ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № от 06.10.2011 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

                                                                                    Верховный суд Республики Дагестан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный суд Республики Дагестан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

г.Махачкала 6 октября 2011 года

Президиум Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Мирзаева Р.М.,

членов президиума Сулейманова С.М., Гончарова И.А., Августиной И.Д., Гаджиевой Ш.В., Алиева М.Н., Гарунова И.З., Магомедова М.Г.,

при секретаре Шахбановой П.М.,

рассмотрел по надзорной жалобе представителя Министерства промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан ФИО1 гражданское дело по заявлению представителя заявителей ФИО2 и Магомедова Д.М. – адвоката Габиевой М.Ю. о замене стороны исполнительного производства.

Заслушав доклад председателя Верховного суда Республики Дагестан Мирзаева Р.М., выслушав объяснения представителя Министерства промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан ФИО1, просившей удовлетворить надзорную жалобу, представителя ФИО2 и Магомедова Д.М. – адвоката Габиевой М.Ю. и Магомедова Д.М., просивших в удовлетворении надзорной жалобы отказать, президиум

у с т а н о в и л :

Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Махачкалы от 14 ноября 2007 г. удовлетворены исковые требования ФИО2 и Магомедова Д.М. о признании права на получение компенсации на строительство жилья в связи с затоплением Ирганайского водохранилища. На отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций возложена обязанность заключить с истцами договор по выплате компенсации на строительство нового жилого дома.

На основании этого решения ФИО2 и Магомедову Д.М. выданы исполнительные листы для исполнения решения суда в части возложения на отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций обязанности заключить с ними договоры по выплате компенсации на строительство нового жилого дома, по которым 12 ноября 2010 г. возбуждены исполнительные производства.

Габиева М.Ю. - представитель ФИО2 и Магомедова Д.М., действующая на основании доверенностей, обратилась в суд с заявлением о замене стороны исполнительных производств – отдела Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций на Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан.

Заявление мотивировано тем, что Указом Президента Республики Дагестан № 54 от 3 марта 2010 г. «О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан» отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций упразднен, а его функции переданы Министерству промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан.

Определением Советского районного суда г.Махачкалы от 20 декабря 2010 г., оставленным без изменения кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 6 мая 2011 г., заявление Габиевой М.Ю. удовлетворено. В рамках исполнительных производств  и , возбужденных 12 ноября 2010 г., произведена замена стороны исполнительных производств - должника отдела Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций на Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан.

В надзорной жалобе представителя Министерства промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

В обоснование жалобы указывается, что судебные инстанции, произведя замену стороны исполнительных производств - отдела Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций на Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан не учли, что указанный отдел Указом Президента Республики Дагестан № 54 от 3 марта 2010 г. «О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан» упразднен, то есть ликвидирован. Распоряжением Правительства Республики Дагестан № 107-р от 14 мая 2010 г. во исполнение этого Указа принято решение о создании ликвидационной комиссии, которая создается в случае ликвидации организации. В соответствии со ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. С момента создания ликвидационной комиссии в соответствии со ст.62 ГК РФ полномочия по управлению делами юридического лица переходят к ней. Тем самым, права и обязанности ликвидированного отдела не могли перейти к Министерству промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан, они могли перейти только к ликвидационной комиссии, деятельность которой не завершена. Какие-либо документы отдела относительно жителей Унцукульского района, чьи жилища оказались в зоне затопления, министерству не переданы.

Определением судьи Верховного суда Республики Дагестан Шихгереева Х.И. от 22 сентября 2011 г. надзорная жалоба вместе с делом передана на рассмотрение по существу в суд надзорной инстанции – Президиум Верховного суда Республики Дагестан.

В соответствии со ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие основания по делу имеются.

Порядок и основания замены стороны в исполнительном производстве урегулированы ст.44 ГПК РФ и ст.52 Федерального закона РФ от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ст.44 ГПК РФ, на которую сослались суды первой и кассационной инстанций, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил (ст.52 Федерального закона РФ от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Из этих норм законов следует, что замена стороны исполнительного производства может иметь место только в случаях правопреемства.

Правопреемство юридического лица возникает в случаях реорганизации юридического лица, при уступке права требования, переводе долга и других случаях замены лица в обязательстве.

Нижестоящие суды, сославшись на ст.44 ГПК РФ и посчитав, что отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций выбыл из спорного правоотношения, в мотивировочной части определения не высказал и свои суждения, в какой именно форме произошло данное выбытие, произошло ли оно в результате реорганизации отдела, имели ли место уступка права требования, перевод долга и так далее.

Согласно ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Федеральным законом не предусмотрен переход прав и обязанностей юридического лица - органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке правопреемства в случае его ликвидации.

Нижестоящими судами эти нормы закона не применены, наличие оснований для перевода обязанностей по исполнительному производству на Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан не исследовано.

Удовлетворяя требования Габиевой М.Ю. - представителя взыскателей, суды посчитали, что в данном случае имеет место правопреемство, поскольку функции отдела Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций переданы Министерству промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан, в структуре которого выделен отдел по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций. Однако суды не учли, что закрепление за другим органом государственной власти государственных функций, которые ранее входили в полномочия ликвидированного органа исполнительной власти, само по себе не может свидетельствовать о правопреемстве, поскольку передача функций не влечет переход прав и обязанностей в правоотношениях, стороной которой являлся ликвидированный орган.

Указом Президента Республики Дагестан № 13 от 6 марта 2006 г. «О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан» в структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан учрежден отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций.

Постановлением Правительства Республики Дагестан № 52 от 27 февраля 2001 г. «Вопросы отдела Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций» утверждено Положение об отделе Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций, согласно которому отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций является органом Правительства Республики Дагестан по организации мероприятий по подготовке зон водохранилищ строящихся гидроэлектростанций на территории Республики Дагестан и имеет статус юридического лица.

Указом Президента Республики Дагестан № 54 от 3 марта 2010 г. «О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан» указанный отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций упразднен, его функции переданы Министерству промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан.

В соответствии со ст.62 ГК РФ орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

Во исполнение названного Указа Президента Республики Дагестан и требований ст.62 ГК РФ распоряжением Правительства Республики Дагестан № 107-р от 14 мая 2010 г. образована ликвидационная комиссия, которой поручено в установленном законом порядке обеспечить проведение ликвидационных мероприятий и по их завершении представить в Правительство Республики Дагестан соответствующие материалы.

Приведенные нормы закона, а также решения органов власти Республики Дагестан, свидетельствуют о выполнении совокупности действий, присущих ликвидации юридического лица, а не иных правовых действий.

В надзорной жалобе утверждается, что ликвидация отдела Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций не завершена, он не исключен из Единого государственного реестра юридических лиц, ликвидационная комиссия продолжает свою работу.

Эти обстоятельства судами не определены имеющими значение для правильного разрешения дела и не выяснены.

Между тем эти обстоятельства имели значение для правильного разрешения заявления о замене стороны исполнительного производства, поскольку в соответствии со ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а с момента назначения ликвидационной комиссии до завершения процедуры ликвидации юридического лица в соответствии со ст.62 ГК РФ полномочия по управлению делами юридического лица переходят к ней. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Кроме того, как это следует из материалов дела, судом первой инстанции заявление о замене стороны исполнительного производства рассмотрено в судебном заседании.

Согласно ст.155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

В соответствии с ч.1 ст.113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о том, что Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан надлежаще извещалось о времени и месте рассмотрения заявления о замене стороны исполнительного производства.

Имеющееся на л.д.134 письмо суда без номера и даты, на котором имеется дата неопределенного характера, при отсутствии сведений о направлении и вручении его, не может считаться надлежащим извещением Министерства промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан о времени и месте рассмотрения заявления о замене стороны в исполнительных производствах.

Отсутствие надлежащего извещения Министерства промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан признано и судом первой инстанции в определении о восстановлении пропущенного процессуального срока от 15 апреля 2011 г. (л.д.175).

Согласно п.2 ч.2 ст.364 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов кассационных жалобы, представления в случае, если дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания.

Несмотря на то, что данное обстоятельство, влекущее безусловную отмену определения суда первой инстанции, было указано в частной жалобе Министерства промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан, суд кассационной инстанции данный довод не рассмотрел, оценку ему в кассационном определении не дал.

На основании изложенного, руководствуясь ст.390 ГПК РФ, президиум

п о с т а н о в и л :

Надзорную жалобу представителя Министерства промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан ФИО1 удовлетворить.

Определение Советского районного суда г.Махачкалы от 20 декабря 2011 г. и кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 6 мая 2011 г. отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе судей.

Председательствующий Р.М. Мирзаев