ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № КОПИ от 11.03.2016 Билибинского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело КОПИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

<адрес> 11 марта 2016 года

Билибинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Осипова С.Ф.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес>ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

представителя третьего лица – Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации утилизации и переработке твердых бытовых отходов и мусора городского поселения Билибино на территории Билибинского муниципального района; об обязании в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать обустройство полигона твердых бытовых отходов городского поселения Билибино, разработанного в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации утилизации и переработке твердых бытовых отходов и мусора городского поселения Билибино на территории Билибинского муниципального района; об обязании в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать обустройство полигона твердых бытовых отходов городского поселения Билибино, разработанного в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям участка для устройства полигона; обеспечить получение проектной документации объекта, связанного с размещением и обезвреживанием отходов; обеспечить разработку программы (плана) производственного контроля, предусматривающего контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного влияния полигона твердых бытовых отходов; обеспечить разработку проекта санитарной защитной зоны полигона; обеспечить внесение полигона твердых бытовых отходов в государственный реестр объектов размещения отходов; обеспечить принятие мер по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов; обеспечить установку производственно-бытового здания; обеспечить ограждение полигона с установкой в ограде шлагбаума; обеспечить проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на полигоне.

В обосновании иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка в сфере обращения с отходами, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район ненадлежащим образом реализуются закрепленные федеральным законодательством полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Размещение бытовых отходов осуществляется на санкционированной свалке, расположенной на земельном участке в районе ручья <адрес>. Оборудование и эксплуатация данной свалки не отвечает экологическим требованиям безопасности, не соответствует требованиям положений пп. 2.1, 2.2, 3.5, 3.6, 4.4., 5.6, 5.7 Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01». Иного объекта для размещения (утилизации) бытовых и промышленных отходов, возможного для использования в указанных целях, на территории <адрес> не имеется и меры, направленные на создание и обустройство такого объекта, администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район не принимаются на протяжении длительного времени.

По поручению прокуратуры округа прокуратурой района осуществлялся выезд по месту нахождения санкционированной свалки. Никакие меры органом местного самоуправления по обустройству полигона в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства не принимаются. Допущение эксплуатации объекта размещения твердых бытовых отходов с нарушением требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, нарушает их права и интересы, создает опасность причинения вреда окружающей среде. В результате бездействия администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившегося в необустройстве полигона ТБО и мусора в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, нарушаются конституционные права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

В представленном письменном отзыве ответчик требования не признал и указал, что об отсутствии средств в бюджете района на разработку проектно-сметной документации и строительства полигона ТБО постоянно информировались органы власти Чукотского АО. С целью оказания помощи в выделении средств на указанные цели Администрация обращалась и в прокуратуру с просьбой об оказании содействия в рамках правотворческой инициативы при рассмотрении бюджета Чукотского АО. Проблемы в области обращения с отходами требуют централизованного подхода силами РФ и Чукотского АО. На территории Чукотского АО из всех 44 действующих санкционированных свалок ни одна не соответствует требуемым критериям.

С принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" вводится новая система обращения с отходами производства и потребления и с ДД.ММ.ГГГГ полномочия в этой сфере будут переданы от органов местного самоуправления на региональный уровень власти. Исковые требования прокуратуры не учитывают данный переход.

Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.24.13 того же Федерального закона строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами. Инвестиционная программа должна содержать, в том числе, перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы. Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

С ДД.ММ.ГГГГ законодатель существенно изменяет модель управления рынком услуг в сфере обращения с отходами, увеличивая роль субъектов федерации, в данном случае – Чукотского АО.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица – Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому АО, поддержал исковые требования.

Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительно пояснила, что в расходной части бюджетов Чукотского АО и Билибинского муниципального образования на 2016 год не предусмотрено денежных средств на обустройство полигона твердых коммунальных отходов городского поселения Билибино.

Выслушав доводы сторон, суд приходит к выводу, что производство по данному делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежит защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа местного самоуправления является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для вида судопроизводства.

Настоящее гражданское судопроизводство возбуждено на основании искового заявления, поданного по исполнению полномочий прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, предусмотренных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. ст. 27, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

В данном случае исковое заявление прокурором подано в интересах неопределенного круга лиц и в защиту конституционных прав на безопасную окружающую среду, безопасность жизни и здоровья населения Билибинского муниципального образования. В ходе судопроизводства подлежат защите права и свободы гражданин. Участники указанных правоотношений не обладают равенством, и орган местного самоуправления (ответчик) наделен властными полномочиями по отношению к другому – к населению муниципального образования.

При таких обстоятельствах заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан возникли из административных и иных публичных правоотношений и связанны с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления органом местного самоуправления публичных полномочий.

В соответствии с абз.2 ст.220 ГПК РФ (п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ) суд прекращает производство по делу, поскольку в данном случае заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке – в порядке административного судопроизводства, установленного Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 21-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь абз.2 ст.220 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Прекратить производство по настоящему гражданскому делу, поскольку заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ.

Прекращение производства по настоящему исковому заявлению препятствует повторному обращению заявителя в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.

Определение может быть обжаловано в суд <адрес> через Билибинский районный суд в течение 15 суток со дня его вынесения.

Судья подпись С.Ф. Осипов

КОПИЯ ВЕРНА

Судья