Дело № lla-11319/2017 | Судья Рунова Т.Д. | ||
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 11 сентября 2017 года город Челябинск Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Ишимова И.А. судей Шигаповой СВ., Аганиной Т.А., при секретаре Лысяковой Т.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Златоуста к администрации Златоустовского городского округа о признании недействующим нормативного правого акта по апелляционной жалобе администрации Златоустовского городского округа на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 22 июня 2017 года. Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., объяснения прокурора прокуратуры Челябинской области Малышевой О.П., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия установила: Прокурор г. Златоуста, действующий в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненных требований, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Златоустовского городского округа Челябинской области о признании постановления № 445-П от 24 ноября 2015 года «Об установлении платы за пользование жилым помещением (плата за наем) муниципального жилищного фонда Златоустовского городского округа» (в редакции постановлений № 143-П от 05 апреля 2016 года, № 515-П от 23 ноября 2016 года) недействующим с момента вступления в законную силу решения суда. Требования мотивированы тем, что приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 668/пр утверждены Методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Данными Методическими рекомендациями установлен иной порядок определения платы за наем жилого помещения, чем в оспариваемом постановлении, в связи с чем последнее не может являться законным и подлежит приведению в соответствии с действующим законодательством. | |||
1 | |||
Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 22 июня 2017 года требования прокурора г. Златоуста удовлетворены: постановление администрации Златоустовского городского округа от 24 ноября 2015 года № 445-П «Об установлении платы за пользование жилым помещением (плата за наем) муниципального жилищного фонда Златоустовского городского округа» (в редакции постановлений № 143-п от 05 апреля 2016 года, № 515-П от 23 ноября 2016 года) признано недействующим с момента вступления в законную силу решения суда. Также решением суда указано на необходимость публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления газете «Златоустовский рабочий». В апелляционной жалобе администрация Златоустовского городского округа просит решение суда отменить. В жалобе указывается на, что судом не принято во внимание, что в соответствии с вышеназванными Методическими рекомендациями для определения базового размера платы за наем жилого помещения необходимы данные о средней цене за 1 кв.м. на вторичном рынке жилья в муниципальном образовании, в котором находится жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, предоставляемое по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, то есть в Златоустовском городском округе. Данные сведения определяются по данным территориального отделения Федеральной службы государственной статистики. Между тем согласно ответу ЧелябинскСтата на запрос администрации информации о средних ценах на рынке жилья по городам и муниципальным образованиям, в том числе Златоустовскому городскому округу, не имеется. В связи с отсутствием необходимых данных для расчета платы за наем администрация, в случае вступления решения в законную силу, будет лишена возможности взимать плату за пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. Также обращается внимание, что в плату за пользование жилыми помещениями, взимаемую с нанимателей, включены расходы по содержанию и текущему ремонту многоквартирных жилых домов, в которых расположены помещения муниципального жилищного фонда, что в определенных случаях приведет к ускоренному износу жилищного фонда, соответственно, может повлечь возможность причинения гражданам вреда жизни и здоровью. В этой связи удовлетворение требований прокурора может привести к большему нарушению прав граждан, чем неправильный расчет платы за наем. Представитель административного ответчика администрации Златоустовского городского округа в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, в связи с чем судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. | ||
2 | ||
Заслушав прокурора прокуратуры Челябинской области, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему. Как следует из материалов дела, 24 ноября 2015 года администрацией Златоустовского городского округа принято постановление «Об установлении платы за пользование жилым помещением (плата за наем) муниципального жилищного фонда Златоустовского городского округа» № 445-П (л.д. 21-22), которое опубликовано в официальном печатном издании органа местного самоуправления газете «Златоустовский рабочий», выпуск № 135 (24477) от 03 декабря 2015 года (л.д. 23-24). Постановлениями администрации Златоустовского городского округа № 143-П от 05 апреля 2016 года, № 515-П от 23 ноября 2016 года в постановление администрации № 445-П от 24 ноября 2015 года внесены изменения (л.д. 27, 28). Оспариваемым постановлением администрации Златоустовского городского округа утверждены Порядок установления платы за пользование жилым помещением (платы за наем) муниципального жилищного фонда и Методика определения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) муниципального жилищного фонда Златоустовского городского округа. Приказом Минстроя России от 27 сентября 2016 года № 668/пр утверждены Методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Настоящий приказ вступил в силу с 1 января 2017 года. Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что вышеназванными Методическими указаниями установлен иной порядок определения размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, в связи с чем оспариваемое постановление администрации Златоустовского городского округа является недействующим. Судебная коллегия полагает такие выводы суда первой инстанции соответствующими установленным по делу обстоятельствам, имеющимся доказательствам и требованиям закона. Согласно ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (ч. 1). | ||
з | ||
На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. Исходя из п 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом в силу ч. 9 этой же статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт. Согласно утвержденному оспариваемым постановлением Порядку определения размера платы за наем размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения по формуле: Рпн = Спн х Бобщ, где Спн - ставка платы за наем; S общ - общая площадь жилого помещения. Согласно Методике, ставка платы за наем определяется по формуле: Спн = В х Кк х Кб х Км, где В - базовая ставка платы за пользование жилым помещением (платы за наем); Кк - коэффициент, учитывающий качество жилого помещения; Кб - коэффициент, учитывающий благоустройство жилого помещения; Км - коэффициент, учитывающий местоположение дома. Базовая ставка платы за пользование жилым помещением (платы за наем) муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и договорам найма жилого помещения определяется по формуле: В = КсхЦр/(Тх12), где Кс - коэффициент соответствия платы для нанимателей средней рыночной стоимости жилья; Цр - средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в Златоустовском городском округе; | ||
4 | ||
T - срок полезного использования здания (дома). Средняя рыночная стоимость жилья определяется на основании постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Челябинской области». В то же время согласно ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ (далее -ЖК РФ) плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. В силу ч. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Положения ч. 3 ст. 156 ЖК РФ направлены на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагают возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений. Об этом также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2011 года № 522-0-0. С целью создания методической базы по установлению размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда приказом Минстроя России от 27 сентября 2016 года № 668/пр утверждены соответствующие Методические указания, которые определяют единые требования к установлению размера платы за пользование жилым помещением по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и предназначены для использования органами местного самоуправления. | ||
5 | ||
Таким образом, законодатель прямо закрепил положение о порядке определения размера платы за пользование жилым помещением по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Между тем Методическими указаниями, утвержденными приказом Минстроя России от 27 сентября 2016 года № 668/пр (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции), размер платы за наем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, определяется по формуле: ПН] = Нб * Kj * Кс * Ц, где ПН] - размер платы за наем j-oro жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда; Нб - базовый размер платы за наем жилого помещения Kj - коэффициент, характеризующий качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома; Кс - коэффициент соответствия платы, который устанавливается органом местного самоуправления исходя из социально-экономических условий в данном муниципальном образовании, в интервале [0;1]. nj - общая площадь жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (кв. м). Базовый размер платы за наем жилого помещения определяется по формуле: НБ = СРС * 0,001, где НБ - базовый размер платы за наем жилого помещения; СРС - средняя цена 1 кв. м на вторичном рынке жилья в муниципальном образовании, в котором находится жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, предоставляемое по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений. Средняя цена 1 кв. м на вторичном рынке жилья определяется по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики. Интегральное значение Kj для жилого помещения рассчитывается как средневзвешенное значение показателей по отдельным параметрам по формуле: Kj= К,+К2+К3 3, где Kj - коэффициент, характеризующий качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома К1 - коэффициент, характеризующий качество жилого помещения; К2 - коэффициент, характеризующий благоустройство жилого помещения; КЗ - коэффициент, месторасположение дома. Значения показателей Kj - КЗ оцениваются в интервале [0,8; 1,3]. | ||
6 | ||
Таким образом, положения оспариваемого постановления очевидно не соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что является достаточным основанием для удовлетворения административного иска прокурора. Довод администрации Златоустовского городского округа о невозможности определения средней цены 1 кв.м. на вторичном рынке жилья в муниципальном образовании (г. Златоусте Челябинской области) ввиду отсутствия такой информации в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики в данном случае правового значения не имеет. Кроме того, в соответствии с п. 3.1 вышеназванных Методических указаний (в редакции приказа Минстроя России от 19 июня 2017 № 892/пр, действующей с 04 сентября 2017 года) формула расчета базового размера платы за наем жилого помещения определяется с учетом средней цены 1 кв. м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья в субъекте Российской Федерации, в котором находится жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, предоставляемое по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений. При этом в силу п. 3.2 Методических указаний средняя цена 1 кв. м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья в субъекте Российской Федерации, в котором находится жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, предоставляемое по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, определяется по актуальным данным Федеральной службы государственной статистики, которые размещаются в свободном доступе в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС). В случае отсутствия указанной информации по субъекту Российской Федерации используется средняя цена 1 кв. м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья по федеральному округу, в который входит этот субъект Российской Федерации. Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и также не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления при разрешении спора судом допущено не было, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: | ||
7 | ||
Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 22 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Златоустовского городского округа - без удовлетворения. Председательствующий Судьи | ||
8 | ||