ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № ГА-014510-02/15 от 26.01.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ lla-781/2016

Судья: Зорина С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Зариповой Ю.С.,

судей Загайновой А.Ф., Смолина А.А.,

при секретаре Бурцеве П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Челябинске «26» января 2016 года в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Златоустовского городского округа Челябинской области о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения с апелляционной жалобой администрации Златоустовского городского округа Челябинской области на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 06 ноября 2015 года.

Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения № 1934-р от 15 сентября 2015 года «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 17 от 07 августа 2015 года, схем расположения земельных участков» в части отказа в организации аукциона по земельному участку с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенному по адресному ориентиру: ****, на правах аренды, для размещения гаражей и хоздвора. Просила обязать администрацию округа подготовить и организовать аукцион на право заключения договора аренды указанного земельного участка.

В обоснование заявленных требований указала, что обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка на торгах, проводимых в форме аукциона, на правах аренды, для размещения гаражей и хоздвора. Оспариваемым распоряжением ей было отказано в организации аукциона по земельному участку, ввиду того, что в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства. С данным отказом не согласна, поскольку он не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает её права, предусмотренные Конституцией РФ.


z1/

2

Административный истец ФИО1, её представитель ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали.

Представитель административного ответчика администрации Златоустовского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

Суд постановил решение, которым признал незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа № 1934-р от 15 сентября 2015 года «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 17 от 07 августа 2015 года, схем расположения земельных участков» в части отказа ФИО1 в организации аукциона по земельному участку с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., находящемуся по адресному ориентиру: ****, на правах аренды, для размещения гаражей и хоздвора. Обязал администрацию Златоустовского городского округа повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., находящегося по адресному ориентиру: **** на основании договора аренды.

Не согласившись с данным решением, администрация Златоустовского городского округа обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новое решение. Указывает, что статья 38 Градостроительного кодекса РФ не содержит норм, определяющих порядок закрепления предельных параметров разрешенного строительства в зоне субъекта РФ, отсутствует требование об отображении границ территориальных зон в схеме границ действия предельных параметров разрешенного строительства, установление единых предельных параметров разрешенного строительства в одной территориальной зоне не предусмотрено. Считает, что на спорном земельном участке не определены предельные параметры разрешенного строительства.

Административный истец ФИО1, представитель административного ответчика администрации Златоустовского городского округа в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.


L

з

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером ****, расположен по адресному ориентиру: ****, площадь **** кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, целевое назначение: для размещения гаражей и хоздвора, правообладатель: муниципальное образование - Златоустовский городской округ.

24 июля 2015 года ФИО1 обратилась в администрацию Златоустовского городского округа с заявлением о предоставлении на торгах, проводимых в форме аукциона, земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., находящегося по адресному ориентиру: ****, на правах аренды, для размещения гаражей и хоздвора. К данному заявлению приложила справочную информацию по объектам недвижимости в режиме online, выписку из ЕГРП, копию паспорта.

Распоряжением администрации округа № 1934-р от 15 сентября 2015 года «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 17 от 07 августа 2015 года, схем расположения земельных участков», ФИО1, на основании подпункта 3 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, отказано в организации аукциона по земельному участку с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенному по адресному ориентиру: ****, для размещения гаражей и хоздвора. Мотивом отказа послужило то, что в отношении земельного участка в установленном законодательстве Российской Федерации не определены предельные параметры разрешенного строительства.


Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, проанализировав в системной совокупности нормы Градостроительного кодекса РФ, Правила землепользования и застройки г. Златоуста, согласно которым территория города поделена на зоны, определены параметры разрешенного строительства, пришел к выводу, что оспариваемое ФИО3 в части распоряжение является незаконным.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам, нормы права судом применены верно.

Пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ установлено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно части 6 названной статьи в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и


объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из статьи 38 Градостроительного кодекса РФ следует, что предельные параметры разрешенного строительства могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; иные показатели. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания (пункт 2). В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров (пункт 3).

В силу части 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Из системного толкования указанных выше норм федерального законодательства в их взаимосвязи следует вывод о том, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные параметры разрешенного строительства.

Так, решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02 марта 2007 года № 10-ЗГО утвержден Генеральный план города Златоуста. В составе Генерального плана города Златоуста утверждены Правила землепользования и застройки территории г. Златоуста, Карта градостроительного зонирования территории. Указанные документы опубликованы в газетах «Златоустовская панорама» от 22 марта 2007 года, «Златоустовский рабочий» от 05апреля 2008 года.


По существу Правила землепользования и застройки территории г. Златоуста, Карта градостроительного зонирования территории, составной частью которых являются градостроительные регламенты для территориальных зон и подзон, устанавливают предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, в том числе спорного земельного участка.

Также, судебная коллегия находит, что данные Правила соответствуют части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ, содержащей исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть включены в предельные параметры разрешенного строительства, следовательно, оснований для отказа ФИО3 на основании подпункта 3 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, ввиду не определения предельных параметров разрешенного строительства в отношении испрашиваемого земельного участка, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылки на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения суда, основаны на неверном толковании норм права, сводятся к несогласию с произведенной оценкой суда доказательств по делу.

Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм процессуального права не установлено, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 06 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Златоустовского городского округа Челябинской области -без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи