ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № ГА-013530-02/16 от 15.11.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11а - 16498/2016 Судья Феофилова Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 ноября 2016 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судьи Загайновой А.Ф.,

судей Сапрыгиной Л.Ю., Смолина А.А.

при секретаре Бойченко Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора г. Усть-Катава Челябинской области на решение Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 23 августа 2016 года по административному исковому заявлению прокурора г. Усть-Катава Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области о признании постановления противоречащим федеральному законодательству и его отмене,

заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах

дела,

установила:

Прокурор г. Усть - Катава обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть - Катавского городского округа Челябинской области о признании постановления администрации округа от 13 сентября 2010 года № 964 «Об утверждении муниципальной целевой программы Усть - Катавского городского округа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Усть - Катавский городской округ» до 2020 года» противоречащим федеральному законодательству и его отмене.

В обоснование иска указано, что в нарушение действующего законодательства указанная муниципальная целевая программа содержит одновременно элементы «программы развития», утверждаемой в порядке 131-ФЗ и Градостроительным Кодексом РФ, разрабатываемой в соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 502, и муниципальных программ, разрабатываемых и утверждаемых в порядке статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, что, считает, недопустимо. Кроме того, указывает, что проект программы не был опубликован на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно - телекоммуникационной сети Интернет не менее чем за 30 дней, не проводились публичные слушания. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции рассматривает, как нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или


организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов в силу подпункта «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 и как предпосылку для коррупционных проявлений. Неисполнение органами местного самоуправления возложенных на них полномочий в части разработки и утверждения программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, полагает, нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования на обеспечение сбалансированного перспективного развития систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующую установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, на повышение качества предоставляемых для потребителей услуг в сфере электро, газо, тепло,- водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации твердых бытовых отходов.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал. Представитель администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области Волочнев Д.С. против удовлетворения исковых требований возражал.

Суд постановил решение об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований.

В апелляционном представлении прокурор г. Усть-Катава Челябинской области просит отменить решение суда, указывая, что суд рассмотрел дело, не истребовав Устава муниципального образования. Структура органа местного самоуправления не была определена. Ссылка в решении на соблюдение принципа действия нормы права во времени сделана необоснованна. В случае изменения федерального законодательства, соответствующие муниципальные нормативные правовые акты должны приводиться в соответствие с ним.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, заслушав представителя администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области Титенок Я.А.,


представителя Финансового управления администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области Логинова А.П., прокурора Соколову Н.Ф., доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно материалам дела, постановлением администрации Усть - Катавского городского округа от 13 сентября 2010 года № 964 утверждена муниципальная целевая программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Усть-Катавский городской округ до 2020 года».

Постановлением администрации Усть - Катавского городского округа в последующем в указанную программу вносились изменения. Муниципальная целевая Программа действует в редакции постановления администрации от 25 июля 2016 года.

Отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемая муниципальная целевая программа принята ответчиком в рамках своих полномочий, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ. Доводы заявления прокурора со ссылкой на пункт 23 статьи 1, части 5.1, 5.3 статьи 26, пункт 7.3 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 502, приказ Госстроя от 28 октября 2013 года № 397/ГС, приказ Госстроя от 01 октября 2013 года № 359/ГС, приказ Министерства регионального развития от 05 мая 2011 года № 204 признал несостоятельными, указав, что данные нормативные акты приняты после принятия оспариваемой муниципальной целевой программы и спорные правоотношения не регулируют.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Согласно подпункту 4 пункта 10 статьи 35 Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.

В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Таким образом, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не исключает утверждение указанной Программы администрацией городского округа.


Кроме того, в соответствии со статьей 29 Устава Усть-Катавского городского округа Челябинской области, утвержденного Решением Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа Челябинской области от 24 июня 2009 № 116, Администрация городского округа, в том числе разрабатывает, утверждает и реализует долгосрочные целевые программы в порядке, установленном правовым актом Администрации городского округа.

Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов» утверждены требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, в которых указаны органы, разрабатывающие и утверждающие программы, мероприятия, включаемые в программы, сроки, на которые разрабатываются программы.

Согласно пункту 2 данного Постановления указанные Программы разрабатываются, в том числе органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Как следует из материалов дела, Программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Усть-Катавский городской округ до 2020 года» разработана на основании Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Приказа Министерства регионального развития в Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 204 «О разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований», Градостроительного кодекса РФ, статьи 179 Бюджетного кодекса РФ.

Вместе с тем, как установил суд первой инстанции, утверждена она на основании статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, в связи с чем, доводы прокурора, изложенные в исковом заявлении, не могли быть приняты судом во внимание. Разработка указанной Программы на основании бюджетного законодательства, градостроительного, а также со ссылкой на законы, регулирующие деятельность органов местного самоуправления не дает оснований делать выводы о незаконности Постановления, которым утверждена эта Программа.

Статьей 179 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.


Факт утверждения Программы в порядке указанной статьи закона нашел подтверждение в судебном заседании.

Так, в пункте 3 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ указано, что по каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются местной администрацией муниципального образования.

Письмом Минфина России от 30 сентября 2014 года № 09-05-05/48843 составлены Методические рекомендации по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ.

В указанном письме дается понятие «муниципальная программа, как документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования»

Ответственным исполнителем муниципальной программы указан орган местного самоуправления муниципального образования, определенный ответственным исполнителем муниципальной программы и являющийся ответственным за разработку и реализацию муниципальной программы.

Из содержания муниципальной целевой Программы суд установил, что она содержит объемы и источники финансирования с разбивкой на уровни бюджетов, с указанием конкретных сумм, в разделе «Целевые показатели Программы» заложены определенные виды работ, реализация Программы ежегодно проверяется.

Постановлением администрации Усть-Катавского городского округа от 15 ноября 2013 года № 1659, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ, Муниципальная целевая программа включена в перечень муниципальных программ Усть - Катавского городского округа. В бюджете Усть-Катавского городского округа на ее реализацию заложено *** т. рублей.

Таким образом, все признаки принятия Программы в рамках Бюджетного кодекса РФ имеются.

Постановление администрации округа от 13 сентября 2010 года № 964 «Об утверждении муниципальной целевой программы Усть -Катавского городского округа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Усть -Катавский городской округ» до 2020 года», издано в пределах полномочий органа местного самоуправления, с соблюдением


установленного порядка и не противоречит нормам действующего законодательства.

Приказом Госстроя от 01 октября 2013 года № 359/ГС «Об утверждении методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов» даются рекомендации по составу, разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, подлежащих утверждению представительными органами местного самоуправления и к рассматриваемой Программе, утвержденной в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ, неприменимы.

В соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 964, коррупциогенными факторами являются: принятие нормативного правового акта за пределами компетенции -нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов (подпункт «д»). Указанных в законе коррупциогенных факторов по делу не установлено.

Ссылаясь в исковом заявлении на неисполнение органами местного самоуправления возложенных на них полномочий в части разработки и утверждения программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, и, усматривая при этом нарушение прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, на обеспечение сбалансированного перспективного развития систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующую установленным требованиям надежности, энергетической эффективности указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, на повышение качества предоставляемых для потребителей услуг в сфере электро, газо, тепло,- водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации твердых бытовых отходов ( дословно), прокурор фактически допустил противоречие с заявленными требованиями и тем самым признал, что утвержденная оспариваемым Постановлением Программа принята в соответствии с бюджетным законодательством.

Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, в том числе, во времени, процессуальных нарушений по делу не допустил. Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене судебная коллегия не усматривает.


Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда,

определила:

решение Усть - Катавского городского суда Челябинской области от 23 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г.Усть - Катава Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: