ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № от 02.08.2011 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

                                                                                    Октябрьский районный суд г. Самары                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд г. Самары — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Самара 02.08.2011 года

Судья Октябрьского района г. Самары Устинова О.В.,

с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 – ФИО2 по доверенности №* от дд.мм.гггг.,

при секретаре судебного заседания Муравьевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №* в отношении управляющей Филиалом «Самарский» ОАО «» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Из протокола №* об административном правонарушении от дд.мм.гггг. следует, что государственным налоговым инспектором ОВП № 2 ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары К* при истребовании документов у Открытого акционерного общества «» в связи с проведением Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области выездной налоговой проверки ЗАО «», ИНН №* КПП №* в ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары направлено поручение №* от дд.мм.гггг. об истребовании документов (информации) у ОАО «» в лице Филиала «Самарский» ОАО «» ИНН №* КПП №*, обнаружено следующее: ФИО1 – управляющая Филиалом «Самарский» ОАО «» ИНН №* КПП №* не представила в установленный срок в ИФНС России по октябрьскому району г. Самары документы, запрашиваемые в требовании №* от дд.мм.гггг. Дата получения требования ОАО «» в лице Филиала «Самарский» ОАО «» ИНН №* КПП №* – дд.мм.гггг., что подтверждается отметкой банка на реестре ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары. Таким образом, срок предоставления документов – дд.мм.гггг. Необходимые документы в установленный законодательством срок Банк не представил. В ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары поступило письмо от дд.мм.гггг. №*, в котором налогоплательщик сообщает, что истребуемая информация и документы не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика и к сделкам, совершенным проверяемым налогоплательщиком, следовательно, Банк не вправе предоставить запрашиваемые сведения. Тем самым была нарушена ст. 93.1 НК РФ. Таким образом, управляющей Филиалом «Самарский» ОАО «» ИНН №* КПП №* ФИО1 – дд.мм.гггг. года рождения (паспорт №* серия №* выдан  дд.мм.гггг.), проживающей по адресу: , было совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности №* от дд.мм.гггг., с протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, не согласилась, пояснила, что привлечение ФИО1 к административной ответственности обусловлено исполнением должностных обязанностей как руководителя филиалом «Самарский» ОАО «». Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужил факт отказа Филиала «Самарский» ОАО «» предоставить документы, истребованные ИФНС по Октябрьскому району г. Самары в соответствии с требованием, направленным во исполнение поручения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, которым предписывалось истребовать в филиале «Самарский» ОАО «» документы, касающиеся деятельности клиента Банка – ООО «». Необходимость получения данных документов, исходя из текста поручения, в связи с проведением выездной налоговой проверки ЗОА «». По мнению налогового органа, отказ Банка предоставить документы является необоснованным, однако, данная позиция противоречит действующему законодательству Российской Федерации, поскольку указанные в требовании документы и информация являются сведениями о клиенте, его операциях и счетах, и касаются договорных отношений клиента Банка и самого Банка либо предоставлялись клиентом в соответствии с нормативными актами Банка России для осуществления Банком банковских операций в отношении указанного клиента. В соответствии со ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Кроме того, согласно ст.26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. В соответствии с п.1 ст.93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Согласно п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. При этом, согласно п.3 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. В п.2 «Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов» установлено, что в поручении об истребовании документов должно содержаться, в том числе: основание направления поручения (указывается ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации и вид мероприятий налогового контроля, при проведении которых возникла необходимость получения информации о деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента и (или) информации относительно конкретной сделки); полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), документы, касающиеся деятельности, которой необходимо получить при проведении мероприятий налогового контроля; перечень истребуемых документов с указанием периода, к которому они относятся, либо указание на подлежащую истребованию информацию и (или) указание на информацию относительно конкретной сделки, а также сведения, позволяющие идентифицировать указанную сделку. Информация о конкретной сделке может включать, в частности, информацию о сторонах этой сделки, ее предмете, об условиях совершения сделки. Таким образом, Банк, с учетом ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» вправе предоставить налоговым органам документы и информацию лишь в рамках ст.ст. 86, 93.1 НК РФ. Однако, в требовании налогового органа было запрошена информация и документы не о проверяемом налогоплательщике и не о конкретной сделке, а о документах иного лица – клиента Банка, который является контрагентом проверяемого налогоплательщика и с которым, вероятно, проверяемый налогоплательщик заключил сделку, платеж по которой заинтересовал налоговый орган. В полученном Банком требовании не указаны данные о конкретных сделках, а также сведения, позволяющие идентифицировать эти сделки и платежи по ним, запрошенные документы не имеют отношения к проверяемому налогоплательщику, в связи с чем, Банк правомерно отказал в предоставлении запрашиваемых документов. Запрошенные налоговым органом документы содержат сведения, составляющие банковскую тайну, и их безосновательное предоставление могло привести к нарушению Банком Федерального закона «О банках и банковской деятельности», при этом, Банк исходит из буквального толкования ст. 93.1 НК РФ. Таким образом, правомерные действия ФИО1 как должностного лица, подписавшего от имени Банка отказ в предоставлении документов, не могут являться снованием для её привлечения к административной ответственности. Просила производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях управляющей филиалом «Самарский» ОАО «» ФИО1 состава административного правонарушения.

Представитель инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом под роспись в справочном листе, об уважительности причин неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании дд.мм.гггг. представитель инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары П*, действующая на основании доверенности №* от дд.мм.гггг. поясняла, что с доводами представителя правонарушителя не согласна, поскольку оценка целесообразности истребования налоговым органом тех или иных документов не входит в компетенцию банка, которая, в рассматриваемом случае, воспрепятствовала осуществлению налоговым органом контроля. Запрашивались не общие бухгалтерские документа, а специфические документы, находящиеся в банке. Обосновав в своем запросе, с какой целью истребуются данные документы, налоговый орган затребовал информацию о контрагенте проверяемого лица. В данном случае идентифицировать сделку налоговый орган не вправе, т.к. на указную информацию распространяется режим налоговой тайны. В ходе проведения проверки идет формирование доказательственной базы с учетом того, что налоговые нарушения совершаются в условиях неочевидности, более того оценка собранных документов как относимых и допустимых доказательств дается по результатам налоговой проверки. В данном случае налоговый орган в соответствии с письмом ФНС России от дд.мм.гггг. в котором указано, что документы, в том числе, связанные с открытием и ведением счетов клиентов, а также иные документы, касающиеся проверяемого налогоплательщика либо контрагента налогоплательщика, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, могут быть запрошены в банке как у лица, располагающего документами, касающимися деятельности проверяемого объекта, в соответствии со ст.93.1 НК РФ. То, насколько документы, запрашиваемые в отношении проверяемого налогоплательщика, относятся к деятельности налогоплательщика, определяет налоговый орган, а не банк. Раннее данный банк отказывал нам в предоставлении информации, ссылаясь на то, что налоговый орган не идентифицировал сделку, и документы не относятся к деятельности проверяемого лица. Налоговый орган в свою очередь направил требование, в котором четко указал, что ООО «» проверяется как контрагент и документы необходимо истребовать именно у этой организации. Банк отказал в предоставлении информации, ссылаясь на то, что налоговый орган не идентифицировал в требовании сделку. В соответствии с приказом ФНС России от дд.мм.гггг. налоговый орган не обязан идентифицировать сделку. В данном случае ИФНС Октябрьского района г.Самары руководствуется тем, что сведения, составляющие банковскую тайну, в соответствии со ст. 857 ГК РФ, могут быть предоставлены государственным органам и должностным лицам в порядке, предусмотренном законом. Данный случай предусмотрен ст.93.1 НК РФ. Налоговый орган действовал в рамках своих полномочий и затребовал документы. Также пояснила, что данное поручением ИФНС по Октябрьскому району г.Самары не имеет право не исполнить, поскольку оно было направлено из МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам Самарской области.

Суд, выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, представителя инспекции ФНС России по Самарской области, изучив материалы дела, представленные материалы, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, дд.мм.гггг. Инспекцией ФНС по Октябрьскому району г. Самары в адрес филиала «Самарский» ОАО «» ИНН №* КПП №* направлено требование №* о представлении документов (информации) от дд.мм.гггг. и копия поручения №* Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области об истребовании документов (информации) от дд.мм.гггг. (л.д. 20).

В соответствии с вышеуказанным требованием у филиала «Самарский» ОАО «» запрошены документы в отношении ООО «», которое является контрагентом проверяемого налогоплательщика – ЗАО «» (ИНН №* КПП №*), а именно: .

В требовании №* о представлении документов (информации) Инспекцией ФНС по Октябрьскому району г. Самары указано основание для истребования документов: в связи с выездной налоговой проверкой закрытого акционерного общества «», ИНН №* КПП №*.

Материалами дела установлено и не оспаривалось представителем лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что требование №* о представлении документов (информации) от дд.мм.гггг. получено филиалом «Самарский» ОАО «» дд.мм.гггг. (л.д. 19).

Управляющая филиалом «Самарский» ОАО «» ФИО1 письмом от дд.мм.гггг. №* отказала Инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Самары в представлении документов, мотивируя отказ тем, что истребуемая информация и документы не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика и к сделкам, совершенным проверяемым налогоплательщиком, кроме того, данная информация не может относиться к сделкам, совершенным контрагентом проверяемой организации, и, следовательно, Банк не вправе предоставить запрашиваемые сведения.

дд.мм.гггг. государственным налоговым инспектором Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары К* было вынесено определение №* о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении управляющей Филиалом «Самарский» ОАО «» ИНН №* КПП №* ФИО1, в связи с непредставлением последней в Инспекцию ФНС России по Октябрьскому району г. Самары в установленный срок документов, запрашиваемых в требовании №* от дд.мм.гггг. (л.д. 18).

дд.мм.гггг. государственным налоговым инспектором ОВП № 2 ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары К* составлен протокол об административном правонарушении №* в отношение управляющей Филиалом «Самарский» ОАО «» ИНН №* КПП №* ФИО1 за нарушение ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 3). Протокол об административном правонарушении №* от дд.мм.гггг. составлен уполномоченным на то лицом, с соблюдением норм и требований КоАП РФ, не доверять законности и обоснованности установленных и изложенных в нем нарушений у суда нет оснований.

На основании п.1. ст.93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Пунктами 3 и 4 указанной статьи НК РФ установлено, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Согласно п.5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации). Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п.2 ст.93НК РФ.

Доводы представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о том, что управляющей Филиалом «Самарский» ОАО «» ФИО1 правомерно отказано в предоставлении документов, так как последняя полагает запрошенные документы содержащими банковскую тайну, и не относящимися к деятельности проверяемого налогоплательщика и к сделкам, совершенным проверяемым налогоплательщиком, суд не может принять во внимание, поскольку из приведенных положений ст. 93.1 НК РФ не следует, что у управляющей Банком есть право отказать в предоставлении документов.

В соответствии с п.2 ст.857 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395 – 1 «О банках и банковской деятельности» справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В соответствии с п.15 ст.7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право контролировать выполнение кредитными организациями установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну в пределах, необходимых для осуществления такого контроля.

Таким образом, суд полагает, право Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары истребовать у филиала «Самарский» ОАО «АЛЬФА – БАНК» вышеприведенные документы имеет под собой объективные и не противоречащие Конституции Российской Федерации основания, и не возлагает на последнего обязанности, не соответствующие его природе и нарушающие банковскую тайну.

В связи с чем, доводы представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отсутствии в действиях управляющей Филиалом «Самарский» ОАО «» ФИО1 события административного правонарушения, суд считает несостоятельными, опровергающимися вышеуказанными материалами дела.

Таким образом, суд, оценив в совокупности изложенные выше обстоятельства совершения административного правонарушения, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что в действиях управляющей Филиалом «Самарский» ОАО «» ИНН №* КПП №* ФИО1 имеется состав административного правонарушения, а именно: непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.15.6 КоАП РФ, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.

При назначении вида и размера наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, личность ФИО1, которая ранее к административной ответственности не привлекалась, имущественное положение должностного лица, отсутствие по делу обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, в связи с чем, полагает возможным назначить управляющей Филиалом «Самарский» ОАО «» ИНН №* КПП №* ФИО1 минимальное административное наказание в виде штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать управляющую Филиалом «Самарский» ОАО «» ИНН №* КПП №* ФИО1, дд.мм.гггг. года рождения, уроженку , зарегистрированную и проживающую по адресу: , виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 300 (Триста) рублей 00 копеек.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 (тридцати) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, внесенным правонарушителем на расчетный счет: р/с <***>, ГРКЦ ГУ банка России по Самарской области г. Самары, БИК 043601001, КБК 18211603030010000140, получатель: УФК по Самарской области (ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары) ИНН <***>, КПП 631601001, ОКАТО 36401000000.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня получения или вручения копии постановления.

Судья (подпись) О.В. Устинова.