Дело№ Па- 11608 /2015
Судья: Е.В.Черецких
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Турковой Г.Л., судей Майоровой Е.Н., Зариповой Ю.С.,
при секретаре Бурцеве П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 22 сентября 2015 года административное дело по заявлению прокурора Троицкого района Челябинской области об оспаривании решения Совета депутатов Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области о назначении выборов с апелляционной жалобой Совета депутатов Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области на решение Троицкого районного суда Челябинской области от 22 июля 2015 года.
В суд апелляционной инстанции явилась прокурор Прокуратуры Челябинской области Минкина Л.В.
Прокурор Троицкого района Челябинской области, представители Совета депутатов Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области, Избирательной комиссии Челябинской области и Избирательной комиссии Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещение о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы получили, заявлений о причинах неявки в судебное заседание и ходатайств не поступило.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Троицкого района Челябинской области обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Совета депутатов Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области от 19.06.2015 года № 9 «О назначении выборов в органы местного самоуправления Ключевского сельского поселения», которое опубликовано в газете «Ключевский вестник» от 19.06.2015 года, указав на то, что назначение выборов главы сельского поселения на 13.09.2015 года противоречит требованиям ст.ст. 25, 26 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ « Об общих принципах организации местного
2
самоуправления в Российской Федерации» и Закона Челябинской области от 11.06.2015 года № 189-30 «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области», которые предусматривают иной порядок избрания главы сельского поселения, а именно - представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных по результатам решения конкурсной комиссии. Прокурор просил признать оспариваемое решение в части назначения выборов незаконным со дня принятия и обязать Совет депутатов Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области внести изменения в решение № 9 путем исключения нормы о назначении выборов главы поселения не позднее 10 дней с момента вступления решения в законную силу, опубликовать решение об отмене выборов в официальном печатном издании - в газете «Ключевский вестник». В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель Совета депутатов Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области и избирательной комиссии Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области Гузев В.В. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился, поскольку Закон Челябинской области от 11.06.2015 года № 189-30 «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области» противоречит Европейской хартии местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральному Закону от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ограничивает право местного самоуправления на определение структуры самоуправления, включающей в себя порядок формирования её органов. Согласно проведенному опросу населения сельского поселения, все жители высказались за прямые муниципальные выборы главы.
Избирательная комиссия Челябинской области своего представителя в судебное заседание не направила, представила письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело без их участия в судебном заседании и удовлетворить требования прокурора.
Суд постановил решение, которым удовлетворил заявление прокурора Троицкого района Челябинской области частично, признал решение Совета депутатов Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области от 19.06.2015 года № 9 «О назначении выборов в органы местного самоуправления Ключевского сельского поселения» в части назначения выборов главы Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области недействующим со дня принятия, в удовлетворении заявления прокурора Троицкого района Челябинской области о возложении обязанности на внесение изменений в оспариваемое решение представительного органа путем исключения норм о
3
назначении выборов главы Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области - отказал, обязал опубликовать решение суда в официальном средстве массовой информации и взыскал с Совета депутатов Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области государственную пошлину в местный бюджет в сумме *** рублей.
В апелляционной жалобе Совета депутатов Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным истолкованием судом норм материального права и неприменением норм материального права, подлежащих применению, о вынесении по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении заявленных им требований. Решение принято в соответствии с Уставом Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области до введения в действие Закона Челябинской области от 11.06.2015 года № 189-30 «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области» и соответствует положениям ст.ст. 2, 3, 18, п. 2 ст. 32, п. 2 ст. 55, ст.ст. 130, 131, 133 Конституции РФ, Закону Челябинской области от 29 июня 2006 года № Зб-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» в редакции от 26 февраля 2015 года, ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ч.3.1 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Вывод суда, изложенный в решении, о том, что Закон Челябинской области «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области» не относится к нормативным правовым актам по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку касается организации органов местного самоуправления, противоречит ст. ст. 130, 131 и 132 Конституции РФ, предусматривающей право гражданина в осуществлении местного самоуправления, и не учитывает положения ч.З ст. 3 Конституции РФ о свободных выборах как о высшем непосредственном выражении власти народа и необходимости применения Конституции РФ при разрешении дела. Кроме того, суд не учел, что Совет депутатов Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по существу спора.
4
Как следует из материалов дела, представительным органом Советом депутатов Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области принято решение № 9 от 19.06.2015 года «О назначении выборов в органы местного самоуправления Ключевского сельского поселения», пунктом 1 которого на 13 сентября 2015 года назначены прямые выборы главы сельского поселения. Решение официально опубликовано в газете «Ключевский вестник» 19.06.2015 года.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Законодательным собранием Челябинской области принят Закон Челябинской области от 11 июня 2015 года № 189-30 «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области», который опубликован 11 июня 2015 года на интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в газете «Южноуральская панорама», № 84 от 13 июня 2015 года (спецвыпуск № 23).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закон Челябинской области от 11 июня 2015 года № 189-30 «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области» закон вступил в силу со дня официального опубликования, т.е. с 11 июня 2015 года.
Частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 года № 136-ФЗ) порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Челябинской области от 11 июня 2015 года № 189-30 «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области», законность которой оспаривается заявителями, предусмотрено, что главы муниципального района, городского и сельского поселений Челябинской области избираются представительными органами муниципальных образований из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местные администрации.
5
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что на момент вынесения Советом депутатов Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области Закон Челябинской области исключал возможность избрания глав сельских поселений на муниципальных выборах и устанавливал иной порядок их избрания, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что решение представительного органа сельского поселения в оспариваемой части противоречит ст. 2 Закона Челябинской области от 11 июня 2015 года № 189-30 «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области», которая имеет большую юридическую силу.
Доводы апелляционной жалобы Совета депутатов Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области о нарушении судом норм материального и процессуального права, неправильном истолковании судом норм материального права и неприменении судом норм материального права, подлежащих применению, не могут служить основанием для отмены постановленного решения относительно требования прокурора об оспаривании в части нормативного акта органа местного самоуправления, поскольку они противоречат материалам дела и основаны на ошибочном применении действующего законодательства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с доводом автора апелляционной жалобы о том, что решение принято в соответствии с Уставом Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области до введения в действие Закона Челябинской области от 1 1.06.2015 года № 189-30 «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области» и соответствует положениям ст.ст. 2, 3, 18, п. 2 ст. 32, п. 2 ст. 55, ст.ст. 130, 131, 133 Конституции РФ, Закону Челябинской области от 29 июня 2006 года № 36-30 «О муниципальных выборах в Челябинской области» в редакции от 26 февраля 2015 года, ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ч.3.1 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что Закон Челябинской области «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области» не относится к нормативным правовым актам по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку касается организации органов местного самоуправления.
6
Положения ч.З ст. 3, ст.ст. 130, 131 и 132 Конституции РФ, на которые ссылается автор апелляционной жалобы, непосредственно не предусматривают и не устанавливают порядка формирования органов местного самоуправления в РФ.
Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Положения Конституции РФ, касающиеся вопросов местного самоуправления, получили свое развитие в федеральных законах и в принятом в соответствии с федеральным законодательством региональном законодательстве.
Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» раскрывает понятие органа местного самоуправления, согласно которой органы местного самоуправления это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Часть 1 ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает порядок реализации гражданами РФ права на осуществление местного самоуправления, а именно - посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания не применять положения Закона Челябинской области от 11.06.2015 года № 189-30 «О некоторых вопросах правового регулирования организации
7
местного самоуправления в Челябинской области» при разрешении данного спора.
Такой подход соотносится с положениями Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, устанавливающей демократические стандарты в области местного самоуправления, но не преследующей при этом цель их универсального распространения на все возможные территориальные уровни самоуправления, формирующиеся на основе исторических и иных традиций в рамках национальных правовых систем. Статья 3 Европейской хартии местного самоуправления предусматривает, что местное самоуправление предполагает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения; оно осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, которые могут иметь подотчетные им исполнительные органы.
Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти; они находятся в системе государственно-властных отношений; действуют в русле единой государственной политики; могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти: у них общий источник власти -народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы в части отсутствия оснований для взыскания с Совета депутатов Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области государственной пошлины, поскольку п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). При таких обстоятельствах из резолютивной части решения должно быть исключено указание на взыскание государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса
8
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
Решение Троицкого районного суда Челябинской области от 22 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения Троицкого районного суда Челябинской области от 22 июля 2015 года указание на взыскание государственной пошлины с Совета депутатов Ключевского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области.