном участке, сведения о       лесах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного       участка, категория земель, к которой отнесен земельный       участок.

        В силу требований части 1, части       9 статьи 91 Лесного кодекса РФ органами местного самоуправления в пределах       их полномочий осуществляется ведение государственного лесного       реестра.

        В соответствии с пунктом 2 статьи       3.3 Федерального закона от 25.01.2001 года № 7-ФЗ «О введение в действие       Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная       собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного       самоуправления городского округа в отношении земельных участков,       расположенных на территории городского округа.

        Невыполнение обязанностей,       возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом от 10       января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Лесным кодексом РФ,       Федеральными законами «Об общих принципах организации местного       самоуправления в Российской Федерации» нарушает интересы Российской       Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и       естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к       невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального       контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер       пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечении лиц,       виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного       законодательства, к предусмотренной законом ответственности.

        Невыполнение указанных требований       лесного законодательства свидетельствует о ненадлежащем исполнении       администрацией Магнитогорского городского округа обязанности по владению,       пользованию муниципальным имуществом.

        На основании Решений       Магнитогорского городского собрания депутатов от 25 ноября 2014 года № 174       и от 15 января 2015 года № 1 в Постановление Магнитогорского городского       Собрания депутатов от 24 мая 2000 года № 428 «О ведении Генерального плана       г. Магнитогорска» внесены изменения, в том числе, земельные участки с       кадастровыми номерами **** и ****, исключены из границ населенных       пунктов и переведены в земли лесного фонда.

                      Доводы представителя ответчика, о       внесении сведений в ГКН о земельном участке с кадастровым № **** площадью **** кв.м., с установлением на него права       собственности Российской Федерации, суд обоснованно отверг как       несостоятельные, поскольку данных подтверждающих право собственности       Российской Федерации на данные объекты недвижимости не       представлено.

        Ответчиком не представлено       доказательств, что городские леса площадью **** Га являются федеральной собственностью       РФ.

        Суд дал оценку решениям       Магнитогорского городского собрания депутатов, признав их незаконными, и       отметил изменение границ лесопарковых, зеленых зон и городских лесов в       сторону уменьшения. Данные суждения суда первой инстанции судебная       коллегия считает необходимым исключить, поскольку к предмету спора       рассмотренный судом вопрос не относится.

        В остальной части решение суда       является законным и обоснованным. Суд правильно применил нормы       материального права. Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку       выводов суда и представленных доказательств, оснований к которой судебная       коллегия не усматривает, а также основаны на ошибочном толковании норм       материального права.

        Руководствуясь статьями 307, 308,       309, 310, 311 Кодекса       административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по       административным делам Челябинского областного суда

                      определила:

                      Решение Правобережного районного       суда города Магнитогорска Челябинской области от 16 июня 2015 года       изменить. Исключить из мотивировочной части решения суждения о       незаконности решений Магнитогорского городского собрания депутатов       Челябинской области от 25 ноября 2014 года № 174 и от 15 января 2015 года       - № 1.

        В остальной части решение суда       оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города       Магнитогорска Челябинской области - без     удовлетворения.

                      Председательствующий

                      Судьи