ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № ГА-011093-02/16 от 03.10.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11а - 13697/2016

Судья Черепанова С.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 октября 2016 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судьи Загайновой А.Ф.,

судей Зариповой Ю.С., Аганиной Т.А.

при секретаре Бойченко Ю.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Еткульского района Челябинской области на решение Еткульского районного суда Челябинской области от 06 июля 2016 года по административному исковому заявлению прокурора Еткульского района Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности организовать освещение улиц,

заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, судебная коллегия,

установила:

Прокурор Еткульского района Челябинской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на Администрацию Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области обязанности в срок до 01 ноября 2016 года организовать освещение улицы Уварова в с. Еманжелинка Еткульского района путем установления осветительных приборов наружного освещения в соответствии с требованиями действующих нормативов и правил Российской Федерации.

В обоснование иска указал, что в результате прокурорской проверки, проведенной по обращению жителей улицы Уварова с. Еманжелинка Еткульского района, выявлены нарушения требований подпункта 19 пункта 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» со стороны Администрации Еманжелинского сельского поселения, выразившиеся в ненадлежащей организации благоустройства территории поселения, а именно в отсутствии надлежащего уличного освещения. Так, на ***15 осветительных приборов из 17 находятся в нерабочем состоянии. Вместе с тем, в соответствии с пунктами 4.6.1, 4.6.3, 4.6.4 ГОСТ Р 50597-92 доля действующих наружных осветительных установок работающих в вечернем и ночном режимах, должна


2

составлять не менее 95% допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Отсутствие уличного освещения в соответствии с требованиями ГОСТа нарушает права граждан на личную безопасность дорожного движения, способствует бытовому травматизму, создает благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений, проведению террористических актов на территории поселения и свидетельствует о ненадлежащем исполнении действующего законодательства в части благоустройства территории с. Еманжелинка Администрацией Еманжелинского сельского поселения.

Прокурор Халисова В.Б. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель Администрации Еманжелинского сельского поселения - глава поселения ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора признал частично, пояснив, что организация освещения улиц населенных пунктов Еманжелинского сельского поселения осуществляется планомерно в соответствии с муниципальной комплексной Программой «Развитие улично-дорожной сети Еманжелинского сельского поселения на 2015-2025 гг.», в рамках которой предусмотрено устройство стационарного освещения дорожного полотна улиц Еманжелинского сельского поселения, в том числе улицы Уварова со сроком исполнения в 2016 г. - от дома № 57 до дома № 65; в 2017 году - от дома № 1 до дома № 57. Наружные осветительные установки, расположенные на улице Уварова в с. Еманжелинка, не являются действующими. Они были установлены без оформления соответствующей документации предыдущим главой поселения, не поставлены на баланс поселения и формально являлись бесхозными, в связи с чем энергоснабжающая организация произвела их отключение от электросети. В настоящее время указанные осветительные приборы подлежат демонтажу, поскольку их абажуры, кронштейны не совместимы с энергосберегающими источниками света.

Суд постановил решение об отказе прокурору в удовлетворении требований.

В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение, принять новое - об удовлетворении требований. Считает, что выводы суда не соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела. Полагает, что обеспечение безопасности движения лежит на органах местного самоуправления в силу закона и не может ставиться в зависимость от каких - либо условий, в том числе от финансирования. Доказательств того, что осветительные объекты освещения являются бесхозными и подлежат демонтажу, не представлено. Отсутствие уличного освещения в соответствии с


3

требованиями ГОСТа нарушает права граждан на личную безопасность дорожного движения, способствует бытовому травматизму, создает благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений, проведению террористических актов на территории поселения. Суд, отказав в иске, освободил администрацию от исполнения обязанностей, возложенных на нее законом.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении, заслушав прокурора Челябинской областной прокуратуры Соколову Н.Ф., главу Администрации Еманжелинского сельского поселения ФИО1, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц.

Уставом Еманжелинского сельского поселения организация освещения улиц также отнесена к вопросам местного значения поселения (пункт 22 часть 1 статьи 6 Устава).

В соответствии с пунктами 4.6.1, 4.6.3 ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт РФ. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Госстандарта России от 1 1 октября 1993 года № 221) включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Еткульского района на основании статьи 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» по обращению граждан проведена проверка на предмет наличия и соответствия требованиям действующего законодательства искусственного наружного освещения по ***в с. Еманжелинка Еткульского района.


4

По результатам проверки составлен акт выявленных недостатков в содержании улично - дорожной сети, дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 04 мая 2016 года, согласно которому в с. ФИО2 протяженностью 1,5 км выявлены недостатки искусственного уличного освещения: из 17 осветительных фонарей в рабочем состоянии находятся только 2 фонаря; установлено нарушение пункта 4.6.3 ГОСТа 50597-93.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии бездействия Администрации Еманжелинского сельского поселения по организации освещения улиц, поскольку органом местного самоуправления разработана и утверждена комплексная программа, предусматривающая, в том числе поэтапное проведение работ по устройству наружного освещения, включая и ***в с. Еманжелинка. План проведения работ, утвержденный данной программой, реализуется, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований суд первой инстанции не усмотрел.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.

Так, согласно Бюджетному кодексу РФ решение задач и реализация функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования (местного бюджета). При этом, местное образование самостоятельно обеспечивает сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, определяет формы и направления расходования средств бюджетов.

Расходование бюджетных средств осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов и носит строго целевой характер. Выделение новых бюджетных ассигнований возможно только при условии включения их в закон о бюджете с начала нового финансового года или после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете.

В соответствии со статьей 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений разрабатывают и утверждают программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.

При этом, объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой


5

программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (статья 179 Бюджетного кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что постановлением Главы Еманжелинского сельского поселения № 128/5 от 18 ноября 2015 года утверждена муниципальная комплексная Программа транспортной инфраструктуры «Развитие улично - дорожной сети Еманжелинского сельского поселения на 2015 - 2025 годы», согласно с планом мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения которой предусмотрено устройство стационарного освещения дорожного полотна ***в с. Еманжелинка.

При этом, из пояснений главы Администрации поселения ФИО1 следует, что данные работы в связи с недостаточностью финансовых средств будут проводится в 2 этапа: от дома 57 до дома 65 - в 2016 году, от дома 56 до дома 1 - в 2017 году.

В настоящее время согласно акту проверки от 20 сентября 2016 года, проведенной прокуратурой Еткульского района совместно с инспектором ОГИБДД ОМВД по Еткульскому району, по ***в с. Еманжелинка от дома 80 до дома 58 установлены 8 осветительных приборов наружного освещения, которые находятся в рабочем состоянии. На участке ***от дома 58 до дома 2 из 17 осветительных приборов 9 приборов находятся в нерабочем состоянии.

Таким образом, Администрация Еманжелинского сельского поселения, как орган местного самоуправления, реализуя свои полномочия по решению вопросов местного значения, приняв вышеуказанную комплексную программу, предусматривающую устройство наружного освещения по ***в с. Еманжелинка, самостоятельно, с учетом средств местного бюджета, определила способ, порядок и сроки выполнения данных работ. Указанная комплексная программа принята еще до проведения прокурорской проверки, а предусмотренный ею план работ по устройству наружного освещения на ***реализуется в установленные программой сроки. При этом, ссылка прокурора на недостаточное количество осветительных приборов наружного освещения, установленных на участке от дома 80 до дома 58 по ул. Уварова, нормативно - правового обоснования данным доводам не содержит.

Суд, при отсутствии нарушений, не вправе вмешиваться в порядок осуществления органом местного самоуправления его полномочий.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что возложение обязанности на лицо совершить определенные действия


6

может иметь место при наличии бездействия (неисполнение обязанности) со стороны такого лица, уклонении его (лица) от выполнения таких действий в разумные сроки, определенным способом и т.д.

Вместе с тем, требований о признании бездействия незаконным прокурором не предъявлялось. Факт уклонения администрации Еманжелинского сельского поселения от выполнения работ по организации наружного освещения материалами дела также не подтвержден. Напротив, данные работы выполняются поэтапно в сроки, установленные вышеуказанной комплексной программой.

Кроме того, наличие у Администрации Еманжелинского сельского поселения обязанности по организации наружного освещения не означает ее исполнение одномоментно при обнаружении проблемы. Решение вопросов местного значения осуществляется за счет средств местного бюджета, что требует соблюдения определенных процедур, в частности определения объема финансирования, включения данных расходов в смету бюджета, соблюдения требований ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другое.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционного представления по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела. Оснований для переоценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает. Требования закона по реализации возложенных на орган местного самоуправления полномочий Администрацией Еткульского сельского поселения выполняются.

Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда

определила:

решение Еткульского районного суда Челябинской области от 06 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Еткульского района Челябинской области -без удовлетворения.

Председательствующий /

Судьи