ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № ГА-009974-02/16 от 29.08.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11 a-12440/2016

Судья: Воробьёва Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2016 года

г. Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судей

при секретаре

Аганиной Т.А.,

ФИО1., ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе УФМС России по Челябинской области на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 20 июня 2016 года по административному исковому заявлению ФИО4 к ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска о признании незаконными действий ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска,

заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы,

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратился в суд с административным иском к ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска о признании незаконными действий ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска по проставлению обязательных отметок в паспорте без документов, их подтверждающих; об обязании административного ответчика выдать паспорт согласно заявлению и имеющимся в отделе документам, то есть без отметок.

Требования мотивировал тем, что 03.02.2016 года он обратился в МАУ «МФЦ» с заявление о замене паспорта в связи с достижением 45-летия. Сотруднику было сказано, что он разведен, но свидетельства о расторжении брака не имеет. В заявлении им было указано, что брак расторгнут, приложены документы: решение суда и свидетельство о расторжении брака на имя бывшей жены. 16.02.2016 года выяснилось, что в паспорте проставлена отметка о том, что он состоит в браке. В паспорте также появилась отметка о воинском учете, однако, других документов в УФМС он не предоставлял.

Судом в качестве соответчика привлечено УФМС России по


Челябинской области.

В судебном заседании ФИО4 поддержал заявленные требования.

Представитель ответчиков с требованиями не согласилась, указав, что отметки были проставлены в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 30.11.2012 № 391.

Представители заинтересованных лиц МАУ «МФЦ», отдела ЗАГСа Орджоникидзевского района г. Магнитогорска о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Судом 20 июня 2016 года постановлено решение о частичном удовлетворении требований ФИО4, признаны незаконными действия ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска по проставлению отметки о регистрации брака с ФИО5 O.Р; возложена обязанность на ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска выдать паспорт ФИО4 без отметки о регистрации брака с М.О.Р.

Не согласившись с решением районного суда, УФМС России по Челябинской области направило апелляционную жалобу в Челябинский областной суд, в которой просили решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска отменить как незаконное.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указали, что действия сотрудников Отдела УФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска законные, не противоречили действующему законодательству: п. 90.3, п. 90.6 Административному регламенту ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации. В связи с тем, что в паспорте у ФИО4 не был проставлен штамп о расторжении брака, сотрудниками МФЦ были внесены сведения, имеющиеся в паспорте. В связи с тем, что ФИО4 на момент обращения уже исполнилось 45 лет, то получить свидетельство о расторжении брака в органах ЗАГС не представилось бы возможным, по причине недействительности паспорта, поэтому было принято решение о приеме документов и оформлении документов со штампом о браке. Указывают, что ФИО4 со своей стороны не произвел регистрацию расторжения брака в органе ЗАГС. В связи с тем, что у гражданина ФИО4 отсутствовал штамп о расторжении брака, который первично проставляется органами ЗАГС, гражданину после получения паспорта было рекомендовано обратиться для проставления штампа о расторжении брака, в орган, осуществляющий полномочия по регистрации расторжения брака. Отметка о воинском учете


з

проставлена ФИО4 в соответствии с п. 49 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».

ФИО4, представитель ответчиков УФМС России по Челябинской области, ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска, представители заинтересованных лиц МАУ «МФЦ», отдела ЗАГСа Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы были извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо


совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности Двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ.

Из материалов дела следует, что ФИО4 03.02.2016 года обратился в МАУ «МФЦ» с заявлением о замене паспорта в связи с достижением 45 лет. Им были представлены следующие документы: квитанция об уплате государственной пошлины; паспорт, подлежащий замене; фотографии; форма 1П. Также ФИО4 ответчику были предоставлены: решение мирового судьи судебного участка № 4 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 01.12.2006 года о расторжении брака между ФИО4 и А.О.Р., свидетельство о расторжении брака, выданное А.О.Р. Из копии паспорта **** на имя ФИО4 видно, что в нем имеются отметки о воинском учете и браке с М.О.Р..


Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу у частичном удовлетворении требований ФИО4 в части признания незаконными действиями ответчика в проставлении отметки о заключенном браке и обязании выдачи паспорта без данной отметки, поскольку в нарушение п. 90.3 Административного регламента административный ответчик проставил в паспорте **** на имя ФИО4 отметку о браке с М.О.Р., который на момент подачи заявления о замене паспорта был расторгнут.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, ввиду следующего.

Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

Согласно п. 5 Положения о паспорте в паспорте производятся отметки:

о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета либо уполномоченными должностными лицами многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы;

о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Федеральной миграционной службы;

о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) - территориальными органами Федеральной миграционной службы;

о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации,


6

- территориальными органами Федеральной миграционной службы;

о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации - территориальными органами Федеральной миграционной службы или другими уполномоченными органами.

В соответствии с п. 7 Положения о паспорте по достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

Приказ ФМС России от 30.11.2012 года № 391 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» (далее Регламент) устанавливает перечень административных процедур, выполняемых при выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации.

В соответствии с п. 60 Регламента, основанием для начала административной процедуры является подача заявления о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П и всех необходимых документов.

В 30-ти дневный срок после наступления обстоятельств, указанных в п.п. 1,7,12 Регламента, для выдачи (замены) паспорта граждане предоставляют документы и личные фотографии, необходимые для получения (замены) паспорта, непосредственно в подразделение либо через сотрудников многофункциональных центров (в случае если с многофункциональным центром заключено соглашение).

В силу п. 26 Регламента к документам, необходимым для проставления обязательных отметок в паспорте, относятся, документы воинского учета (при наличии соответствующего основания); свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака (при наличии указанного факта); свидетельства о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста (при наличии); документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства (при наличии регистрации по месту жительства).

Из материалов дела следует, что решением мирового судьи судебного участка № 4 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 01 декабря 2006 года брак между ФИО4 и А.(М.)О.Р. расторгнут.

Кроме того, из материалов дела следует, что административный истец предоставил в МАУ «МФЦ»: паспорт, подлежащий замене, без


7

отметки о расторжении брака с М.О.Р. (л.д. 25-26), квитанцию об уплате государственной пошлины, фотографии 3 шт., заявление по установленной форме. МАУ «МФЦ» приняло от ФИО4 документы для замены паспорта и передало их в ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска для оформлении и выдачи паспорта гражданина РФ (л.д. 35-36).

Копия вышеуказанного решения о расторжении брака с М.О.Р. без отметки о вступлении решения в законную силу (л.д. 12), свидетельство о расторжении брака, выданное А.(М.)О.Р. (л.д. 13) не являются в силу закона надлежащими доказательствами расторжения брака административного истца с А.(М.)О.Р., поскольку согласно п. 20 ст. 38 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ Об актах гражданского состояния» в редакции от 28.11.2015 г., каждый супруг должен получить свидетельство о расторжении брака, с последующим проставлением соответствующих отметок в паспорт гражданина РФ.

Из материалов дела следует, что сам ФИО4 за получением свидетельства о расторжении брака с А.(М.)О.Р. в органы ЗАГС не обращался (до замены паспорта).

Согласно ст. 18 Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ) расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями 21-23 настоящего Кодекса, в судебном порядке.

Статья 25 СК РФ, устанавливающая момент прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу, применяется при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 года.

В силу п.90.3 Административного регламента отметки о регистрации и расторжении брака производятся:

путем проставления оттиска штампа о регистрации брака по форме № 12П (приложение № 12 к Административному регламенту) или путем внесения оттиска штампа по форме № 13П (приложение № 13 к Административному регламенту) с заполнением его с использованием специального принтера;

путем проставления оттиска штампа о расторжении брака по форме № 14П (приложение № 14 к Административному регламенту) или путем внесения оттиска штампа по форме № 15П (приложение № 15 к Административному регламенту) с заполнением его с использованием специального принтера.

Отметка о регистрации брака не производится в паспорте,


8

выдаваемом гражданину, имевшему ранее такую отметку в паспорте, но не состоящему к моменту выдачи паспорта в брачных отношениях вследствие смерти супруга, признания брака в установленном порядке недействительным или расторгнутым.

Отметка о расторжении брака производится в паспорте только в отношении последнего расторгнутого брака на основании представленного свидетельства о расторжении брака.

Отметка о регистрации брака (расторжении брака) производится в паспорте при его выдаче и замене, а также в ранее выданном паспорте подразделениями по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения на основании свидетельства о заключении брака (расторжении брака), выданного органом ЗАГС на территории Российской Федерации при предъявлении гражданином выданных уполномоченным органом иностранного государства и легализованных в установленном порядке документов о регистрации (расторжении) брака за пределами Российской Федерации.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФИО4 не представил надлежащих документов, подтверждающих факт расторжения брака с гр. А.(М.)О.Р. в момент замены паспорта гражданина РФ.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии необходимой совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, поскольку органы УФМС действовали в соответствии с нормами действующего законодательства, при этом доказательств того, что данными действиями были нарушены права ФИО4 - суду не представлены. В связи с чем, решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области в части удовлетворенных требований подлежит отмене, с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, судебная коллегия учитывает тот факт, что при предоставлении ФИО4 свидетельства о расторжении брака, оформленное на его имя, в паспорте в соответствии с действующим законодательством и регламентами УФМС будет проставлен штамп о расторжении брака.

Разрешая требования ФИО4 о незаконности действий административного ответчика, выразившихся в проставлении отметки о воинском учете, суд первой инстанции исходил из следующего.

Отметка в паспорте об отношении к воинской обязанности


предусмотрена Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719 во исполнение Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в частности, пункты 23,49).

В силу п. 49 вышеуказанного Положения о воинском учете, в паспортах граждан Российской Федерации военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы (только при замене в установленном порядке паспортов граждан Российской Федерации) производятся отметки об их отношении к воинской обязанности в порядке и по образцам, которые установлены Министерством обороны Российской Федерации.

Согласно подпункту 34.5 Административного регламента для получения паспорта гражданин лично представляет документы, необходимые для проставления обязательных отметок в паспорте (военный билет, свидетельства о рождении детей в возрасте до 14-ти лет, документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства, свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака).

Как видно из содержания пункта 23 Административного регламента, непредставление документов, названных в подпункте 34.5, не является основанием для отказа в выдаче паспорта.

В силу п. 90.2 Административного регламента отметка об отношении к воинской обязанности производится путем проставления оттиска штампа об отношении к воинской обязанности по форме № 10П (приложение № 10 к Административному регламенту) или путем внесения оттиска штампа по форме № 11П (приложение № И к Административному регламенту) с заполнением его с использованием специального принтера.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия административного ответчика в части проставления отметки о воинской обязанности являются законными и обоснованными. Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, которые сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения в данной части, не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской


10

области от 20 июня 2016 года в части признания незаконными действия ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска по проставлению отметки в паспорте ФИО4 о регистрации брака с М.О.Р., обязании ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска выдать ФИО4 паспорт без отметки о регистрации брака с М.О.Р. отменить.

Принять в этой части новое решение.

В удовлетворении административного иска ФИО4 к ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска о признании незаконными действий ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска по проставлению отметки в паспорте о регистрации брака с М.О.Р., об обязании административного ответчика выдать паспорт без отметки о регистрации брака с М.О.Р. - отказать.

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 20 июня 2016 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи